29.03.2024 05:03

USD

EUR

Казань

Кремлевская, 17: как Александровский пассаж прославил Руша, «подловил» Википедию и «породнился» с Шопеном

16:39, 04.07.2017

В компании известного бытописателя Льва Жаржевского  портал «Казань24» гуляет по центральным улицам Казани, открывая для горожан и недоверчивых туристов мир реальной истории города, без пафоса и мифотворчества.

Читайте в предыдущей серии – «Кремлевская, 2: как Гостиный двор пережил гробовщиков, «партаппаратчиков» и три пожара». Все материалы рубрики, начинавшейся с улицы Баумана, здесь.   

   123        

Александровский пассаж: Википедия и правда

Сначала Википедия

Казани явно не везет с Википедией. Особенно в части объектов культурного наследия. И особенно Александровскому пассажу. Вот что там о Пассаже:

«Александровский Пассаж — крупное и оригинальное историческое здание в Казани, городская достопримечательность. Один из немногих пассажей в России. Построен в 1880—1883 годах.

По проекту В. В. Суслова и Н. И. Поздеева здание возводил петербургский архитектор Генрих Бернардович Руш по заказу купца Александрова. Владелец продал его своей сестре О. С. Александровой-Гейнс, а та подарила здание городу для размещения в нём музея. Однако для городского музея здание оказалось непригодным и здесь разместили меблированные комнаты и магазины. К концу советского периода здание оказалось в состоянии, близком к аварийному. Из-за ослабевших грунтов произошло проседание его северного угла. Ввиду технической сложности реконструкции и тяжёлого экономического положения до и после распада СССР, было предпринято только укрепление фундамента, а восстановление здания затянулось и выполнено пока не полностью.

Главный вход (на ул. Кремлёвскую) акцентирован на высоту 2 этажей портиком с двумя скульптурными фигурами кариатид. Фасады оформлены эклектичным архитектурным декором с преобладанием барочно-ренессансных элементов. Главный купол фасада украшен часами. Интерьеры здания украшены фигурами людей, изображениями масок лиц, лепными украшениями. В середине центрального здания находится светильник — бронзовая статуя женщины, держащей за руку младенца. Некоторое недавнее время окраска здания имела розовые тона, в настоящее время общий тон — изначальный светло-серый с цветовым выделением отдельных элементов.

Пассаж изначально занимал целый квартал, образованный улицами Воскресенской, Петропавловской, Почтамтской и Черноозёрским бульв. (совр. Кремлёвская, Мусы Джалиля, Лобачевского и Дзержинского). Но позднее, часть торгового квартала, выходящая на угол Воскресенки и Почтамтской, была утрачена. Здесь возвели Чернояровский пассаж».

 Оставим «фамильярное «Воскресенки» (Казани не были свойственно просторечное название этой улицы), по сравнению с остальным это несущественная мелочь. И коротко расскажем об истории примечательного здания, вот уже 134 года украшающего Казань.

345

А теперь правда

Когда-то на том месте, где сейчас стоит Пассаж, был участок казанского купца Назара Баязитовича Усманова. Человек прекрасных душевных качеств, но неважный коммерсант, Назар Баязитович разорился и был вынужден отдать свой участок со строениями на нем  Самарско-Нижегородскому земельному банку, где этот участок был заложен. Именно это место и выбрал для строительства небывалого  в Казани по величине и роскоши здания купец первой гильдии Александр Сергеевич Александров,   сын купца первой же гильдии Сергея Александрова (1792–1870), торговца чаем и совладельца «Товарищества Казанского кожевенного завода на паях», дважды избиравшегося городским головой (в 1842–1844 и 1851–1853 годах). История Пассажа интересна и поучительна. Сначала просто приведу публикацию из журнала Петербургского Общества архитекторов «Зодчий» о конкурсе на лучший проект Пассажа.

«В январе 1880 года по просьбе почетного гражданина Александрова Санкт-Петербургское Общество архитекторов объявило конкурс на соискание премий за лучшие проекты здания доходного дома с пассажем и обывательскими квартирами. Сооружение этого здания предполагалось на принадлежащем г.Александрову земельном участке, располагающемся между Воскресенской и Черноозерской улицами и Петропавловским переулком. Конкурсная программа требовала от соревнующихся, чтобы постройка  была проектирована сплошь на освещенных сверху через пол пассажа подвалах, в которых имелись бы кладовые, сообщающиеся с магазинами первого этажа посредством внутренних лестниц и со двора особыми выходами для удобного подвоза и разгрузки товаров.

