19.04.2024 20:35

USD

EUR

Казань

Так кто же ограбил людей? Эхо банковского кризиса в Татарстане

Экономика и бизнес 09:00, 17.01.2018

2017-й был насыщенным на разные события. Российское правительство отчитывалось об успехах во внешней политике, а при обсуждении внутренней заявляло о конце кризиса и начале экономического роста. Ну а для Татарстана главным событием прошлого года стал один из крупнейших в истории России банковских кризисов – банкротство и отзыв лицензий у «Татфондбанка», «ИнтехБанка» и ещё нескольких более мелких банков, затронувший десятки тысяч юридических и физических лиц. За это время пострадавшие вкладчики проводили десятки митингов, власти создали Республиканский фонд поддержки вкладчиков, однако история по-прежнему не закончилась, и более того - для многих предпринимателей только усугубляется.

В течение ноября-декабря 2017 года государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», являющаяся конкурсным управляющим «ИнтехБанка», подала порядка 300 исков в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием признать недействительными ряд сделок, проведенных гражданами и организациями со всей страны незадолго до введения в банке временной администрации. В этом решении многие бизнесмены и эксперты усматривают не просто формальную процедуру проверки движения средств, но во многом - попытку «отбить» потери и многомиллионные дыры в активах банков за счёт малого и среднего бизнеса. «Казань24» публикует некоторые важные подробности нового витка банковского кризиса в Татарстане.

банки татарстан татфонд лицензия

"Большая тройка" рухнувших банков Татарстана

Суть исков и абсурдности ситуации

 

В начале января в нашу редакцию на условиях анонимности обратились несколько предпринимателей и представителей бывшего руководства «ИнтехБанка», в отношении которых уже ведутся судебные производства (это было в том числе одной из причин, почему люди не захотели публиковать свои имена). В общей сложности за ноябрь-декабрь прошлого года подано более 300 исков на общую сумму в миллиард рублей. Свои требования, по словам участников процессов, АСВ мотивирует тем, что вкладчики знали о проблемах в банке и поэтому решили спасти свои средства и конкурсный управляющий посчитал эти операции сомнительными. В основном это касается сделок объемом более миллиона рублей (для каждой компании), проведенных в период с 20 ноября по 22 декабря 2016 года.

Участники судебных процессов в беседе с корреспондентом «Казань24» объяснили, что деньги со счетов они в основном снимали или переводили для того, чтобы выплатить своим сотрудникам перед новогодними праздниками зарплату, а также уплатить налоги и социальные взносы. То есть, к банкротству «ИнтехБанка» они не имеют никакого отношения. Это были рядовые операции, проводимые всеми организациями ежегодно, уточняют предприниматели. Поэтому требования АСВ вернуть уже потраченные средства бизнесмены называют фактически грабежом, причем в некоторых случаях это может привести к банкротству предпринимателей.

По словам лидера союза пострадавших вкладчиков «Татфондбанка» и «ИнтехБанка» Александры Юмановой, со стороны АСВ сейчас действительно вал исков, как в отношении физических, так и юридических лиц.

«Есть истории, когда физические лица снимали деньги со вклада и тут же клали назад такую же сумму. А конкурсный управляющий (далее - КУ – прим.ред.) требует эту сумму назад. Скорее всего, шансов у АСВ, конечно, нет. Но это очень нервирует людей, и заставляет их нести расходы на юристов. Почему юристы тратят время и средства вот на такие иски, вместо того, чтобы заниматься реальными делами?», - задается вопросом Юманова в беседе с корреспондентом «Казань24».

«Есть другие категории исков, - продолжает она, - Например, люди платили за обучение, лечение, либо купили что-то крупное. Теперь им придется доказывать, что это была запланированная покупка, а не способ спасения своих средств со счета. Тут очень сложно оценивать шансы отстоять свои права. Все зависит от грамотной защиты. Ну и, опять же, людям придется тратиться на юриста, чтоб доказать свою добросовестность».

