16.04.2024 17:51

USD

EUR

Казань

Квартирный вопрос в Казани 100 лет назад

14:23, 08.09.2016

 Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ,

8 сентября 2016 14:23

"Прогулки по старой Казани" продолжаются исследованием Дикобра Бобровского, как жили горожане век назад, и многое ли изменилось

Квартирный вопрос: казанский вариант

Читатель уже наверняка заметил, что свое путешествие по улице Баумана мы совершаем с остановками, на которых говорим о вещах, общих для всего города.На этот раз мне хочется познакомить читателей с историей казанских жилищ.

Как и сейчас, в то далекое время Казань была городом контрастов. Время от времени или в видах списания безнадежной задолженности, или в ходе проверки обоснованности просьб о вспомоществовании городская управа обследовала жилищные условия горожан.

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ, Отчеты таких проверок сохранились в печатном виде и являются самыми что ни на есть "документами эпохи". Землянки, домики-"насыпушки", полуразвалившиеся "кельи", войти в которые можно было только согнувшись существовали в одно время и в одном городе с особняками с анфиладным расположением комнат и вполне европейскими восьмикомнатными квартирами с ванной и ватерклозетом.

Типичная деревянная застройка Казани Большая часть домов в Казани были деревянными, но сразу же чувствовалось, что дома были не деревенскими: в массе своей они были обшиты тесом ( горизонтально, вертикально, "в елочку") и окрашены в рекомендованные начальством неброские цвета. Основным украшением деревянных домов была резьба. Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ, Практически вся она была пропильной, часто в сочетании с нашитыми точеными деталями или вырезанными из дерева фигурами.

Резьба казанских домов ничуть не уступала знаменитой томской и архангельской городской резьбе, и лишь косности местных органов культуры нынешние и будущие казанцы обязаны тем, что не создано не только натурной коллекции казанской резьбы, но и более или менее приличной фотоколлекции.

Чуть больше повезло казанскому металлу - от него осталось десятка три аутентичных решеток, навесов, парапетов и ворот да несколько специально посвященных городскому металлу работ Н.Х.Халитоваи Ю.И.Фролова.

Н.Халитов. Металлическое кружево Казани Казанские деревянные дома ничем не отличались от таких же домов остальной России, исключая разве что национальные особенности планировки и декора в татарских слободах. Опуская интересные подробности развития городского деревянного жилища, заметим, что в общем случае деревянные дома стояли на каменных ленточных фундаментах, часто имели каменный полуэтаж, мезонин или антресоли - низкий верхний этаж со стороны двора.

Со временем в Казани появилось множество двухэтажных деревянных строений, а еще относительно недавно в Суконной слободе и в Кочетовом переулке можно было видеть крайне редко встречающиеся трехэтажные деревянные дома.

Обратите внимание на фронтоны еще сохранившихся старых деревянных домов. На них можно видеть окна и оконца самых разных размеров - от обычного, до миниатюрного. Сейчас уже вся часть дома от потолка до крыши зовется чердаком, раньше же, как тонко подмечает А.Н Зорин в своем замечательном труде "Города и посады дореволюционного Поволжья", название зависело от назначения этого пространства: чердаком оно называлось, если использовалось под жилье, а подволокой - если там хранили ненужные вещи или сушили белье. Отсюда и знакомое пока еще многим казанцам слово "подловка".

Интерьер жилья, разумеется, сильно зависел от общественного и имущественного положения домохозяина. Судить об интерьере именно казанских жилищ мы можем или по выдержкам из произведений писателей (взять хотя бы М.Горького с его Марусовкой) или из немногих сохранившихся страховых дел, помня при этом, что городские низы свою движимость(мебель, украшения, музыкальные инструменты, одежду и посуду), в отличие от недвижимости, не страховали. Из страховых дел выясняется, что мебель в основном была кленовая, ясеневая, сосновая. Гораздо реже встречается дуб, лишь единожды попалось изделие из бука.

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ, Немного о музыкальных инструментах. Это сейчас музыка сейчас является фоном нашей жизни. Тогда все обстояло иначе: обогатить свой слух музыкой можно было только имея в семье музыкальный инструмент. Поэтому не удивительно, что в страховых делах то тут, то там встречаются не только рояли и пианино, но и фисгармонии, скрипки и цитры.

Описи имущества бежавших в 1918 году с чехословаками жителей Казани (а это в основном были зажиточные и образованные люди) дают представление об обстановке жилищ купцов, врачей, присяжных поверенных, приват-доцентов университета. Здесь уже нередки фотоаппараты, коллекции картин, антикварная мебель и дорогая посуда, граммофоны и собрания пластинок.

Обои. 1899. Стены жилых комнат, еще в 1820-х годах просто беленые, со временем стали оклеиваться обоями. Конечно, кое-где и тогда стены обивались материей, но это были единичные случаи убранства немногих дворянских особняков. К 1870-м годам оклейка помещений обоями стала делом обычным, разнообразию обоев, казалось, не было предела ни по расцветке, ни по фактуре. Сохранившаяся в библиотеке КГАСА (в составе библиотеки В.В.Егерева) книга о производстве обоев, изданная в 1875 году, содержит в качестве образцов десятки небольших кусочков обоев - глаза разбегаются от их разнообразия.

