16.04.2024 16:37

USD

EUR

Казань

Валентин Донсков:«Патриотизм - это нормальное состояние человека, который любит свой дом»

Архив 19:34, 13.05.2016

Актер, режиссер и сценарист Валентин Донсков про патриотизм, о современных героях, и настоящих актерах в эксклюзивном интервью "Казань24"

Валентин Донсков, автор сценария и режиссер фильма "Посылка с Марса", режиссер сериала "Заградотряд. Соло на минном поле", полнометражного фильма "Небо падших" и других, приезжал в Казань, чтобы оценить успехи слушателей Сценарной мастерской Ильи Рубинштейна и провести для них мастер-класс. По словам сценариста, он был приятно удивлен работами студентов и тем, с каким рвением они подходят к делу. «Работы, конечно, еще учебные, но у ребят уже появилась мысль и ремесло, — говорит сценарист — с учетом того, что они делают это в первый раз в жизни, причем не только хотят это делать, но и пытаются — они молодцы». Донсков сказал, что на мастер-классе он немного попугал начинающих сценаристов: «Очень важно понимать, что когда ты придешь в профессию сценариста, там тебя ждут не только успех, цветы и поклонники, а тяжелая работа, трудности, а порой и неудачи». Сразу после мастер-класса Донсков провел творческую встречу, где рассказал о себе и тонкостях работы актера, сценариста и режиссера. А на следующий день посвятил несколько часов интервью с "Казань24", в котором поговорил о патриотизме, государственном заказе на кино, настоящих актерах, современных героях и многом другом. Патриотизм: личное Если говорить о том, что такое патриотизм с моей точки зрения, это довольно простое и ясное понятие — это любовь к Родине. Не более, и не менее. Я люблю березки, люблю маму, люблю то место, где родился, люблю Красную площадь. Не бросать мимо урны мусор — это тоже с моей точки зрения патриотизм. Патриотизм это нормальное состояние человека, который любит свой дом. В мое понятие патриотизма однозначно не входит национальное и религиозное разделение. Я православный, но я совершенно спокойно отношусь к другим религиям — для меня это не является поводом для прекращения общения или, тем более, агрессии. http://old.kazan24.ru/images/news/donskov5.jpg" class="img_top_news" alt=" Патриотизм в России сегодня Если у кого-то упала самооценка и я могу сделать что-то для ее поднятия — сказать, что человек талантлив, деятелен, красив — то я это сделаю. Точно так же и с народом — его самооценка должна быть на определенном уровне, ее надо поднимать. И я считаю, что эту идентичность мы в какой-то момент потеряли. Ее называют национальной — но, наверное, просто нет другого термина. Россия — это огромная территория, на которой живет множество национальностей, но все они объединены в целостный народ. И уважение самим к себе должно быть — иначе нас не будут уважать остальные. В этом смысле я считаю, что 90е годы нас очень подкосили. И пружина, которая все это время сжималась, сейчас начинает разжиматься — поэтому желание самоутвердиться, уважать самих себя, бывает несколько преувеличено. День Победы Меня раздражает ситуация вокруг 9 мая, когда люди видят только плохое и говорят, что это лишь день памяти и скорби и тут совершенно нечего праздновать. Нет, это действительно была Победа — а ее надо праздновать. Понятное дело, что лично для меня Победа была связана с моим дедушкой — он воевал и День Победы мы всегда отмечали с ним. Потом, когда он умер, эта часть праздника ушла. Но отношение осталось. Как остались еще и ветераны войны, свидетели тех страшных событий, победители. И совершенно ужасна ситуация, когда 10 мая о них тут же начинают забывать. Государство и искусство Любое государство всегда влияет на искусство и создает так называемый соцзаказ. В общем-то идея понятна — необходимо создать пример для подражания. В советское время все знали, что в правоохранительных органах работали разные люди — и взятки брали, и силу применяли. Но создавался некий образ, которому стоило подражать. И в какой-то мере это работало. Кажется Кончаловский говорил, что искусство никак не влияет на людей. Я с ним категорически не согласен. Воспитание человека состоит из комплекса — это семья, школа и искусство — в основном литература и кинематограф. Лично на меня книги и фильмы очень влияли — другой вопрос какие это были книги и фильмы. «А зори здесь тихие» меня просто потрясли, как и «Не стреляйте в белых лебедей». Любое государство понимает, что искусство это лучший инструмент пропаганды. Но тут в дело вступают творцы. Например, сценарист Илья Рубинштейн может написать патриотический сценарий — и он их пишет — только это его позиция. Например, он считает, что Сталин — это беда России, и он имеет на это право. Но есть другие люди, которые, как допустим Захар Прилепин — замечательный