18.04.2024 05:59

USD

EUR

Казань

«Менять шило на мыло не хочется», или Что обитатели казанских хрущёвок думают о реновации в Москве

Общество 16:03, 24.05.2017

На прошлой неделе мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что переселение жильцов из старых пятиэтажных коробок в новостройки и снос хрущёвок – это абсолютное благо, и отметил, что завидует федеральным коллегам, ступившим на тропу жилищной реформы. Тем самым градоначальник поддержал активно муссируемую в СМИ и блогосфере инициативу московских властей по реновации российской столицы. «Казань24» решила выяснить, как относятся к этой программе обитатели казанских хрущёвок и готовы ли они к добровольно-принудительному благу, если аналогичный проект запустят в Казани?

хрущевки

«Первичка» vs «вторичка»

В марте этого года на одном из заседаний республиканского Госсовета прозвучала идея последовать примеру Москвы и отдать под снос дома, построенные во времена «советов». Идейным вдохновителем выступил депутат Николай Рыбушкин, вероятно, негодующий оттого, что передовая Казань отстаёт в этом вопросе от своего «старшего брата».

Глава татарстанской столицы Ильсур Метшин также отметил, что не видит негативных моментов в программе реновации, которую запустили в Москве, поскольку комфорт жителей – это, вероятно, первоочередная задача, а жить в пятидесятилетних пятиэтажках – для многих никудышная перспектива.

метшин

«Как можно протестовать против того, что людей хотят из пятидесятилетних панелек с низкими потолками, с отсутствием каких-то удобств – в комфортное жилье? Безусловно, на данном этапе будут проблемы, но, на самом-то деле, это абсолютное благо», — сказал градоначальник.

К слову, реновация по примеру Москвы нас пока не коснулась, однако практика переселения в городе успешно применяется не первый десяток лет (пусть и не так масштабно): вспомним хотя бы «шаймиевскую» программу переселения из ветхого жилья.

Если же правительство Татарстана возьмет на вооружение столичную затею, то под снос может пойти 1/8 часть (данные портала «Реальное время» – прим. ред.) всего жилфонда Казани или 3 миллиона квадратных метров независимо от их состояния (по аналогии с практикой Москвы). Вместе с тем, эксперты рынка недвижимости, как и рядовые горожане, уверены, что списывать хрущёвки со счетов не стоит, несмотря на их солидных возраст (большинству пятиэтажек впору праздновать 60-летний юбилей).

«Я думаю, что хрущевки прослужат еще достаточно долго, но это с точки зрения эксплуатации, – говорит глава гильдии риелторов РТ Андрей Савельев, – С точки зрения экономики… У нас в Казани целесообразно сносить двух-трёх-этажные дома, поскольку цена на земельные участки под этими домами равняются стоимости квартир. В Москве земля очень дорогая – уже можно сносить пятиэтажки».

андрей савельев

Савельев отмечает, что программа станет «абсолютным благом» только при условии правильной реализации. То есть, доводы «отказников» о том, что добровольно-принудительный переезд пусть и в новый дом, но в другом районе – это, мягко говоря, неразумно – вполне оправданны.

«Вообще, на мой взгляд, запуская программу реновации, нужно смотреть не на этажность сносимых домов, а на степень износа. У нас есть очень много домов, находящихся на грани аварийности. Считаю, что более правильным решением будет запустить второй виток программы ветхого жилья, нежели реновацию.

Сама идея реновации, бесспорно, хорошая, но другой вопрос – как это будет реализовываться? Потому что переезжать из двухкомнатной хрущевки в центре города в новостройку в Авиастроительном районе едва ли кто-то захочет. Идеальным вариантом, я думаю, было бы построить новый дом на месте того, который снесли, а пока дом строится, жильцам дают временное жилье из жилфонда. Потом люди возвращаются уже в новые квартиры.

Вот это, как сказал Ильсур Раисович, действительно абсолютное благо. На таких условиях, конечно, все согласятся. Если в Казани программа реновации пойдет по такому пути, то это станет одной из самых успешных жилищных программ, а кроме того рейтинги наших органов власти резко вырастут не только в глазах населения, но и на федеральном уровне».

