16.04.2024 11:58

USD

EUR

Казань

Фарид Мухаметшин: «Европейская миграционная политика, принятая в конце восьмидесятых, нуждается в существенной корректировке»

Политика 23:41, 16.01.2017

фарит мухаметшин госсовет

Почему в благополучных европейских странах обостряются межнациональные вопросы, эффективны ли европейские догмы о «толерантности» и «мультикультурализме» сегодня и как меняется отношение к России во властных кругах европейских элит - об этих и других вопросах, связанных c межэтническим и межгосударственным взаимодействием, а также различиям в отношении к межнациональным вопросам у России и Европы - в своём интервью рассказал председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин. Вместе с федеральным информационным порталом «Постфактум» мы публикуем беседу с почетным членом Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, доктором политических наук.

 

– За 20 лет членства России в Совете Европы наши отношения переживали разное. В начале декабря в Москву прибыл Турбьерн Ягланд, генеральный секретарь Совета Европы. Были встречи с руководством страны. Однако то похолодание, которое возникло почти три года назад после ситуации на Украине, похоже, преодолеть пока не удается обеим сторонам.

Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на специфику Совета Европы как общеевропейской институции, вобравшей в себя все уровни государственной власти государств – участников. В этой структуре выделяется 5 основных органов: Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Наиболее политизированным из них является Парламентская Ассамблея, состоящая из депутатов парламентов государств. Именно в этом формате представители Российской Федерации ощутили на себе двойные стандарты, избирательность подходов семьи европейских народов.

Конгресс местных и региональных властей, в котором я работал на протяжении 15 лет в составе российской делегации, олицетворяет собой региональное и муниципальное воплощение общеевропейской политики.

Конечно, после оглашения результатов Крымского референдума на очередной сессии Конгресса мы ощутили на себе политическое давление наших европейских партнеров. Особенно неприятным стало решение Бюро Конгресса, принятое в нарушение уставных процедур, по настоянию отдельных представителей так называемой «старой демократии» – о запрете проведения выездных заседаний в Российской Федерации. И это – несмотря на высокую организационную и содержательную готовность заседаний Комитета по актуальным вопросам и Комитета по мониторингу в городах Казань и Ульяновск!..

Несмотря на беспрецедентное давление, российская делегация продолжила свою работу в Конгрессе. Сегодня уже, наверное, можно приоткрыть завесу нашего секрета: вопрос о выходе из КМРВСЕ нашей делегации практически до дня вылета в Страсбург в марте 2014 года оставался открытым… Как патриот и политик, я полностью поддерживаю решение о продолжении работы представителей Российской Федерации в Конгрессе. За два с лишним года мы смогли донести до коллег нашу позицию и свое видение ситуации. Хочу заявить, что к началу 2016 года «градус напряженности» в отношении России медленно, но верно пошел на спад. И в этом я вижу результат и нашей кропотливой работы «на полях» мероприятий во Дворце Европы в Страсбурге.

– Вы провели в составе российской делегации в Совете Европы 15 лет, на протяжении четырех лет (два срока подряд) возглавляли Комитет по актуальным вопросам Конгресса - едва ли не рекорд в нашей стране. Можно ли отметить – как за это время эволюционировала сама политическая площадка, направленность данного органа?

Спасибо за глубокий вопрос. Скажу, что делегация Российской Федерации уже имела опыт работы в подобных структурах Совета Европы. Когда в 2001 году я вошел в состав делегации представителей Российских регионов и муниципалитетов, помню, как едва ли не на каждом заседании мы в роли «младших братьев» выслушивали бесконечные наставления о «подлинной демократии», толерантности, мультикультурализме для всех. На какой-то период отдельным членам делегации даже казалось, что мы и вправду на несколько веков отстали от передового европейского общества.

Оглядываясь на пройденный нами путь, отмечу: демократия в России есть, и ее традиции берут свое начало много столетий назад. Да, нам присущи не все черты европейской демократии, но наш опыт в этой сфере необходим и Европе для строительства крепкого «общеевропейского дома».