писатель и я его очень люблю как писателя — идеализируют Советский Союз. Он молод — он знает СССР по неким мифам и придумал себе, что там было хорошо. А это несколько неправильно. Тогда действительно полетели в космос, действительно поднимали целину и строили объекты века. Но какой ценой? Хотя, я думаю, что такие моменты есть в истории любой страны, просто у нас это очень экстремально происходило. Так как искусство это частный взгляд на проблему, то когда государство начинает навязывать этот взгляд и говорить, что все должны так думать — это плохо. А если человек — в данном случае творец, сценарист — реально смотрит на происходящее в его стране и одобряет это не с позиции выгоды — тогда такое произведение становится искренним. Опять же, как только на уровне государства начнут понимать, что о Родине надо говорить, но по-разному — кинематограф в частности и искусство в целом будет совершенно иным. Позиция государства должна быть определена, причем достаточно четко. Допустим, есть полиция и какие-то проблемы в ней — то можно создавать в кино образ как некий пример для подражания. Но это должно быть убедительно и не нравоучительно. Должно быть так: ребенок увидел, допустим, следователя в кино, восхитился им, и пошел в полицию. Когда там наберется критическая масса таких мальчиков — тогда не будет проблем в полиции. Конечно, это идеальная картина, но стремиться к этому надо. Искусство должно формировать какие-то идеи идеального героя. http://old.kazan24.ru/images/news/donskov2.jpg" class="img_top_news" alt=" Герои в кино С моей точки зрения, современный российский кинематограф — что полный метр, что сериалы — не формирует образа современного героя. Он ищет внешне активного героя — спецназовца, военного и так далее. Конкретнее — того, кто находится в экстремальной ситуации. И уже из него лепят благородного героя, который борется за справедливость. Если смотреть каких вообще «героев» берут в нашем кино — это военные, полицейские, бандиты. Хотя слышал — у самого катастрофически не хватает времени на просмотр всего нового — что на ТНТ сейчас делают интересные проекты, «Измены» например, и там герои — живые, очень близкие к реальным людям. Но все равно, почти все, что показывают на нашем ТВ — я в основном про сериалы — это какие-то сказочные истории про странных абстрактных людей, у которых происходят страсти, не имеющие к реальной жизни никакого отношения. В этом плане бразильские сериалы хотя бы яркие — страстные — а у нас все блекло, спокойно и бессмысленно. Хотя и такой сериальный продукт находит сегодня своего зрителя. Сейчас сериальный заказ — чего на самом деле хотят все каналы — это простая история, недорогая и при этом с понятным героем, показывающая не героизм как таковой, а простую человеческую жизнь. Допустим, про водителя троллейбуса, рабочего. Я думаю, как только появится подобный современный фильм или сериал — тогда и возникнет новое кино. Когда у нас поймут, что каждый человек, кем бы он ни был, это целый мир, тогда в нашем кино и появится герой. «Легенда №17» Если брать «Легенду №17» — этот фильм называют патриотическим лишь потому, что там показан знаменитый матч советской и канадской сборных. Но с точки зрения кино — это плохой плакат. Яркий, дорогой, но бесполезный. Хотя его многие смотрели. Но, думаю, потому, что у нас просто голод по крепкому, профессионально сделанному продукту — а «Легенда» как раз такое кино. Другой вопрос, что оно вторично. Все, что показано до матча — картонно. Если брать саму историю — то в ней много неточностей, начиная с того, что Харламов был маленького роста, а Даню Козловского при всем желании низким не назовешь. А невысокий человек, тем более мужчина — это совершенно особая психология и склад характера — ему постоянно приходится доказывать окружающим, что он многого стоит. Для кино это важно. А в итоге в «Легенде» сделали просто плакатного героя. «Экипаж» Я не смотрел новый фильм «Экипаж» (фильм-катастрофа реж.Николая Лебедева, 2016 г) и не хочу, потому что «Экипаж» (советский фильм-катастрофа реж. Александра Митты, 1979 г) для меня это вопрос формирования моей личности — в детстве я посмотрел его раз 15. Я очень любил героя Леонида Филатова (бортинженер Игорь Скворцов), мне было жалко героя Анатолия Васильева (второй пилот Валентин Ненароков), а Ирину Акулову я ненавидел (жена Ненарокова Алевтина). Георгия Жженова (командир экипажа Андрей Тимченко) я обожал — для меня это был некий образ дедушки, настоящего героя. Поэтому сейчас я просто не хочу, чтобы новый «Экипаж» как-то меня смущал. Хотя как профессионалу, наверное, мне и следует его посмотреть. Съемки сериалов Что такое съемка сериалов сегодня? Это непрекращающееся производство. По сути съемка современного российского