29.03.2024 12:29

USD

EUR

Казань

Программный директор Летней молодежной школы «Открытие талантов» об особенностях развития молодёжи в Татарстане

Образование и наука 07:07, 23.06.2018

Летняя молодежная школа «Открытие талантов» - проект, который помогает молодым людям в Татарстане найти лучшие возможности для реализации себя и своего таланта. Попадая в школу, ты сам ставишь перед собой цель, а после сам достигаешь ее, при этом тебя направляют мудрые наставники. Мы поговорили с программным директором школы Аделей Ахметовой, чтобы узнать, как проходит обучение, что нужно татарстанской молодежи для успешного развития, и где себя сегодня стоит попробовать, чтобы стать успешным

Казанский открытый университет талантов 2.0  - амбициозный и масштабный проект, который создавался по инициативе президента Татарстана Рустама Минниханова. Университет создает и поддерживает доброжелательную среду для раскрытия потенциала молодых людей и их последовательного сопровождения в республике. Ребята знакомятся со своими наставниками, общаются с экспертами и получают соответствующие знания. Цель института - создать в Татарстане такие условия, благодаря которым молодые люди легко бы реализовывали себя именно в регионе, принося пользу республике.

Университет ежегодно проводит Летнюю молодежную школу «Открытие талантов». Здесь ребят обучают навыкам и инструментам по управлению своими идеями и проектами. В этом году с 18 по 25 августа в Казани соберутся 400 молодых людей, которые получат возможность провести насыщенные 8 дней, направленные на собственное развитие.

Программный директор летней школы, координатор программы индивидуальной продюсерской поддержки молодежи с выдающимися способностями Аделя Ахметова подробно рассказала корреспонденту портала «Казань24» о том, что представляет из себя школа, как обучается талантливая молодежь Татарстана, и какие сегодня существуют тенденции в бизнес-среде республики.

– Что такое школа Летняя молодежная школа «Открытие талантов» и почему вы называете себя акселератором траекторий развития молодых людей?

– Летняя молодежная школа «Открытие талантов» - это наше ежегодное мероприятие, в этом году оно четвертое. Школа собирает все возможности, которые дает Университет талантов в одном месте, в одно время, очень ускоренно. Это делается для того, чтобы ребята, которые уже были с нами и те участники, которые к нам едва присоединились, сразу могли начинать развиваться и двигаться.

Почему мы акселератор? Вообще акселератор означает ускоренный. То есть мы даем резкий толчок к развитию. Почему акселератор траектории развития?  В этом году тема нашей школы – индивидуальные планы развития.

Молодой человек ставит себе цель, сам выстраивает план действий и анализирует те ресурсы, которые у него есть. Как правило, в повседневной жизни ребята также строят свои планы самостоятельно, но те ресурсы, которые они получают обычно, они касаются школы, поддержки родителей, друзей или учителя. Наша же задача – показать им другой спектр возможностей, который есть в республике. Применив эти ресурсы, молодые люди гораздо быстрее смогут достичь своей цели.

– Как проходит отбор?

– В этом году у нас есть один главный критерий – наличие достижений. Я говорю о победах или призовых местах в конкурсах, олимпиадах всероссийского, международного масштаба. Также у нас есть возрастное ограничение: мы приглашаем молодых людей от 14 до 30 лет.

– 18 августа я стала учеником Летней школы. Как я проведу следующие восемь дней?

– До школы у нас есть несколько этапов. Первый этап, когда вы прошли отбор – всё, вы в списках. Дальше идет подготовительная работа в школе. Каждый молодой человек получает специальное приглашение на открытие личного кабинета на портале Университета талантов. Здесь он проходит диагностику своих компетенций. Потом проходит специальный тест, который содержит в себе более 160 вопросов. Когда мы получаем результаты, мы их обрабатываем и после этого делаем вывод о том, какими областями знаний потенциальный ученик обладает.

– А из чего состоит тест?

– Тест состоит из нескольких частей. Первая часть называется «вербальный и числовой интеллект». Это два задания на работу с текстом и числовой информацией. Вторая часть – это опросник, касающийся поведения участника в различных ситуациях. После того, как мы получили всю эту информацию, мы начинаем для каждого индивидуально составлять программу рекомендаций по развитию его компетенций.

Продолжая говорить о программе школы, ребята, которые приехали к нам с каким-то проектом, проходят ещё один этап. Они заполняют подробную форму, рассказывая о своей идее.

Далее мы делим молодых людей по командам, исходя из их целей и предпочтений. Когда ребята уже приезжают непосредственно к нам в школу, мы ещё раз уточняем с ними индивидуальный план, потом даем ученику возможность самому выбрать интересные ему мероприятия и выступления экспертов. Так он проводит один день. Подводя итоги дня, молодой человек разговаривает с наставником, выясняя как то, что сегодня он услышал, поможет ему в достижении цели. Если ученик чувствует, что прогресса нет, его программу корректируют, если он воодушевлен – отлично, продолжаем в том же духе. Так проходят все восемь дней.

В результате через неделю ребята учатся понимать, а что им нужно, какую поддержку в Татарстане они могут получить, как тратить свое время, чтобы не распыляться, а бить в цель. На седьмой день мы с учениками выходим на новый индивидуальный план уже до декабря этого года. Здесь ребята ставят конкретную цель.

– Какие эксперты будут выступать для ребят в этом году?