юманова партия роста

Александра Юманова

Юманова добавила, что такие же случаи касаются большинства юридических лиц. То есть, оплата, например, за покупку оборудования прошла, но КУ требует вернуть деньги назад. По мнению лидера Союза пострадавших вкладчиков, проблема как в отношении «юриков», так и «физиков» - в несовершенстве законодательства.

«У нашего государства такие полномочия и столько прав, что они защищаются от своих граждан, а мы вынуждены нанимать юристов, чтоб доказать, что мы имели право распоряжаться своими деньгами. Абсурд. Конечно, есть еще иски, где люди снимали 10, например, миллионов. Им сложно будет объяснить суду, на какие траты предназначались эти суммы», - объяснила спикер.

Настроения бизнеса и тех, кто его должен защитить

 

Сами предприниматели, надо сказать, настроены куда пессимистичнее Юмановой. По их мнению, выиграть этот вал исков вряд ли получится, поскольку на АСВ работает огромный административный ресурс. Однако профессиональные юристы таких панических настроений не разделяют.

Как рассказала «Казань24» председатель коллегии адвокатов «Этери и партнеры» Этери Ильина, «Агентство по страхованию вкладов» действительно подает иски, но только в случае сомнительных сделок. То есть, если работники предприятия, которым была начислена зарплата, ее получили - оснований требовать возврата денежных средств формально нет. Другое дело, когда у организации были деньги на других банковских счетах, но целенаправленно они выводились только из банка, который находится в сложном положении.

«Надо разделять добросовестных плательщиков налогов, зарплаты, добросовестных вкладчиков от тех, кто воспользовался ситуацией, чтобы попытаться спасти часть средств от банка, который сгорает. Как происходит разделение? Предполагается законодателем и практикой, что добросовестный – это тот, кто не знал о проблемах в банке, то есть вел свою обычную хозяйственную деятельность. Сейчас люди же нечасто ходят в банк, они пользуются банк-клиентом. Работникам перечисляют зарплату на карточку и они дальше снимают с ней деньги. В таких случаях люди не виноваты. Большинство клиентов пострадавших банков узнали о проблемах только тогда, когда Центробанк ввел временную администрацию, то есть 15 декабря [2016 года] (Татфондбанк; у «ИнтехБанка» временная администрация была введена 23 декабря 2016 года – прим.ред.). Но добросовестность надо доказывать.

Казалось бы, когда Центробанк установил ограничение платежей – уже должны были возникнуть вопросы, но кто-то и этой новости не увидел, потому что официально окончательной точкой того, что банк несостоятелен, является решение о признании банка банкротом. А когда начинаются проблемы в банке, обычные вкладчики и организации не могут знать о подобном финансовом положении банка, эта информация им недоступна. АСВ же действует в рамках своих компетенций. Госкорпорация просто обязана оспаривать сомнительные сделки для того, чтобы оставшиеся деньги равномерно распределять в ходе банкротства», - пояснила Ильина.

штаб

Этери Ильина

«Настоящее финансовое положение банка определяется большим количеством показателей и такой как наличие денег на корреспондентском счете один из них. Но никогда банк не сообщает данную информацию ни вкладчикам, ни иным пользователям банковских услуг. При этом каждый человек иди организация надеются на то, что банк успешен, все их деньги на счетах и вкладах на месте, и они могут распоряжаться ими, в том числе снимать зарплату, платить налоги и осуществлять иные платежные операции», - добавила юрист.

Похожего мнения насчет судебных процессов придерживается кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии КНИТУ-КАИ Булат Бакеев. По его мнению, то, что АСВ подает сейчас такое количество исков, не является уникальной ситуацией.

«В соответствии с действующим законодательством конкурсный управляющий не только имеет право, но и обязан опротестовывать отдельные сделки. В случае получения повестки в суд, паниковать не надо. Надо посмотреть. Если это обычная сделка была в рамках всех обычных хозяйственных ситуаций, то суд вполне может оставить ее неизменной. Если же там будут признаки сомнительных операций, то могут оспорить и признать недействительным и вернуть в исходное состояние. Эта процедура направлена на то, чтобы увеличить конкурсную массу за счет восстановления требований по кредитам. С другой стороны, происходит увеличение требований к самому банку со стороны стоящих в реестре кредиторов и процедура направлена на то, чтобы учесть их интересы. Но, опять же, решение принимает не конкурсный управляющий, а суд. Поэтому надо готовиться к суду, обращаться к юристам и защищать свои права», - считает Бакеев.