сериала — это сборка мебели из Ikea. У тебя есть детали и ты расставляешь из в определенном порядке. У подавляющего большинства детали — одни и те же, и часто режиссер превращается в менеджера по разводке мизансцен и сборке. А дальше, если у тебя есть время и талант — ты можешь раскрасить готовый продукт своими красками, чтобы получилось вроде бы и стандартное Ikea – но все же немного свое. Однако по сути это все равно останется изначальным паззлом. В глобальном смысле это касается не только России, но и мирового кинематографа. Другой вопрос, что в зарубежных сериалах эти стандартные вещи вытаскивают на себе актеры — и порой получается что-то стоящее. К тому же, в зарубежные сериалы начинают приходить классные драматурги. У нас пока история так не работает. Мечта У меня есть мечта — снять фильм или сериал о повседневной жизни спецназовца. Не такой «пришел, увидел, победил», а именно о том, как они живут и проходят подготовку. Как они живут в казармах — не очень хорошо живут причем — но в них силен дух и любовь к Родине. Здесь очень тонкая грань, чтобы это не выглядело декларацией «я люблю Родину», не выглядело пропагандой, а показывало, что люди действительно Родину любят, но не по указке, а по внутреннему стремлению. http://old.kazan24.ru/images/news/donskov4.jpg" class="img_top_news" alt="«Заградотряд» Мой сериал «Заградотряд. Соло на минном поле» несколько лет назад должны были показывать 8 мая по Первому каналу, но сняли с показа — до сих пор я не знаю наверняка, почему так случилось. Сначала говорили, что якобы из-за трансляции хоккея. Потом появилась полуофициальная версия, что это непраздничное кино. Хорошо — если оно непраздничное, покажите его 22 июня. Но его не показывают. Вероятно потому, что это неугодно идеологически. Но дело ведь в том, что 227 приказ о создании заградотрядов придумал не я — а Иосиф Сталин. А до него это придумал Александр Македонский. Нельзя уходить от того факта, что заградительные отряды были и действительно стреляли в своих. И поговорить о них я считаю можно и даже нужно — и это ни в коей мере не подорвет святость Великой Отечественной войны. Трейлер к сериалу "Заградотряд", так и не вышедшему на Первом канале Почему у нас в фильмах о войне в основном однотипные герои, в которых сложно увидеть человека? Потому что при съемках любого кино должно быть личное отношение — к факту, истории, сценарию. Я не говорю, что мой фильм «Заградотряд» хороший или плохой. Но я точно знаю, что у меня было личное отношение к этому — я человек не воевавший, но человек служивший. Я снимал кино в традициях 60х годов — потому что был воспитан на этих фильмах о войне. Я не изобрел нового киноязыка, но я пытался честно разобраться, что же это такое — стрелять в своих. Я честно попытался существовать по правде — у меня актеры первые две недели — еще до съемок — не снимали форму, чтобы она обмялась, села на фигуру. Они бегали в ней, лазили по окопам — чтобы форма не была с иголочки, чистой и выглаженной. А чтобы была настоящей, побывавшей в окопах и войне — смятой, пыльной, пропотевшей. И эти герои получились живыми, настоящими — не пластиковыми. Конечно правда не только в этом — хотя эти детали очень важны, потому что в том числе заставляют верить в происходящее. Правда в том, что было личное отношение — хотелось разобраться и показать правду. Актеры Актеров я называю особым народцем. Я их всех терпеть не могу, иной раз хочется просто снимать мультфильмы. Но я их и люблю. У меня к актерам очень противоречивые чувства, потому что они — настоящие — работают собой. Иногда кажется, что актер капризен — нет, это не каприз, это способ защиты, набирания энергии — свойство профессии. Если на это обижаться, то надо просто уходить из режиссерской профессии. Конечно, есть пределы и актер должен их видеть. Но в принципе тенденция мне понятна — чтобы выйти на какую-то эмоцию, особенно ввиду нынешних условий, когда на съемки дается очень мало времени, актеру порой приходится находить внешние раздражители и очень себя раскачивать. У меня был случай когда мы снимали сцену, что у главного героя инфаркт, он лежит на постели и к нему подключены приборы. Когда актер начал играть — у него реально стало подниматься давление, увеличиваться пульс. То есть с человеком происходит то, что в обычной жизни мы стараемся избегать. Настоящий актер все это проживает, и тут дело не только в технике. Когда ты кидаешь себя из эмоции в эмоцию, из радости в горе, из счастья в невероятную скорбь — ты просто не можешь долго оставаться прежним. Поэтому многие настоящие актеры начинают страдать — приходит сумасшествие, болезни. Они работают психикой и, к сожалению, не все выдерживают этот темп и жизнь. Беседовала Елена Орешина

Новости партнеров