– Сейчас мы проектируем весь концепт содержательной части программы максимально полезно для ребят. Затронуты будут разные темы. Например, стратегия социально-экономического развития республики "Татарстан-2030". Поднимем тему построения образовательных траекторий, обсудим, что такое непрерывное образование, насколько подходит нам формат онлайн-курсов. Ребятам расскажут, что такое профессия будущего, что такое индивидуальный план развития, куда можно пойти учиться в Татарстане. Также в этом году мы пригласим эксперта по личному бренду и социальным сетям. Потому что это новая культура, новый вид общения, ребятам нужно понимать, какая у них аудитория, какой круг общения, какое назначение у страницы в соцсети или мессенджере. Прокачаем навыки самопрезентации, нетворкинга.

Вот примерно в таком поле мы рассматриваем программу. В данный момент мы приглашаем тех экспертов, которые находятся у нас в республике и входят в состав научно-экспертного совета государственной программы. Думаю, после первого июля мы сможем озвучить весь список спикеров, которых мы пригласим.

– Вы упомянули, что некоторые участники приезжают в школу с готовыми проектами. У вас есть какая-то статистика, с какими идеями приезжают татарстанцы чаще всего?

– Да, у нас есть статистика. В прошлом году направление было больше инженерное или предпринимательское. Например, ребята пробовали себя в создании различных мобильных приложений. Есть те, кто собирает роботов. Есть молодой человек, который хотел придумать оборудование по измерению сахара в крови без того, чтобы делать прокол. Это серьезный научный проект, который он давно разрабатывает и он приходит к нам за поддержкой экспертов.

– А есть примеры успешно реализованных проектов?

– У нас учились ребята, которые занимались социальным творчеством. В их родном городе не было пространства, где талантливые молодые люди могли бы себя реализовать и устроить дебаты, например, прочитать стихи, рассказать о себе. И они открыли такую площадку в Татарстане, место называется арт-база «Бродский».

Есть проект робот-сортировщик мусора. Он сконструирован таким образом, чтобы облегчить сортировку мусора на предприятиях республики. Сейчас этот проект взаимодействует с экологической компанией. Ребята его развивают в данный момент.

Был проект, посвященный датчикам. Когда устройство объединяло в себе показатели по воде, по газу. Таким образом, человек, взглянув на один датчик, сразу мог понять, что у него происходит в доме.

– Каждый из нас хочет быть успешным. Но на успех в определенной степени влияют условия, которые создаются в регионе. Как, на ваш взгляд, с такой атмосферой в Татарстане, какие возможности создаются местным жителям для реализации?

– На мой взгляд, Татарстан – одна из тех площадок, где делается все для молодежи. Это отмечают и наши коллеги из других регионов, которые приезжают знакомиться к нам.

Даже до того, как появился Университет талантов, в республике уже было огромное количество мероприятий для реализации. Например, существовали грантовые программы поддержки инновационных идей. Существовала программа развития инновационных проектов «Идея-1000», программа  «Алгарыш», «Сәләт». У многих и этого нет. Пожалуйста, иди и пользуйся. В этом плане среда развивается. У ребят много возможностей, которыми нужно пользоваться.

– Какие, на ваш взгляд, сейчас есть тенденции в бизнес-среде региона. Например, сейчас модно развивать свой личный бренд. Что ещё? Где стоит себя пробовать?

– С моей точки зрения, сейчас появляется тренд на открытие маленьких инновационных стартапов. Сегодня много ребят, которые объединяются, чтобы решать логические задачи. Например, в химическом кластере республики 180 компаний, которые реально двигают прогресс и науку.

Также популярна проектная работа. Многие команды собираются под задачи, когда задачи решаются, объединения переформируются.

Конечно, сейчас большой акцент делается на технологическое. Важно все то, что касается  информационных технологий, искусственного интеллекта, фундаментальной науки, реальной реализации проектов, патентов, разработок.

– Чем же заняться людям с гуманитарным образованием в таком случае?

– Гуманитарии сегодня также востребованы. У них есть возможность увидеть проблему на стыке, привнести в решение что-то новое. Поэтому нужно объединяться, но обращать внимание на то, что сейчас очень важно каждому иметь цифровую грамотность, необходимо уметь работать с информацией.

– Как вы думаете, что необходимо молодому человеку для построения успешной карьеры в республике?

– Когда мы участников об этом спрашиваем, они часто отвечают, что им нужно, чтобы в них просто верили. Потому что когда тебе говорят, что ты можешь всё и это не просто проект на бумажке, ты понимаешь, что идея реально может осуществиться, у тебя вырастают крылья за спиной. Это та самая среда, о которой вы говорили.

И ребятам также хочется понимания того, где те или иные ресурсы они могут получить. Ведь дело не только в финансировании, дело в экспертной поддержке, в поиске партнеров, возможных существующих ресурсных площадок. Поэтому мне кажется, что у молодежи есть запрос на информированность.

– Какие вы можете дать советы молодым людям, которые не могут попасть в Летнюю школу, или просто не знают о ней, но при этом также хотят быть успешными?

– Мне хочется, чтобы каждый из них не боялся следовать за своей мечтой. Мое маленькое пожелание ребятам в том, чтобы все они  умели по-хорошему мечтать, верили, что мечта их может сбыться, и упорно-упорно шли к своей цели. Нас всех внутренний потенциал постоянно сдерживает: веры нет, идей нет, поддержки нет, а потом и дела нет. Поэтому я им желаю совместить мечты с трудом.

Фото: Университет Талантов

Беседовала Каролина Фасхиева

Новости партнеров