Характерной деталью кварталов с деревянной застройкой были брандмауэры – кирпичные стены, возводившиеся в противопожарных целях между соседними домами.. Иной раз эти брандмауэры помогали определить время постройки - наличие в них силикатных кирпичей говорило о том, что постройка не может быть старше 1904 года, т.к. первое производство "известково-песчаного (силикатного) кирпича" в Казани было открыто в декабре 1903-го. Очаровательные двухэтажные жилые постройки появлялись начиная с конца 1880-х годов на Поповой Горе, Касаткиной улице и Кошачьем переулке. Лебединой песней дореволюционного деревянного жилищного строительства стало возведение в 1900 - 1910-х годах двухэтажных домов на Первой, Второй и Третьей Горе.

Увеличенные размеры окон, наличие водопровода, специально предусмотренные ванные комнаты (при отсутствии общегородской канализации!), усовершенствованные пудр-клозеты и частые в этом районе сады на участках делали жизнь здесь весьма здоровой и комфортабельной. Этим пользовались: например, известный в Казани доктор Г. Клячкин содержал на Третьей Горе санаторий для нервнобольных.

Интересные изменения претерпели казанские дворы.

Слово "двор", отнесенное к современной городской застройке, означает совершенно не то, что означало ещё не так давно. Сейчас двор - это или детская площадка, или автостоянка разной степени благоустроенности, или вообще пустое место.

Дворы прошлого были иными. На них размещались службы, количество которых варьировалось в зависимости от размера участка и состоятельности его владельца. Богатые домохозяева обходились набором самых необходимых надворных построек: погребом (часто с погребницей - помещением над лазом в погреб), дровяником, сараем. Вне городского центра в минимальный набор нередко входила баня. У богатых домовладельцев к перечисленному добавлялись конюшня, каретник, сенник, у некоторых даже отдельные прачечные. У богатых купцов в состав городских усадеб входили небольшие сады с оранжереями: так, в "Казанских губернских ведомостях" 1845 года нашлось объявление, где купец - один из владельцев такой оранжереи, предлагал желающим "ананасы лучшей доброты".

Полным набором служб обладал, к примеру, дом 25 на Кремлевской - одно перечисление всевозможных надворных построек занимает немало места в окладной книге конца 1860-х годов. Представьте себе ограниченное пространство двора в самом центре Казани, заполненное всеми этими службами, нарисуйте в воображении столбики дыма над многочисленными трубами, прибавьте к ним неизбежные навозные кучки, помойки и нужники - запах этого двора был типичным запахом большого города той поры.

От деревянных в городе служб не осталось и следа, зато некоторые из каменных сохранились и до нашего времени. Из архивных документов Горкомхоза видно, как в начале тридцатых годов прошлого века начался массовый перевод кирпичных служб в жилые помещения: целые поколения казанцев выросли в бывших каретниках и конюшнях.

Если верить газетам, опрятность никогда не была приметой казанских дворов. Причем их санитарное состояние не зависело от степени образованности и интеллигентности домохозяев: например, самым грязным двором на Воскресенской улице газетчиками был назван дом известного присяжного поверенного Алкина.

Следует иметь в виду, что иногда в число надворных построек входили и производственные помещения, хотя чаще всего разного рода кожевенные и мыловаренные мастерские, гордо именовавшиеся "заводами", а также пекарни, парикмахерские, швейные, шляпные и перчаточные заведения располагались или в самом доме, или в его флигеле.

Например, если водочный завод барона Симолина на Левом Булаке, располагался в домовладении, внешний вид которого ничем не выдавал его производственный характер, то для размещения своей типографии купец В.М.Ключников возвел специальный двухэтажный флигель по Университетской улице. С другой стороны, известная типография Ивана Перова на том же Левом Булаке находилась в обычном двухэтажном доме - о наличии её можно было узнать лишь из вывески.

Домохозяева, державшие свои предприятия во дворах, не считались с неудобствами, причинявшимися соседям. Крупообдирочное преприятие Софронова в Суконной слободе, например, делало невозможной жизнь соседей – шелуха от гречки и сажа от дымовой трубы замусоривала чужие дворы, а сушить белье соседи Софронова были вынуждены в дворах той части Суконки, куда не долетали отходы софроновской крупянки.

Характерной деталью городского пейзажа были торговые лавки. Расположены они были либо в нижнем этаже дома, либо в стоявшем рядом флигеле - эти помещения и сейчас еще можно отличить по вмурованным в стены железным деталям, на которые навешивались так называемые "растворы"лавок ( в прошениях так и писали: "прошу разрешить возведение лавки на три раствора...").

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ, В литературе можно встретить описания Казани и её жилищ. Одни из них слишком лестны для Казани, чтобы соответствовать действительности – они принадлежали по большей части путешественникам, бывавшим в городе проездом. Другие, на мой взгляд, хотя и объяснимы, но все же неоправданно строги к нашему городу и являлись следствием переноса жизненных передряг на впечатления от города.