В доме назначено было устройство различных служб, как то: ледников, погребов, дровяных и экипажных сараев, прачечных, конюшен, а также особого рода помещения для постановки паровой машины для электрического освещения. во дворе предполагалось устроить простые ретирадники для всяких нечистот. Во всю длину дома в середине требовалось устроить широкую, до 10 аршин, крытую стеклом галерею (пассаж) с расширением посередине для установки фонтана с бассейном; внутри же пассажа, выходящего концами на Воскресенскую и Черноозерскую улицы - магазины в 3 сажени в квадрате, разделенные через каждые два магазина капитальными стенами, а меж собою - перегородками со входами из пассажа и рабочими комнатами позади магазинов.

Фасад, выходящий на Воскресенскую, назначался сплошь под магазины, а на Черноозерскую - под ресторан на первом этаже со входами с улицы и из пассажа, на втором этаже 5 или 6 снабженных всеми удобствами квартир с парадным входом с Петропавловского переулка и черными лестницами во двор. На третьем этаже такие же квартиры или поменьше, а также меблированные комнаты. На первом этаже со стороны Черноозерской улицы кроме ресторана еще и фотографический павильон. Отопление предусмотрено из подвалов пневматическими печами, водоснабжение по трубам, освещение газовое. Потолки везде сводчатые, на рельсах.

Заказчик предоставил свободный выбор стиля фасадов, не стесняя стоимостью сооружения, и требовал только богатства и удобств» 

Далее из того же источника:

 «Из числа представленных к 18 марта работ премированы три. Первая премия 500 рублей - художнику архитектуры В.В.Суслову и Н.И.Поздееву, девиз - "И нам пора". Вторая премия 300 рублей - художнику-архитектору К.К.Лыгину, девиз - "Трусы в карты не играют". Третья премия 200 рублей - гражданским инженерам Н.Г.Кудрявцеву и С.А.Баранкееву, девиз - "Годен ли?". Конкурсная комиссия в сотаве Н.Л.Бенуа, А.И.Кракау, Ф.С.Харламова, И.С.Китнера, Б.А.Шретера 1 апреля 1880 года утвердила проект».

 пассажконкурс

Проект пассажа В. Суслова и Е.Поздеева. Журнал «Зодчий», 1880

Прошло три года, и  самое большое здание Казани тех лет было построено.

пас

Ноябрьским днем 1883 года здание Александровского пассажа осветилось ярким светом электрических ламп:  казанский купец Александр Сергеевич Александров открывал вновь выстроенное здание. Быть его владельцем ему пришлось недолго: без четверти четыре пополудни 20 мая 1889 года знаменитый купец отдал Богу душу. И уже в следующем году его сестра ( к тому времени она была вдовой незадолго до того скончавшегося казанского губернатора) Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс всего за 500 тысяч рублей передает городу здание пассажа ценою в миллион.

Городские власти поначалу хотели разместить в нем  музей, но пассаж оказался мало пригодным для этих целей, и было решено эксплуатировать здание как торговое помещение, гостиницу и доходный дом. Перечисление всех заведений, когда либо размещавшихся в пассаже, займет много места. Отметим лишь гостиницу Hotel de Passage и открытый гораздо позже, в 1908 году, кинематограф «Пассаж». Его владельцем был неутомимый Гирш  ( он же Григорий ) Розенберг.

Пройдет еще шесть лет и этот владелец целой сети кинотеатров построит в доме Меркулова на Проломной так называемый Большой театр, знакомый всем как Качаловский.

Пассаж был великолепен не только внешне.

интерьер

Внутри его украшала бронзовая женская фигура. У ее основания скульптуры надпись -  F.Chopin  Она долго была причиной самых фантастических рассказов о связи этой фигуры с великим польским композитором Ф.Шопеном. На самом деле все объясняется прозаически: скульптура была отлита на питерском бронзолитейном заведении Феликса Шопена, однофамильца  великого поляка, по модели известного скульптора Шредера, о чем свидетельствует другая надпись – «лепил Шредер».

passag_21

Светильник в виде скульптурной группы. Отлил Феликс Шопен по модели Ивана Шредера

passag_22

shreder 

Надписи на пьедестале скульптуры-светильника

Вот что представлял собою пассаж сразу после передачи его от Ольги Сергеевны Александровой городу. Цитирую «Казанский Вестник» №69 за 1890 год:

« В пассаже имеется 28 помещений для магазинов, над ними 7 жилых квартир и 32 номера меблированных комнат» - пишет газета и приводит цифры расхода и дохода по зданию, не забывая указать и плату в 60 рублей «за заводку часов».
Теперь несколько слов о строительстве здания. Архитекторы-авторы проекта не являлись строителями здания – его строительством руководил выпускник Академии художеств Генрих Бернардович Руш. О нем часто пишут, что он был «столичный архитектор». Однако в Петербурге ему принадлежит авторство лишь одной невзрачной постройки на Каменноостровском проспекте – знаменит он стал в Казани и именно при строительстве пассажа. Оценив его распорядительность, А.С.Александров платил прорабу Рушу по сто рублей за рабочий день – такая сумма была настолько необычной, что удостоилась упоминания в «Путеводителе по Поволжью». Через год после окончания строительства Г.Руш был приглашен Петербургским обществом  на свой съезд, где сделал доклад о строительстве пассажа.  