В беседе с «Казань24» эксперт также отметил, что хрущевки как торговая единица на рынке недвижимости до сих пор может с лёгкостью дать фору новостройкам благодаря качеству строительства и относительной дешевизне за «квадрат» жилплощади.

ключи

«Хрущевки на рынке достаточно популярны. Большим спросом пользуются кирпичные, нежели панельные пятиэтажки, хотя надо смотреть не на разницу материалов, из которых построены дома, а на качество строительства. Несмотря на то, что хрущевкам уже свыше 50 лет, они могут конкурировать с некоторыми новостройками. К сожалению, у нас на первичном рынке часто встречаются недобросовестные застройщики, из-за которых страдает качество строительства. Я знаю один панельный дом, где изначально прокладывали медную проводку, и его качество намного лучше современных домов. Дом, кстати, достался самим строителям», – рассказывает Андрей Савельев.

С мнением нашего собеседника согласна также директор по развитию бюро недвижимости «Альтера» Инна Адгамова. Она уверена, что несмотря на активные промо-акции застройщиков – ипотечные каникулы, низкие ставки по кредитам и так далее – хрущёвки не сдают свои позиции и по-прежнему пользуются спросом у жителей Казани. Особенно у молодых семей и студентов, а также у тех казанцев, кто много лет прожил пятиэтажках и не готов покидать насиженное гнездо.

«Казанцы, кто живет в старых домах, переезжать зачастую не хотят – они привязаны к школам, к детским садам, к местам работы. Что касается инвестиционного потенциала, то мы рекомендуем инвесторам рассматривать дома такого типа. Почему? Например, владелец будет сдавать квартиру в аренду, и если человек купит хрущевку за 2 миллиона или квартиру за 3 миллиона в новостройке, то разница в стоимости аренды будет совсем небольшая. Годовая рентабельность у хрущевки будет выше. Плюс квартиру можно сдать в аренду уже сегодня, не вкладывая деньги в ремонт и не дожидаясь сдачи дома, как было бы в случае с жильем в новостройке. Рентабельность хрущевки – примерно 7-10 процентов, новостройки – 3-4 процента», – резюмирует Инна Адгамова.

Сносить нельзя реконструировать

Доводы госмужей о том, что дома, возведенные в 60-ых годах, сегодня находятся в состоянии упадка в прямом и переносном смыслах, опровергают сами жители хрущёвок, заявляя, что после капитального ремонта пятиэтажки смогут прослужить еще не одно десятилетие.

Так, например, пенсионерка Татьяна Харламова, чей дом расположен по улице Кошевого в Авиастроительном районе, говорит, что пятиэтажка находится в хорошем состоянии и не вызывает нареканий как внешне, так и внутренне. Помимо капитального ремонта, в канун Универсиады-2013 в Казани фасады домов по этой линии «проапгрейдили» и раскрасили в цвета спортивного мероприятия. Переезжать Татьяна не собирается – новые дома отличаются не только плохим качеством строительства, но и большим количеством соседей, и друг о друге люди практически ничего не знают, считает она.

кошевого

«Я живу в кирпичной хрущевке, в Авиастроительном районе. Мне здесь всё нравится, кроме маленькой кухни и планировки комнат. После ремонта дом в хорошем состоянии, проблем с горячей водой нет, квартира тоже теплая, причем в любое время года. Хороший двор, зеленый, людей в доме живёт мало и почти всех их знаешь. Раньше жила в панельной хрущевке, и она мне не нравится. Всё слышно, дома вечно холодно. Бетонная коробка, одним словом», – говорит жительница Казани.

О халтурной работе современных застройщиков нам рассказал и сотрудник местного МВД Антон, который переехал в панельную хрущевку из девятиэтажной новостройки в Авиастроительном районе на улице Челюскина, где получил квартиру по программе предоставления жилья молодым семьям.

«Девятиэтажка, современная планировка, большая кухня в 9 квадратов, но дом был монолитным и там было очень много вопросов по качеству строительства. Не было никакой шумоизоляции, доходило до того, если люди делали ремонт на втором этаже, я на седьмом всё слышал, если они перфоратором долбили – мы в квартире друг друга не слышали, без преувеличения. Но хрущёвка хрущёвке рознь – мы в монолитную новостройку на Челюскина переехали из панельной хрущёвки. Она фактически ничем не отличается от монолитного дома, там тоже никакой шумоизоляции.

