19.03.2024 09:07

USD

EUR

Казань

Брендовый монастырь. Как с бутылок воды «Раифский источник» пропал Раифский монастырь

Религия 09:45, 18.08.2017

раифский источник 4

Православный активист из Казани в течение нескольких лет добивался того, чтобы с этикеток воды «Раифский источник» исчезло изображение собственно Раифского монастыря. В результате, когда в прошлом году производитель воды поменял дизайн наклеек на бутылках, Дмитрий Клинцов посчитал, что в этом решении есть и его заслуга. Хотя в компании-производителе говорят, что редизайн не был связан с какими-то конкретными претензиями, а был обычным маркетинговым ходом. В интервью «Казань24» Дмитрий рассказал о том, как делал всё от него зависящее, чтобы прекратить тиражирование образа Раифского храма в коммерческих целях

Сегодня в информационном пространстве то и дело возникают истории о том, как верующие отстаивают свои взгляды публично. Самыми резонансными принято считать суд над уральским блогером Русланом Соколовским и регулярные споры и громкие заявления вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». Что-то похожее временами происходит и с производителями питьевой воды - так, многие россияне удивились неожиданному сотрудничеству бренда «Святой источник» и компании-владельца прав на героев «Звёздных войн».

С недавнего времени жители Татарстана заметили изменение этикетки на бутылках популярной воды «Раифский источник».  Сейчас можно обнаружить, что с бутылок полностью исчез хотя бы намёк на храм именно в Раифе. Вроде бы, что может стоять за обычным маркетинговым ходом компании, разливающей воду? Однако казанский православный активист Дмитрий Клинцов считает, что именно ему принадлежит заслуга в редизайне этикеток. Мы пообщались с Дмитрием и выяснили, как после службы в вооруженных силах он предался постижению православия, изучению религиозных книг и пришёл к выводу, что изображение храмов на коммерческих продуктах - святотатство.

Первообраз на этикетке

— Как вы пришли к выводу, что нужно вот так защищать свои религиозные взгляды?

— Все началось с поездки в электропоезде Казань-Вятские Поляны. Мы ехали в Вятско-Полянский монастырь, который туда переехал из Риги. Они в Риге терпели гонения от прибалтийских властей. Это началось при развале СССР. Они все в Вятско-Полянском монастыре — ревностные.

В поезде нас было шестеро. На лавке в электричке я увидел валявшуюся бутылку «Раифского источника». Мы ехали три часа, поэтому об этом — изображении монастыря на этикетке воды также побеседовали. Среди нас были прихожане различных храмов, в том числе из храма Николая Чудотворца на улице Баумана, и там особо ревностные прихожане. Мы начали кампанию за то, чтобы удалить изображение с этикетки. Ведь на ней изображен целый монастырь, хотя и частично. Если монастырь, то внутри находится храм, а внутри храмов — различные евангельские изображения, изображения святых.

А есть же решения Первого Вселенского собора, что мы поклоняемся не доске и не изображению, а первообразу. Есть даже праздник, во время которого всегда повторяется, что поклоняемся не доске, а первообразу.

— О каком празднике речь?

— Есть праздник по решению Первого Вселенского собора об иконопочитании. Различные сектанты, например, баптисты говорят, что мы поклоняемся доске. Мы поклоняемся не доске, а перовообразу! А если на бутылке изображен практически фрагмент монастыря, то там внутри столько святых… А мы это берем и в итоге отправляем в отхожее место.

Я был в Почаеве — одной из пяти Лавр. Это на Западе Украины. И там тоже разливается почаевская вода. Она развозится в больших объёмах, фурами-машинами. Там являлась Матерь Божья и оставила свою стопку на камешке. И там написано на бутылке, что этикетка содержит фрагменты священных изображений, просим не выбрасывать, а сжигать надлежащим образом! Такие предметы обычно или сжигают, или бросают в какое-нибудь чистое место. Например, пустить этот предмет по речке, чтобы его съели рыбки.

- И всё-таки, Дмитрий, что вы конкретно предприняли для того, чтобы убрать монастырь с этикеток?

- Мы провели акцию. Собрали около 200 подписей и направили письмо управляющему епархией – архиепископу Анастасию и управляющему Раифским монастырем игумену, а также и производителю воды. То есть, в три адреса написали письмо.

