19.03.2024 13:09

USD

EUR

Казань

Колчак, Троцкий и другие строители Казанбургской дороги - в новой серии «Прогулок по старой Казани»

Общество 10:47, 11.12.2017

мост

В компании известного бытописателя Льва Жаржевского  портал «Казань24» гуляет по улицам Казани, открывая для горожан и недоверчивых туристов мир реальной истории города, без пафоса и мифотворчества.

Читайте в предыдущей серии «Прогулок по старой Казани» – «Отчаянные авиаторы, голубой гроб и тайны Архангельского кладбища». Все материалы рубрики, начинавшейся с улицы Баумана, здесь.  

Мы решили показать, что в Казани есть о чем рассказать и на что посмотреть и кроме центра и Татарской слободы. Позади рассказы о Каргопольских казармах и Архангельском кладбище. А сегодня речь пойдет о т.н.Южном подходе, железнодорожной ветке от Юдина до Дербышек

Южный подход

Если вы доедете до остановки «Халева» и пройдете под железнодорожным мостом над начинающимся отсюда Оренбургским трактом, то на пилонах этого моста заметите две надписи на облицовочных камнях: 1916 и 1917. Заметил их и я и решил поинтересоваться не только ими, но железной дорогой Казань – Екатеринбург.

bridge1917-1024x768

Мост на Южном подходе

И вот что удалось выяснить. Оказывается, решение соединить Казань с Екатеринбургом было принято правительством в самом начале 1900-х годов...

Этой же весной начались работы по спрямлению железной дороги Москва – Казань. Ведь тогда поезда в Москву шли совсем не по тому пути, к которому мы с вами привыкли: у нынешнего Канаша (тогда это была станция Шихраны) рельсы устремлялись сначала в Симбирскую губернию, оттуда в Пензенскую, далее в Тамбовскую, Рязанскую и только потом — в Московскую....

Председатель Общества МКЖД Николай Карлович фон Мекк ... почти наверняка знал, что правительство поручит строительство дороги от Казани на Екатеринбург именно Обществу МКЖД. ...

...До 1913 года интенсивно обсуждался так называемый «северный вариант» подхода железной дороги из Екатеринбурга к Казани. Общество хотело провести дорогу через Красную Горку (сейчас — Юдино) – Козью слободу – Дербышки. ...

Точной датой принятия городской думой этого решения можно считать заседание 3 августа 1913 года. ...

Графически наиболее точно все варианты представлены на плане-кальке, причем принятый вариант выделен зеленым цветом. Инженер путей сообщения А.К. Зуземиль провел расчёты земляных работ, необходимых при южном варианте, в том числе подсчитал стоимость мостов и пр. сооружений.

«Мост через пролив между озерами Кабанами — 109 тыс. рублей...».

Итак, «мост для дороги к кавалерийским казармам» — сейчас там танковое училище — и есть тот самый мост у остановки «Халева».

...В деле есть курьезная вещь: исполненный на тонкой бумаге величиной в газетный лист «Вариант подхода к г.Казани Московско-Казанской железной дороги без мостов через Казанку». ...а. Половина листа заполнена текстом автора варианта — ветеринарного врача И.А.Лиманова. Наполненный негодованием, обличениями и подлинной страстностью...

Дорогу строили все – красные и белые

Начало первой мировой войны замедлило, но не прекратило вовсе работы по строительству Казанско-Екатеринбургской (по моде тех лет на сокращения ее называли Казанбургской и даже «Казанбурга») железной дороги...

... Интересно, что Казанбургскую дорогу достраивали и доводили до ума в самый разгар гражданской войны — она была нужна и красным и белым.

...Постройка Южного подхода в Казани началась еще в 1916 году, но была прервана революцией. На долгие годы заглохла сама мысль об этой ветке. ...За достройку подхода взялись впервые только в 1927 году, а сейчас подход уже готов. ...

В течение двух недель за этим сорокаметровым участком насыпи будут наблюдать, делать подсыпку балласта, а потом... потом транзитные поезда Москва – Свердловск побегут уже по Южному подходу, избегая излишнего обратного пробега до Юдина».

А на первой полосе этого номера газеты (от 12 ноября 1928 года) мы видим фотографию. Под ней подпись: «Торжественое открытие Южного подхода». На паровозе ясно видна большая надпись «Смерть капиталу!»

...На странице из Официального указателя пассажирских сообщений на зиму 1928-29 гг. можно заметить, что поезд из Москвы прибывает в Юдино, а потом к ст. Казань, а дальнейший свой путь до Дербышек совершает снова побывав в Юдине – посмотрите внимательно. Мелким шрифтом слева внизу поясняется, как будет двигаться поезд после «открытия прямого подхода к Казани»....

Полностью текст Льва Жаржевского читайте здесь

Новости партнеров