Ну и также были моменты (в новостройке – прим. ред.): в одном месте между комнатами прямо в стене мы нашли дыру, заделанную пенопластом. А с виду всё было нормально. Потом пошла плесень по углам, это явно нарушение норм строительства – то ли раствор зимой заливали, то ли слишком много антизамерзайки… Плесень пошла и пришлось все разбивать, обрабатывать, штукатурить. В ванной комнате было только подобие вентиляции. Приточки не было – только вытяжка. Поэтому воздух там не циркулировал.

И ещё проблема – перед началом отопительного сезона осенью было холодно, потому что монолитные стены тонкие, голый бетон, никаких воздушных подушек и было холодно», – поделился Антон.

хрущевка

На вопрос, почему его семья выбрала хрущёвку, он честно отвечает – там теплее. Теплее за счёт толстых кирпичных стен (до 80 сантиметров) и деревянного пола, сохраняющего тепло лучше бетонного. Кроме того, советские постройки выигрывают и в расположении. В случае Антона – это Московский район, практически центр города. Во дворе дома много пространства для прогулок с детьми, а также не возникает проблем с парковкой, говорит он.

Говоря о реновации, казанский правоохранитель замечает, что планы властей и их реализация не должны противоречить друг другу.

«Здесь очень важно, чтобы изначальные планы и задумки соответствовали реализации. Если бы мне сейчас предложили переехать из моей кирпичной хрущёвки в новостройку, то я бы, наверное, был против. Сейчас очень хромает качество новых домов, в основном это монолит, делают все быстро, даже впопыхах. Сомневаюсь, что соблюдают все строительные нормы и вот переезжать из такого проверенного жилья во что-то непонятное конечно не хочется. Плюс новое жильё обычно в тех микрорайонах, где нет инфраструктуры... Важен вопрос этажности домов – многоподъездный дом – это муравейник. Жители друг друга не знают, это влияет на безопасность. Работает принцип «своя рубашка ближе к телу», а что там происходит у соседа в таких домах мало кого волнует», – рассуждает горожанин.

«Несносные» дома

Разумеется, когда ностальгический флёр советского прошлого рассеивается, перед глазами современного жителя предстаёт реальная картина со всеми недостатками пролетарского жилья: слабая проводка, крошечная жилплощадь, отсутствие лифта, старые трубы, устаревшие или вовсе отсутствующие счётчики и, как следствие, трудноконтролируемые коммунальные расходы.

Сотрудник одного из отделов казанского управления ЖКХ Никита Гатауллин заявил нам, что его огорчает отключение горячей воды как минимум два раза в год и плохая шумоизоляция – находясь в одной из комнат, он может запросто услышать звонок телефона соседки снизу и реплики её собеседника.

никита

Никита Гатауллин

«В своей квартире я застеклил балкон, и если мой балкон протекает, или его затопят соседи, то при ремонте на это никто не обратит внимание, потому что фактически я являюсь нарушителем. В этом смысле реновация обнадеживает, потому что балконы делают сразу с остеклением. Кроме того, в пятиэтажках нет лифтов, а в некоторых случаях подниматься на свой этаж жильцам бывает затруднительно. Я только и слышу: «Долбанные хрущевки».

Но у таких домов есть и плюсы в сравнении с новостройками. В этом случае у тебя уже есть дом, тебе не надо ждать, когда его построят. Менять шило на мыло не хочется. Любая реновация, если мы о ней, это всегда какие-то выселки, переезды, непременно будут проблемы с транспортом в новом месте, а здесь уже всё есть – сады, школы, транспорт», – рассказывает он. Никита уверен, что реновацию в Москве затеяли ради «отмывания денег», а людей не переселят в дома, равноценные тем, из которых их выселят.

«К тому же строить будут массово, гнать как на конвейере, заставят спешно принимать дома. К домам прикрепят УК, которую не выбирали. Может, жильцы ТСЖ хотели? А чтобы отказаться от управляющей компании, нужно дождаться, когда дом полностью заселится собственниками», – объяснил он.