Архиепископ Анастасий не ответил, игумен на бумажном носителе тоже, а ответил сразу же производитель, даже не дожидаясь 30-дневного срока. Он сказал, что есть благословление патриарха на разлив воды из Раифского источника.

Руководители предприятия рассказывали, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй освятил источник в Раифском монастыре в 1997 году, при этом отмечая, что здесь «не выпускают и бутилируют «святую воду», и верующие люди прекрасно понимают это… И монастырь, и мы всего лишь пользуемся общей водяной скважиной. Никакого отношения ни монастырь к нам, ни мы к монастырю не имеем. Часть же дохода от реализации воды мы жертвуем на восстановление Раифской обители» - прим. "Казань24"

раифский источник 1

Прежняя этикетка воды, к которой, по словам производителей, периодически возникали претензии

Кстати, в этом Варваринском храме служил отец Владимир Пономарев, он историк. Сейчас он перешёл в микрорайон Азино, и построил там храм Александра Невского. Отец Владимир мне сказал, что есть решение патриарха Алексея Второго, чтобы не наносить на различных атрибутах православную символику, другими словами — запретить ее. В интернете опубликовано это решение собрания Московской епархии.

Далее мы подготовили следующее обращение уже без сбора подписей. Я подписал его один, как руководитель инициативной группы. Обращение было следующим: патриарх приезжал в Раифу, освещал источник, но он благословлял разлив воды, а не нанесение изображений на бутылку. Они что-то мне ответили и, похоже, поняли, что им нужно что-то делать, чтобы устояла марка, бренд их воды. И производители стали закреплять за собой товарный знак и даже нанесли на бирке, что этот товарный знак принадлежит фирме ООО «Перспектива».

Решение проблемы не двигалось, заглохло, потому что Анастасий молчал. Игумен монастыря Всеволод Захаров, ныне покойный, тоже молчал. А потом во время поездки в Воткинск я познакомился с одноклассником игумена Раифы Всеволода Захарова по имени Николай. И по возвращению в Казань мы поехали к Захарову на прием.

Николай с Всеволодом учились вместе 10 лет, игумен жил напротив вокзала. Он очень не хотел меня принимать, но потом принял на две минуты и даже не благословил. Обычно перед приемом все священники благословляют пришедших к ним людей, а Захаров просто выбежал и сказал: «На две минуты». А сам говорил, наверное, минут 20, о том, что, мол, теперь давайте бороться с нанесением «ХВ» — надписей «Христос Воскресъ» на яйцах к Пасхе. Я уверил, что мы до такой крайности не опустимся. Он мне пообещал, что решит этот вопрос. То есть, производители, как минимум, с ним советовались. Потом, в связи с тем, что Анастасий и игумен не отвечали, мы подали заявление в церковный суд. В то время он находился в Краснодаре.

— Это был всероссийский церковный суд или у него была своя специфическая географическая привязка?

— Видимо на тот момент, когда мы обращались в церковный суд, все могли обратиться именно в Краснодар. А теперь церковные суды создали в каждой епархии, а в Москве находится вторая инстанция, что-то вроде Верховного суда. Из Краснодарского суда ничего не ответили. Но я понял, что местным настучали по голове.

— А как вы это поняли?

— Игумен не хотел встречаться со мной. Возможно, он боялся, что у него уменьшится один из источников дохода. На этикетке написано, что в действительности воду разливают не из Раифского освященного источника, а из совершенно другого источника, находящегося в заповеднике. Там об этом написано и указано место.

То есть бутылки с водой из Раифского источника – это просто бренд, бирка, и никакого отношения к Раифскому источнику не имеющий. Такое оболванивание людей. Ведь никто не читает, откуда вода разлита, когда обуяла жажда. Взял и выпил из бутылки, мало кто будет обращаться внимание на эти детали. Сейчас они поменяли этикетку. Но остались партии с прошлыми этикетками.

После нашего обращения и встречи с игуменом Всеволодом Захаровым, который сказал, что они переделают, просто изображенный храм был убран с этикетки. Но остались просто купола, а на переднем плане - Раифский лес.

раифский источник 2

Обновлённая этикетка 

— Эта ситуация касается только "Раифского источника" или и к другим брендам у вас есть претензии?