Руш_Генрих_Бернардович

Генрих Бернардович Руш

Совершенной глупостью выглядят слова Википедии, повторенные на многочисленных сайтах о том, что пассаж занимал целый квартал: надо не иметь никакого представления о главной казанской улице, чтобы написать такое.

2345677

678

Шло время, в пассаже перестроили систему отопления, перепланировали некоторые помещения. В квартирах были установлены ванны, однако канализация отсутствовала. Жидкие стоки поступали в жалкое подобие локальной канализации – сколоченную из обсмоленных досок так называемую «черноозерскую трубу». Труба эта имела очень небольшой уклон и слишком поверхностное залегание. Часто она перемерзала зимой, и тогда стоки находили себе путь прямо под землю.  Все это не было тайной для строителя пассажа Г.Руша. В 1904 году он обращается к городской управе с письмом, в котором предупреждает, что неправильная эксплуатация здания грозит его неизбежным обрушением, причем именно черноозерской части пассажа.

Руш предложил передать здание под его управление с тем, чтобы он наладил правильную техническую эксплуатацию пассажа. Разумеется, управа ему отказала. Через год Генрих Руш умер. Пассаж выдержал еще ровно 70 лет нещадной и неграмотной эксплуатации, и рухнул в 1977 году. Причем обрушилась, как и предсказывал строитель, именно черноозерская его часть.

passag_1

passag_5

Теперь второй вопрос. Продала ли сестра А.С. Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс пассаж городу или же подарила. Вот какая картина перед нами предстает, если мы обратимся к документу из 98-го фонда Национального архива РТ.

О.А. Александрова-Гейнс предложила пожертвовать городу 500 000 руб. + 20 тыс. на расходы по купчей крепости. Но с непременным условием, что эти деньги будут потрачены городом на покупку здания на Воскресенской улице г. Казани,

"причем выбор его должен быть сделан с моего согласия. Если городское общество почему либо не пожелает приобрести такового здания и не найдет подходящего в течение 3-х месяцев со дня подачи этого заявления, я от своего предложения отказываюсь и самое пожертвование прошу считать недействительным".

То есть совершенно ясно, что речь шла именно о здании пассажа. Кстати, когда при своей жизни еще (он умер в 1889) С.А. Александров, брат Ольги Сергеевны, захотел избавиться от Пассажа, разыграв его в лотерею, то здание было оценено в 1, 2 миллиона. 200 тысяч Александров имел в виду пожертвовать городу, миллион взять себе. Это я к тому, чтобы была ясна стоимость здания и было ясно, отчего город с энтузиазмом отнесся к сделке.

В городской думе ходили разговоры об установке ее бюста в пассаже. Но вылилось все в установку памятной мраморной доски. Располагалась она на полуротонде, непосредственно под центральным окном второго этажа (была вмазана над карнизом). Сейчас ее, разумеется, нет, но на крупномасштабных старых фотографиях даже можно, хотя и не без труда, прочесть надпись. В нотариальных документах здание оценивалось по описи в 526 258 руб.

Что в сухом остатке? В сухом остатке пожертвование Ольгой Александровной в окончательном варианте 500 000 руб. ассигнациями (т.е. в тексте не было сказано, что "серебром") и 50 тыс руб. "серебром" сверх того. 500 000 к ней возвратились как плата за Пассаж. 50 тыс. серебром - чистое благодеяние, если, конечно, не считать благодеянием скромную оценку здания (вспомним предыдущие 1,2 млн.). Так что при всем почтении к Ольге Александровне, человеку исключительных нравственных качеств, считать продажу здания за 500 000 подарком я не могу.

пассаж_объяв

За рамками этих заметок осталось многое. Мы уже превысили допустимый формат, но не сказали ни слова об изменениях, внесенных в проект, о часах, о лифте, о динамомашине, о краже фигуры рыцаря, о магазинах, редакции, типографии и кинотеатре пассажа. Возможно, мы поговорим об этом позже.

Лев Жаржевский

Читайте в предыдущей серии – «Кремлевская, 2: как Гостиный двор пережил гробовщиков, «партаппаратчиков» и три пожара». Все материалы рубрики, начинавшейся с улицы Баумана, здесь.

Использованы иллюстрации из архива автора и скриншоты сервиса «Яндекс-карты».   

Новости партнеров