По словам казанского художника Аркадия Афанасьева, в квартире, которую он сейчас снимает в панельном доме старого образца, тоже отчетливо слышно каждое сказанное соседями слово. Он также отмечает, что в хрущёвках проживает много престарелых людей, но, когда они «уходят», в их квартиры заселяется молодежь, которой обычно наплевать на порядок в доме и тишину.

«Если не было в доме капремонта, – продолжает Аркадий, – то в доме обязательно будут проблемы с теплом, водой, канализацией, протекающими крышами. Если капремонт был, то всё замечательно. Очень большая проблема в старых панельных домах – это вентиляция. Она практически отсутствует. Принудительная вентиляция хороша, когда готовишь, например, но она шумит и не спасает. В домах есть проблемы с электроснабжением, потому что всё делали по старым ГОСТам. Нет возможности, допустим, одновременно включить пылесос, компьютером и чайник или микроволновку. Всё надо делать аккуратно. Проводка в капитальный ремонт не входит, поэтому если её обновлять, то делать это только своими силами. Ну и отсутствие лифта – это всегда минус, конечно.

Плюсы панельных домов в их расположении. Их строили так, чтобы в каждый дом проникало солнце, и не было такого, что у кого-то сторона южная, а у кого-то северная. Сейчас дома так строят, что на первых этажах у людей и вовсе солнца в квартире нет. Также придомовые территории достаточно большие. В таких районах жизнь гораздо спокойнее, размеренная. Людей в доме не так много».

Аркадий Афанасьев

Афанасьев, как и Гатауллин, к программе реновации относится с недоверием, говоря, что московские власти преследуют корыстные цели. Он приводит в пример Санкт-Петербург, где хрущевки не только сохраняют, но и модифицируют – устанавливают лифты наружного действия. А в Казани, считает местный житель, в первую очередь нужно разобраться с бараками, где до сих пор живут целыми семьями.

«Минус панельных хрущевок, наверное, в маленьком метраже и неудобной планировке. У нас в квартире маленькая кухня, комнаты проходные, и это неудобно, – сетует на «панельку» доцент КФУ Вадим Шурыгин, – Зато у нас хороший зелёный двор, дети могут спокойно гулять. Молодой семье купить квартиру в таком доме – очень хороший и выгодный вариант.

вадим

Вадим Шурыгин

Нет проблем с парковкой, как, например, в новостройках. В доме проводили капитальный ремонт, поэтому он сейчас хорошо выглядит и находится в отличном состоянии. Уезжать в новостройку не собирался, поскольку добираться от дома до работы удобно.

Сравнить с жизнью в кирпичном доме я не могу, но по поводу слышимости и холода в квартире ничего скажу. Соседей можно услышать если только через розетку, а зимой дома очень даже тепло».

Второе дыхание

Воспоминания о временах «ботиночного» секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва до сих пор живы не только на территории стран бывшего СССР, но также за их пределами. Например, в Восточной Германии, где постройки советского образца в прошлом веке получили большую популярность, реновация идет по пути созидания, а не разрушения.

хрущевки в германии

В городе Галле, что находится Саксонско-Анхальтской земле, невзрачные пятиэтажки превратили в красочные современные дома с обложек авторитетных журналов о дизайне и архитектуре. В домах сократили количество подъездов и «урезали» этажи.

хрущевки в германии

В Калининграде власти потратили 16 млн рублей на то, чтобы три дома советского периода превратились в «ажурное» напоминание об архитектуре Ганзейского союза, в который в прошлом входил и Кенигсберг. О ремонтных работах на Ленинском проспекте одно время писали и говорили десятки региональных и федеральных СМИ. В отличие от московской реновации, реконструкция домов вызвала лишь положительный отклик…

калининград хрущевки

Потому, исследуя отечественный и зарубежный опыт, невольно задаешься вопросом, что, возможно, абсолютное благо кроется в народной мудрости «ломать – не строить»?

Анна Кузина

Фото: galkyk.livejournal.com, domofoto.ru, smartfon-films.ru, скриншот Яндекс.карты, личные страницы героев во «ВКонтакте»

Новости партнеров