- Есть много других марок. Я много езжу по епархиям. Практически везде, во всех епархиях, используют православную символику в коммерческих целях. И даже не пишут, что это святыня, чтобы люди утилизировали надлежащим образом, не выбрасывали в мусор.

Я учусь в семинарии в Кирове на Вятке. Там тоже есть вода, но там прямо написано по благословлению митрополита Вятского Слободского Хрисанфа. А он был ректором моей семинарии, пока не скончался. Там на этикетке даже есть его подпись, прямо то, как он расписывается. Но ни в одной епархии нет такого, чтобы это не использовалось.

«Люди становятся бесчувственными»

- И всё-таки, как этикетки с изображением Раифского монастыря оскорбляли ваши чувства? Ведь это даже своего рода продвижение святыни в массы…

- Как это оскорбляет мои чувства? Я был на Алтае в Бийске. Там в Успенском соборе, в притворе висит икона, а по краям иконы отверстия квадратные от ножек стола, которые заделаны инородным материалом. Икона использовалась как доска в столовой в семье неверующих. Это для меня ненормально.

Это тема может других не всколыхнула, но подвигла нас на действия. Все зависит от того, в каком состоянии находится человеческое сердце. Как-то я выступал с 42 псалмом из книги Псалтырь Давидова, которая написана еще до Христа. Я должен был прокомментировать псалом, который касался Вавилонского плена. 70 лет люди находились в плену и взывали к Богу с просьбами о помощи и освобождении, потому что вавилоняне были очень жестокие, жестокосердные, оскорбляют.

У нынешнего человека вместо сердца сейчас камень, которое нужно растопить, чтобы человек вернулся к первозданному состоянию. Как говорил Господь: «Если не будете как дети – не войдете в царствие небесное».

Люди бросают бутылки с изображением Раифского монастыря, едят на иконе Божьей Матери. Люди ведь становятся бесчувственными. Они чувствуют боль, если обожгут руку. Но более тонко чувствовать не умеют, потому что они не очищают сердце.

раифский источник 3

— Вы родились в Советском союзе. Как пришли к вашим религиозным взглядам?

— Я служил в вооруженных силах в Краснодаре. Родился и учился в Казани. В Краснодаре у меня родилась третья девочка и врачи поставили диагноз «угроза детского церебрального паралича». Я начал искать причины ДЦП. В город приехали наши родственники, забрали детей и увезли в Казань. В Краснодаре остался только я. Мне тогда было 33 года.

Мою дочь увезли в Верхнеуслонский район к целителю. Он был выпускником Казанского авиационного института и сыном ректора. Его звали Наиль Нигматуллин. Позже он присоединился к секте виссарионовцев. В эту секту вступил даже бывший директор национального музея РТ Геннадий Муханов. Но итоге я через Наиля открыл для себя Бога. Представляете, я – православный, открываю Бога через Наиля – татарина и сына ректора КАИ. На пятом здании КАИ на площади Свободы до сих пор висит доска в честь его отца – Рашида Нигматуллина.

Потом Наиль уехал с виссарионовцами в Красноярский край. А господь послал мне других пастырей. Я стал возрастать, брать религиозное знание.

— Наиль Нигматуллин был православным по своим религиозным взглядам?

— Мне кажется он и не мусульманин, и не православный. Он уже двинулся куда-то дальше. У него были такие практики над религиозными взглядами. Он говорил, что существуют ахаты – полностью просвещенные существа. Я думаю, что он двигался в этом направлении. И там уже говорят, что Бог-то один.

Беседовала Дария Ярхамова

От редакции:

В казанской епархии РПЦ ситуацию с претензиями со стороны православных активистов на запрос «Казань24» не прокомментировали. А вот производители воды «Раифский источник» оказались более внимательными к прессе: в компании пояснили, что вопросы по поводу изображения монастыря на этикетках появлялись довольно давно, хотя и редко.

Около года назад, когда производитель решил провести ребрендинг этикеток «Раифского источника», было решено использовать другие образы и символы, без изображения монастыря. Однако это решение никак не было связано с претензиями каких-то конкретных людей или просьбами представителей монастыря или епархии, подчеркнули в компании.

Новости партнеров