25.04.2024 17:44

USD

EUR

Казань

«Архаика в речах русских националистов и Михаила Щеглова про Татарстан и татарский язык» – мнение Ильнура Ярхамова

Общество 13:42, 25.05.2017

Накануне, в День славянской письменности и культуры, в Казани прошло заседание дискуссионного клуба «Общества русской культуры РТ» на тему «Государственность внутри России - благо или беда страны?». Сами организаторы назвали встречу в гостинице «Волга» конференцией и заявили откровенный разговор о статусе татарского и русского языков. Редакция портала «Казань24» попросила одного из участников дискуссии, журналиста Kazanfirst.ru Ильнура Ярхамова рассказать, как прошла дискуссия и поделиться своими впечатлениями от обсуждения и выступлений спикеров.

ярхамов

Равноправие народов и статус республики

 

«Что делать общественнику-националисту, если журналисты не берут комментарии, на уличные акции приходят считанные десятки сторонников, и никто не приглашает на публичные дискуссионные мероприятия?

Надо поднять тему об отсутствии равноправия народов и языков в Татарстане и о статусе республики, заявить о своих взглядах речами друзей, которые сидят в Москве и Новосибирске и провести вечер в очень узком кругу единомышленников. Это должно скрасить обыденность.

А если туда явятся политические оппоненты, то для формальности дать выступить одному из них, а речи других заглушить криками и репликами опять же своих сторонников. На своих кричать нельзя, призывать к порядку тоже, потому что они говорят ровно то, во что общественник-националист верит и считает правдой. Именно так вчера провел дискуссионный клуб глава «Общества русской культуры РТ» Михаил Щеглов. Он предложил обсудить статус татарского и русского языков, привязав всё это к теме заключения договора по разграничению полномочий между Татарстаном и Москвой.

общество русской культуры михаил щеглов

К слову, личная позиция Михаила Щеглова по этим двум большим вопросам за последние 3-4 года ничуть не поменялась, не эволюционировала и не развивалась. Он так же привычно говорил, что в республике есть этнолингвистический конфликт, что русских детей в школах из-под палки заставляют учить татарский язык. А если человек язык не выучит, то ему закрыта дорога во власть и бизнес. Последние события в сфере бизнеса и власти (например назначение премьер-министром РТ Алексея Песошина) стабильно продолжают обходит стороной память и широкий кругозор Михаила Щеглова.

В гостинице «Волга», около 10-12 собравшимся участникам дискуссионного клуба Щеглов показал видеообращение русского националиста-блогера Егора Холмогорова, который тот записал ещё во вторник. Собрание проходило в среду. Сторонники Щеглова всячески поддакивали репликам и комментариям по тем или иным вопросам в Татарстане.

А вот явившиеся на встречу журналист и блогер Римзиль Валеев и председатель ВТОЦ Фарид Закиев с удивлением обнаружили, насколько же архаичны суждения Холмогорова.

Например, интернет-гость вечера из Москвы настаивал, что по российской Конституции единственным государственным языком в стране считается только русский язык. При этом он посетовал, что в России много разных регионов, в том числе национальных республик и что было бы правильно всех приравнять.

По его словам, во всех нацрегионах России чрезмерное внимание уделяется национальным языкам в ущерб русскому. Холмогоров уверен, что качество владения русским языком гражданами России напрямую и исключительно зависит от количества часов его преподавания в школах. А преподавание национальных же языков сводится к профанации.

— Настоящего изучения ни татарского, ни башкирского ни другого языка не происходит. При этом учащиеся теряют часы, которые они могли бы затрачивать на изучение русского языка. И тем самым происходит их фактическая дискриминация по отношению к тем учащимся, которые изучают русский язык в большем объёме. То есть, представьте себе двух абитуриентов которые поступают в вуз Москвы. У одного было, например, 8 часов русского языка в неделю. А у другого — 6 часов. А два часа были отведены на изучение другого регионального языка, который не пригодится ему в жизни. Тот, кто изучал русский язык 8 часов, тот будет в заведомо приоритетном положении, чем тот, кто изучал русский язык 6 часов, — говорил Холмогоров.