Он также считает, что каждую ситуацию будут рассматривать отдельно и задача вкладчиков донести до суда свою точку зрения, что это обычная операция, не связанная со сложной ситуацией в банке. Экономист призывает надеяться на объективность суда.

Длинная рука ЦБ

И все-таки спорных и откровенно сомнительных моментов в этой истории немало. Так, по словам наших источников из числа бывших менеджеров «ИнтехБанка», 13, 14 и 15 декабря 2016 года на счетах финансовой организации точно находились сотни миллионов рублей и большая часть сделок были абсолютно законными. Когда было введено ограничение на снятие наличных, в кассе банка оставалось как минимум 700 млн. рублей. И, по словам одного из менеджеров, люди не думали эти средства спасать, поскольку таких кризисов за последние 10 лет было как минимум два: до 2016-го года – в 2014-м и в 2008-м. И в прошлые годы банк их преодолевал за счет крупных клиентов. И руководство «ИнтехБанка» до конца пыталось банк сохранить. К тому же, для предновогоднего месяца такая ситуация абсолютно обычная – необходимо элементарно выдать работникам зарплату и многим банкам с нехваткой средств в этот период приходится сталкиваться.

Картинки по запросу центробанк набиуллина

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина
 

Вопросов становится ещё больше, когда узнаёшь, что с 14 по 22 декабря 2016 года Центральный банк в счет погашения своих кредитов списал со счетов «ИнтехБанка» 400 млн. рублей в счет погашения своих кредитов, и эти сделки АСВ не оспаривает... Более того, решением на тот момент руководителя местного отделения ЦБ – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Мидхата Шагиахметова, из «ИнтехБанка» были выведены, по некоторым данным, до полутора миллиардов рублей, что в общем-то и могло стать одним из краеугольных камней в банковском кризисе. Что интересно - по сведениям наших источников, один из первых зампредов ЦБ 14 декабря 2016 года прислал экспертное заключение, что причин для необходимости вывода средств нет.

«И когда эти деньги начали списывать, на корреспондентском счете банка возникла дыра, потому что мог зависнуть кредит Банка России. Если бы «ИнтехБанк» не рухнул, у «Татфондбанка» была бы санация», - считает один из предпринимателей, к которому теперь предъявляет претензии АСВ. Бизнесмен добавляет, что именно вывод средств стал существенной причиной краха банка, а не панические настроения вкладчиков.

Другие наши эксперты подтвердить или опровергнуть информацию о данной сделке не смогли. По словам Булата Бакеева, он что-то об этом слышал, пояснив, что если и была проведена такая операция, то ЦБ ее сделал по договору кредитования между Банком России и «ИнтехБанком» и имел на это полное право, согласно достигнутым договоренностям. Но, так получилось, что из-за неосознанных действий коммерческий банк в итоге был ликвидирован.

«Чтобы узнать насчет операций Центробанка, нужен доступ к внутренней информации. Я знаю, объединения вкладчиков пытались оспорить подобные сделки. Я думаю, можно оспорить и эту, чтоб уже суд решил, правомерна она или нет», - резюмировал эксперт.

Открыть завесу тайны финансовых показателей «ИнтехБанка» могли бы данные об остатке средств на корреспондентском счету в период с 20 ноября по 21 декабря 2016 года, а также картотека неисполненных платежных поручений в период с 9 по 17 декабря 2016 года. Мы запросили эти документы в отделении ЦБ – Национальном банке по Республике Татарстан, однако на момент публикации материала их получить не удалось.

Руслан Давлетшин Фото: "Казань24",сайт Правительства РФ

Читайте также: Год с начала краха «Татфондбанка», или История одного банкротства

татфондбанк казань репортер

Новости партнеров