Мое избрание в 2012 году Председателем Комитета по актуальным вопросам (впервые с момента вступления Российской Федерации в Совет Европы в 1996 году представитель России был избран Председателем одного из комитетов Конгресса – прим. ред) расцениваю как признание многолетней разносторонней совместной работы всей нашей делегации в Конгрессе по укреплению авторитета Российской Федерации в европейском сообществе.

И вот уже в 2016 году мы, члены Российской делегации, рассказывали европейским партнерам о нашем опыте и накопленных практиках укрепления народовластия на местах, развития федеративных начал государственности, построения полиэтнического и мультиконфессионального общества, в основе которого не пустые термины «толерантности» и «мультикультурализма», а многовековой опыт сосуществования и взаимопроникновения народов, религий и цивилизаций.

Полагаю, что именно такой подход, основанный на уважении к памяти предков, традициям многонационального Российского государства должен стать прочной основой работы представителей нашей страны на любых общемировых площадках.

- В связи с этим, Фарид Хайруллович, хотелось бы спросить у Вас – есть ли вероятность того, что это отношение будет меняться быстрее в силу тех политических процессов, которые сейчас происходят в Европе?

Безусловно, такая вероятность есть. Однако не стоит забывать, что она может измениться как в ту, так и в другую сторону. За время работы в Совете Европы мне приходилось контактировать с сотнями политиков разных взглядов, настроений и лоббистских возможностей. Ряд экспертов-политологов как в России, так и за рубежом отмечают запрос общества на смену милитаристской риторики, вселяющей опасения перед «российской агрессией».

Граждане этих государств, в том числе и по результатам санкционной кампанейщины ощущают реальное ухудшение социально-экономической обстановки. Сокращение рабочих мест, снижение спроса от российских потребителей на свою продукцию. А это сотни миллиардов евро…

фарит мухаметшин госсовет татарстан

- Какая на Ваш взгляд, главная проблема сейчас стоит перед Советом Европы?

Трудно сказать односложно… Я вспоминаю март 2011 года, когда наши европейские партнеры с огромным воодушевлением восприняли характер и темпы «арабской весны» в государствах Северной Африки. В своей эйфории они даже приняли программы содействия местному самоуправлению в Ливии и Тунисе, запланировали приглашать этих людей в качестве ассоциированных членов на наши заседания…

Пять лет спустя миллионы граждан этих государств устремились в Европу ради спасения своих жизней от нескончаемых кровопролитных войн и внутренних противоречий пришедших к власти кланов. Мы неоднократно призывали европейских коллег наращивать усилия по принуждению к миру в государствах исхода беженцев, обращали внимание на скорейшее возвращение сирийцев, североафриканцев домой – по мере строительства мирной жизни. Будем следить за дальнейшим развитием ситуации в этом регионе…

Только в прошлом году в Европу прибыли миллионы беженцев. Надо честно признаться, это чужие общеевропейской культуре и ценностям люди. Носители иных традиций, обычаев и нравов. И первыми последствия столь масштабной миграции ощутили именно муниципальные власти, в связи с чем мы и дискутировали несколько дней на эту тему на мартовской сессии 2016 года. Возросла экономическая нагрузка, межнациональная напряженность.

На мой взгляд – европейская миграционная политика, принятая в конце восьмидесятых годов XX века, сейчас нуждается в существенной корректировке. Посмотрите, в таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Австрия – процент мигрантов среди населения уже приближается к 30-35%. В таких городах, как Лондон, Париж, Берлин возникли целые кварталы, населенные мигрантами, и местные власти эти районы практически не контролируют. Проблемы есть, и их надо решать.

- И в связи с этим вопрос. В чем на Ваш взгляд, различия в межнациональной политике Европы и России? Этот вопрос к Вам, еще и как к Председателю Ассамблеи народов Татарстана.