холмогоров блогер

Логично было ожидать после этих его слов, что разговор приобретёт более фактологическое содержание. Например, какие регионы России лидируют по результатам ЕГЭ по русскому языку, а какие в аутсайдерах? Действительно ли высокие результаты по экзаменам объясняются количеством часов русского языка в школах? Или всё дело в качестве и методологии преподавания языка? И сколько часов русского необходимо в неделю для оптимального знания языка?

Но спикер решил навести драмы и эмоций, которые, по его мнению, поддержали бы правоту высказываний. Такие аргументы звучат обычно на передачах «Пусть говорят» или что-то в этом роде и они не чужды Холмогорову.

— Дискриминация по языку очевидна. Она затрагивает самые незащищённые слои населения: детей, школьников, студентов. Для них языковые эксперименты могут привести к трагедии всей их жизни. Своевременно и недостаточно полученный балл по русскому языку может у человека похоронить карьеру, похоронить достойное образование на всю оставшуюся жизнь. Один этот аспект требует серьёзного нашего внимания, — считает Холмогоров.

Он не обошёл стороной и тему с договором о разграничении полномочий между Татарстаном и Москвой. Суть его высказываний свелась к тому, что несправедливо, когда в России только один регион заключил подобный договор с федеральным центром. Несправедливо, что такого же договора нет у Тульской, Рязанской и других традиционно русских регионов. Поэтому Татарстан должен быть равнее всех равных субъектов России и отказаться от договора. Татарам надо отказаться от статуса республики у своего региона и ограничиться тем, что можгл представить как «национально-культурная автономия», говорил нацблогер. А устремления у татар к особенному положению в России Холмогоров объяснил наличием «квазиимперского экспансионистского сознания».

В принципе, на этом спикеру можно было бы остановиться. Потому что поле для дискуссии было задано. Но русский националист начал ворошить историческое прошлое татар, давая негативную оценку историческому самосознанию народа. Например, Холмогоров недоумевал, почему в Казани якобы процветает культ Чингисхана и Батыя. По его рассуждениям, татары должны ненавидеть этих исторических личностей, потому что они уничтожили Волжскую Булгарию, заставили народ сменить наименование этноса, самосознание и язык.

Холмогоров тут сослался на британского историка Артура Тойнби и употребил его термин «провокация призрака Золотой Орды». Русский националист не видит смысла в изучении и внимательном рассмотрении политической и культурной стороны Золотой Орды и всякое её возвеличивание. В тоже время Холмогоров уверен, что «авторы и публицисты из татарстанской Академии наук РТ» Россию считают страной-оккупантов, которая разрушила привычный уклад жизни жителей Казанского ханства.

Михаил Щеглов: «Не зная татарский язык, русским во власть и бизнес не попасть»

Все эти реплики и словесные конструкции Холмогорова не имели бы дальше смысла, если бы Михаил Щеглов не поделился, можно сказать, наболевшим. Он, похоже, давно мечтает попасть повыше, во властные структуры, управлять народами, людьми, диктовать, по каким законам им жить. Видимо, бремя маргинального общественника-националиста всё больше и больше даёт о себе знать.

— Обязательный татарский язык — он как бы даёт тебе некий фильтр. Если ты его знаешь, то ты можешь попасть во власть. А вот все те, кто не знает, во власть и бизнес никак не попадут. Речь идёт о региональном языке как о вертикальном лифте. Получается, что раз русские не знают татарского языка, то значит у них не будет возможности строить карьеру здесь в регионе, строить свой бизнес, — уверял Михаил Щеглов.

общество русской культуры

Также Щеглов недоумевал, зачем татарам в Татарстане какие-либо атрибуты государственности. Они им не нужны. Этот тезис он объяснил тем, что татары широко разбросаны по России, их насчитывается около 7 млн человек. А в Татарстане проживает только 2 млн человек, то есть меньшинство. Таким образом, раз у татар нет своего региона, где они компактно проживали бы в большинстве, то, по Щеглову выходит, что и своя Конституции, структура власти и договор с федеральным центром им не нужны.