Поэтому мне хочется предложить читателю отрывок из труда проф. Иоганна Эрдмана Beitragezur Kenntnissdes Innernvon Russland– автор посвятил немало времени тщательному изучению жизни нашего города вообще и его жилищам в частности. Не отыскав перевода этой работы, решил перевести ее самостоятельно.

Проф. Иоганн Фридрих Эрдманн

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ,

Титульный лист книги Beiträgezur Kenntniss des Innern von Russland

«В восточной верхней части города жилые дома каменные, в нижней западной по большей части деревянные (из уложенных друг на друга бревен). Каменные в большинстве своем крыты железом, многие из деревянных – на каменных фундаментах, обшиты досками и крыты тесом. Как правило, деревянные дома кроются двойными досками.

Дома стоят иногда очень плотно, иногда так, что между ними остается проезд, а иногда и на еще большем расстоянии друг от друга, почти всегда упорядоченно по прямой линии по краю улицы и отделяются друг от друга каменными или деревянными стенами или забором из штакетника.За домом и около него дворовое пространство с хозяйственными постройками и в большинстве случаев – сад.

Что касается внутренних помещений, то их величина и расположение очень различны. Нижний этаж как правило отводится для служб и жилья слуг. Очень часто этот этаж представляет собой полуподвал, очень сырой, особенно на нижних улицах.

Челядь, обитающая здесь выглядит тем более жалкой, чем ниже расположено ее обиталище и чем более в нем чада, возникающего от слишком раннего, в целях экономии тепла, закрытия печей. В других домах, напротив, помещения служб и жилье слуг расположены в пристройках над землей, поэтому воздух там менее испорчен. Кухни в них в большинстве своем мокры и грязны, так как хозяйка редко туда заходит, а прислуга часто не выполняет свои обязанности и слишком заботится о сне. Привыкших к чистоте немецких кухонь легко охватывает омерзение.

Стирка белья производится частью в кухне, частью в жилых помещениях для прислуги, как и прочие грязные и грубые работы. Несравнимо лучше устройство верхней части дома. После прохода через небольшие сени попадаешь в комнату слуги, а оттуда в жилую комнату. Мещанин имеет их немного, но как правило больше одной, купец уже больше, а состоятельные семейства должны кроме большой гостиной или так называемого «зала» располагает также семейной ( поскольку « гостиная» – «Gesellschaftszimmer» - уже упоминалась, то я позволил себе перевести- «Familienzimmer» как « семейная», хотя и не вполне представляю, какое именно помещение имел ввиду И.Эрдман – Л.Ж.), столовой, спальней, детской, а часто и кабинетом.

С богатством и числом членов семьи растет величина дома, число и размер комнат, и в целом можно считать, что дворянство живет просторно. У некоторых господствует роскошь, выражающаяся в меблировке, коврах и оконных гардинах, редкой гармонии в целом. Все же есть дома, чье устройство можно назвать прекрасным, и где комнаты для челяди светлее, просторнее и чище, кухни по английскому образцу. Кроме прочего, любят, чтобы было много больших окон, куда зимой вставляют вторые рамы.

Кроме бельэтажа, немногие дома имеют и второй этаж, многие – так называемые антресоли. Kammern ( при переводе я перебрал несколько значений этого слова, пользуясь словарем, почти современным тексту Эрдмана, но адекватного перевода слова Kammern так и не нашлось – Л.Ж.) как в Германии, здесь нет, а что касается печей, то устроены они уже описанным образом и в лучших домах весьма элегантны. Двери между отдельными комнатами закрываются редко и обычно все прогревается равномерно.

Дворовое пространство то меньше, то больше, в среднем вполне просторное, часто очень большое. В нижней части города оно в большей части влажное, а в сырую погоду чрезвычайно грязное и лишь в очень редких случаях красивое. Главная причина тому – конюшни, находящиеся вокруг ( везде держат лошадей, а большинство еще и коров), а кроме того – челядь, мало смыслящая в порядке и чистоте. Кроме того, во дворах есть амбары, дровяники, овощехранилища, каретники, бани и ледники. Что касается последних, то в здешнем климате они являются необходимостью и имеются почти в каждом доме. Они особенно нужны, если нет другого подвала, а жара летом достигает высокой степени. Они представляют собой кладовую в земле из уложенных друг на друга бревен с откидной дверью и лестницей, с надстройкой сверху. Глубокие с каменными стенами подвалы имеются лишь у некоторых купцов, особенно виноторговцев. Отхожие места чаще устраиваются вне дома»

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ, За рамками этих заметок осталось многое – появление в городе первых благоустроенных доходных домов, жилищная катастрофа времен гражданской войны, стремительный рост населения Казани и её длительное нахождение среди самых переуплотненных городов страны, мучительный выход города из жилищного кризиса в годы, когда городом руководил П.Д.Тунаков – надеюсь, что представится случай продолжить разговор.

Дом П.И.Климова

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ,

Дома в Шмелевом овраге

Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ,

Дом командующего войсками Казанского военного округа Новости Казани, квартипный вопрос, история казанских жилищ,

Дом Чукашева

Новости партнеров