Россия изначально полиэтнична, ее считают своей Родиной представители более 190 национальностей и этнических общностей, которые говорят более чем на 250 языках. Исторически Россия формировалась как многонациональная держава, а политика ее строилась как процесс собирания земель, народов и культур в единое государство, в единый народ. Не случайно вопрос обустройства народов, их самочувствия и перспективы для нашей страны всегда был коренным и наиболее существенным. Как говорил философ Владимир Соловьев, «национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном существовании». Это один из самых важных и чувствительных вопросов, требующих ежедневного внимания властей всех уровней в нашей стране. В этой уникальности – многоцветье культур, языков, традиций и обычаев наших народов – наше богатство и наше отличие от других – моногосударств – потому и повышенное внимание ко всем аспектам этой важнейшей темы в Российской Федерации.

- Татарстан многие эксперты, в том числе и за пределами России, называют примером межнационального и межконфессионального согласия. В чем секрет?

Традиции толерантности в нашем народе имеют глубокие исторические корни. Достаточно вспомнить, как почти тысячу лет назад два развитых государства Восточной Европы – Киевская Русь и Волжская Булгария - заключили между собой мирный договор. Торговали, общались, дружили, помогали друг другу в сложных ситуациях. Такое богатство как добрые отношения между нашими народами складывалось веками.

В республике действует Концепция национальной политики, утверждена программа реализации нацполитики на 2014-2020 годы. Работают ведомственные целевые программы, способствующие развитию национальных культур, сохранению межнационального и межконфессионального согласия, а более частными вопросами гармонизации межнациональных отношений занимаются общественные структуры. Самые крупные из них - Общественная палата, Ассамблея народов Татарстана, Всемирный конгресс татар.

Ассамблея народов Татарстана объединяет 85 национально-культурных автономий и общественных организаций, представляющих 35 этносов. Всемирный конгресс татар консолидирует около 400 татарских национально-культурных центров, в том числе более 100 - за рубежом.

По данным Всероссийской переписи населения, в 2002 году в республике проживали представители 115 народов, а в 2010 – уже 173. Восемь крупнейших диаспор. Это татары, русские, чуваши, удмурты, украинцы, мордва, марийцы и башкиры.

В Татарстане сформирована целостная система национального образования, которая включает в себя не только изучение родного языка, но и всего исторического и культурного наследия народов, проживающих в республике. Во всех школах русский и татарский языки изучаются как государственные. Также действуют чувашские, марийские, удмуртские учебные заведения. Национальные языки изучаются и в воскресных школах.

Главное - есть внимание руководства республики к каждому из более чем 170 народов, проживающих на территории Татарстана. Накоплен большой опыт реализации национальной политики, но задействованы еще не все резервы. К этой работе можно подключить землячества, созданные во всех муниципальных районах и городах Татарстана, активнее использовать потенциал территориальных общественных самоуправлений.

- И тогда последний вопрос. На Ваш взгляд, какую роль играют межнациональные отношения в России в современных политических условиях?

Сегодняшний мир несет в себе повышенную угрозу именно в сфере межэтнических отношений. С обострением этнонационального вопроса вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А теперь – друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество менталитет прибывших мигрантов, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп.

Консолидация вокруг общих для всех народов нравственных ценностей при сохранении своих традиций, обычаев, языка, культуры, религиозной принадлежности – задача непростая, и в то же время это гигантский потенциал для развития общества и государства.

Именно поэтому сейчас как никогда важно объединить усилия государственных и муниципальных структур, общественных и религиозных организаций, активной части гражданского общества и молодежи. Как известно, в случае национальной политики лучше предупредить болезнь, чем потом ее лечить.

Как бы это пафосно ни звучало, но мирное сосуществование разных национальностей – гарант государственной безопасности России.

Беседовал Тимур Шайдуллин

Фото: tatar-inform.ru, kazanfirst.ru

Новости партнеров