19.04.2024 06:09

USD

EUR

Казань

Станислав Кучер: «Сегодня все соревнуются в том, кто лучше расскажет как у нас всё хорошо»

Образование и наука 19:12, 24.11.2016

kucher

В прошлые выходные в рамках фестиваля “Вместе медиа” в резиденции креативных индустрий «Штаб» состоялось выступление российского журналиста Станислава Кучера. Станислав рассказал о главных задачах СМИ, поделился опытом в travel - журналистике, а после дал интервью порталу «Казань24».

- Вы много путешествуете, в том числе и по России. Какие впечатления от нынешней Казани?

- Отлично. Правда, я многого не видел. Успел побывать только в Кремле.

- Станислав, скажите, хороший журналист – он какой?

- Хороший (улыбается). Я для себя сформулировал задачу журналиста. Корреспондент должен рассказывать аудитории о событиях, которых сам человек не узнает в силу отсутствия доступа к информации. Эти события могут повлиять на здоровье, благополучие и настроение человека.

Допустим, извержение вулкана в Исландии. Почему мы о нем расскажем? Во-первых, остановилось авиасообщение во всей Европе. Значит, событие отразилось на благополучии людей. Во-вторых, на здоровье. Кто-то будет ночевать в аэропорту. И, в-третьих, на настроении. Люди не попадут туда, куда хотели попасть. Я привел абстрактный пример. Уже не говорю о политической, экономической жизни страны или города, в котором вы живете. Если ваш губернатор ворует, а вы об этом знаете и можете рассказать, то важно это сделать. Воровство напрямую отражается опять же на настроении, благополучии, здоровье жителя. Если журналист говорит о подобных событиях и делает это интересно, то это хороший журналист.

kucher journalist media

Станислав Кучер на "Вместе медиа" в Казани

- Расскажите об уровне российской журналистики сегодня.

- Уровень общественно-политической журналистики упал. Одна из причин в том, что государство подчинило себе все СМИ, рассказывающие об общественно-политической жизни. Конкуренция снизилась. Немногие сейчас занимаются анализом событий в жизни страны. Сегодня все соревнуются в том, кто лучше расскажет как у нас все хорошо. Есть ещё одна причина: журналистикой занимаются все кому не лень. Корреспондентами становятся блогеры. Но я ничуть не переживаю за журналистику. Да, безусловно, журналистика, к которой мы привыкли, ушла в прошлое. Но придет новая.

- Сейчас становится популярен фриланс. В том числе и в СМИ. Что вы об этом думаете?

- Фриланс – это отличная форма журналистики, которая существовала всегда. Существовала и в Советском Союзе. Тогда, правда, было сложнее. Ты официально должен был быть привязан к какой-либо редакции. Но были журналисты, работающие в редакции, которые делали материалы и для других изданий. Так делал мой отец.

В 90-ые годы, когда исчезла статья о тунеядстве, появились корреспонденты, которые писали о чем хотели. А потом приносили свои тексты в разные издания. Конечно, работать в одной редакции всегда было комфортнее с точки зрения стабильности. Тем не менее, фриланс популярен. Сейчас особенно. За фриланс - журналистикой будущее. Я, будучи главным редактором журнала о путешествиях, большую часть материалов заказывал внештатникам. Содержать людей в штате просто дорого.

kucher3

На круглом столе "Город как медиа"

- Расскажите о периоде, когда вы называли себя стипендиатом «Комсомолки». Как вы начинали?

- В 14 лет я понял, что хочу быть журналистом. Тогда я жил в Орле. У нас была газета “Орловский Комсомолец”. Туда я и принес свой первый материал.

- О чем он был?

- О турнире теннисисток. Заметку опубликовали, а мне предложили сотрудничать. К 17 годам я написал около 30 материалов. Этого было достаточно для творческого конкурса в МГИМО. Я приехал в Москву, поступил с первого раза. Вскоре я понял, что никто никуда меня не определит. Я сам должен работать. Тогда я написал несколько статей, принес их в “Комсомольскую правду”. Первую статью о конференции ООН, которая проходила в МГИМО мы написали вместе с Сергеем Брилевым. Нашу заметку прочли и сказали: «Ребята, заметка плохая, но в вас что-то есть. Оставайтесь».

Мы остались и стали писать. Мне очень нравилось. Я начал печататься больше. После в “Комсомольской правде” установили международный телефон. Не помню, почему, но ответственный секретарь газеты Сергей Кушнерев предложил мне взять интервью у Рэя Брэдбери. Я неплохо знал английский, однако эта задача казалась мне невыполнимой. К тому времени я уже успел побывать в Штатах и знал, что существует такая справочная, где можно назвать фамилию человека и получить его телефон. Я достал номер, позвонил, представился журналистом, и Рэй Брэдбери дал мне интервью. Так я понял, что ничего невозможного нет, и взял серию интервью у Пола Маккартни, Стивена Спилберга, Джона Апдайка, Оливера Стоуна.

- И все они так легко шли на контакт?

- Шли. Я ведь был журналистом крупнейшей в Советском Союзе газеты, и за мной было 22 миллиона читателей. Это имеет значение. Может быть, мне везло. А может быть, я просто хорошо излагал свои мысли.

kucher2

- В одном из своих интервью вы говорили, что с удовольствием делали бы телепрограмму, задачей которой стало бы объединение людей. Как вы видите эту программу? И для чего вообще объединять людей?

- Случилось слишком много событий, которые направлены на разъединение людей. У нас разное отношение к власти, к присоединению Крыма, к войне на Украине. В обществе много причин для споров. Причем, в этих спорах истина не рождается, она умирает. Поэтому я думаю, что сейчас необходимо найти те темы, которые людей объединят. Что может людей объединить? Любовь, красота, добро. Всё это нам близко. Чем больше будет появляться площадок, где люди будут поднимать эти темы, тем лучше. Другими словами, сделай счастливыми максимальное количество людей вокруг, но для начала сделай счастливым себя. Ведь если ты несчастен, ты ни чем не сможешь никому помочь. Поэтому и нужны такие проекты.

- Вы работаете над подобными проектами сейчас?

- Да. Работаю. Думаю, в следующем году появится очень большая площадка. Но об этом мы с вами, надеюсь, поговорим в следующем году.

Беседовала Каролина Фасхиева

Фото: vmestemedia.ru, youtube.com

Новости партнеров