Римзиль Валеев отказался комментировать слова Холмогорова и Щеглова. Он сказал, что более 20 лет тому назад уже написал книгу «Татары у себя дома». Там он все звучавшие сегодня доводы русских националистов уже комментировал. «В ваших словах ничего не изменилось», — сказал Валеев.

А вот слова про Золотую Орду Римзиля Валеева задели за живое. Ещё бы это не задело. Он заявил, что недавно написанный семитомник по истории татар готовили не только «публицисты и авторы татарстанской Академии наук РТ», но и московские историки. Например, Вадим Трепавлов, Олег Платонов и так далее (примечание «Казань24»: вместо Олега Платонова Римзиль Валеев имел ввиду Антона Горского). Римзиль Валеев посоветовал собравшимся почитать их труды. Может это прочтение приведёт хоть к какому-нибудь развитию позиции сторонников Щеглова и его самого.

римзиль валеев

Настала очередь говорить Фарида Закиева. Он не был готов выступать, спорить или оппонировать. Первые слова он произносил в растерянности и робко. Он рассказал, что в Татарстане на самом деле государственным языком является русский, но не татарский. Закиев поведал, что однажды пришёл в мэрию Казани и начал говорить на татарском. Служащие исполкома его тут же осекли и попросили перейти на русский язык, потому что не понимают, о чем он говорит. Единственное, чему тогда смог обрадоваться Закиев — это тому, что заявление на согласование митинга у него всё же приняли на татарском языке.

Пока он пытался обосновывать равноправие русского и татарского языка, участники и сторонники Щеглова его несколько раз перебивали. Сам Михаил Щеглов спокойно за этим наблюдал, ему неважно было, чтобы его политический оппонент полностью, несбивчиво, высказал свою позицию. Однако число желающих покричать на Закиева, перебить его, задать ему провокационный вопрос оказалось очень большим. Тогда Щеглов вмешался и призвал к порядку. Действительно, собрание начало переходить в базар и хаос.

Автор строк хотел задать простой журналистский вопрос Михаилу Щеглову: «С какой целью он собрал дискуссионный клуб? Почему в качестве основных спикеров выбрал жителей Москвы и Новосибирска? И в чем именно выразилось негативное влияние татарского языка на русский в республиканских школах? Может результаты по ЕГЭ по русскому начали падать? Или по телевизору и радио вещают сплошь на неправильном русском языке? Или есть случаи, когда абитуриент покончил жизнью, так как не набрал нужное количество баллов по русскому языку и не поступил в столичный вуз?»

Я поднимал руку дважды. Сначала, после слов Фарида Закиева, а затем после речи спикера из Новосибирска Ростислава Антонова. Но Михаил Щеглов посчитал, что правильнее будет дать слово парню из задних рядов, так как он громче всех кричал, вставлял реплики и перебивал Фарида Закиева. Парень представился как Денис Юрьевич, учащийся в Академии народного хозяйства и госслужбы в Москве. Он также себя назвал русским по национальности и по этносу.

Говоря короче, Денис Юрьевич практически лил елей в уши Щеглова, говорил абсолютно все, во что он верит и считает правдой. Щеглов в ответ ему поддакивал. Оговоримся, что Щеглов дал Денису Юрьевичу на выступление всего 3 минуты. Но парень в итоге выступил монологом более семи минут.

Римзиль Валеев, Фарид Закиев и автор строк в итоге решили покинуть собрание, потому что модератор собрание фактически никак не вёл и не давал возможности озвучить альтернативную позицию. А в спину нам сторонники Щеглова кричали, что мы уходим потому, что нас победили аргументами и нам нечего сказать. На безобразно организованном дискуссионом клубе, где господствуют монологи, приятные ушам Михаилу Щеглову, нам, действительно, нечего сказать. Да, это правда».

Мнение Ильнура Ярхамова

Фотографии автора

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Новости партнеров