21.07.2018 10:58

USD

EUR

Казань

«Мешок без дна»: как Казань на один сеанс погрузилась в русско-японский мир Рустама Хамдамова

Культура 10:23, 02.02.2018

В столице Татарстана тихо и скромно, без лишней рекламы в кинотеатре «КАРО» прошел единственный показ нового полнометражного фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Для тех, кто не в курсе, кто такой Хамдамов и почему его фильмы стоит посмотреть, материал корреспондента  «Казань24» Владимира Павлова, посмотревшего работу

Когда я слышу слово «развлечение», то представляю мешок без дна, из которого манипулятор вытаскивает все – от серой мышки до белого слона. А публика все недовольна, так как одному мышка немила, другому слон кажется страшным

(Журнал «Телевидение и радиовещание» за 1969 год)

 

Мой идеал счастья? — Душевный мир

Рустам Хамдамов
Рустам Хамдамов не только режиссер, но и первый российский художник, работы которого при жизни были приняты в Эрмитаж

В отечественном кинематографе порой возникают фигуры мирового значения, о которых многие слышали, но их фильмы современному зрителю кажутся все менее и менее знакомыми. К примеру, на прошлой неделе весь мир отмечал 120-летие со дня рождения Сергея Эйзенштейна. Даже Google посвятил дудл этому поистине выдающемуся кинематографисту, но в Казани – это событие прошло незамеченным. Порадовало лишь то, что казанский зритель наконец-то увидел на большом экране новую работу Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Хотя большинство, вот уже неделю только и говорят о запрете к показу фильма «Смерть Сталин».

Если поступить по-современному и прочесть в «Википедии», кто такой Хамдамов, то читатель узнает, что  – это «создатель оригинального ассоциативного, метафорического и визуального киноязыка». Это, мягко выражаясь, в высшей степени неясное определение становится понятным уже после просмотра студенческой работы Хамдамова «В горах моё сердце», где ему совершенно удивительным образом удается создать атмосферу американского городка начала XX века. Советский зритель тогда не смог оценить первый опыт Хамдамова по сотворению гармоничного мира, в котором нет места политике, пропаганде, идеологии и другим жутким материям, о которых мы все чаще слышим из уст деятелей искусства и видим в создаваемых ими продуктах. Но теперь совсем другое время и другие фильмы.

Странная сказка...

Немоляева
Светлана Немоляева в роли фрейлины

Спустя почти полвека после дебютной работы Хамдамов снимет пару полнометражных фильмов, которые будет ждать сложная или фестивальная судьба. Но вскоре художник задумает создать кинематографический триптих «Драгоценности», первой картиной в котором была короткометражка «Бриллианты. Воровство». Второй же стал «Мешок без дна». Фильм вышел спустя семь лет и стал для Хамдамова, наверное, самым дорогим с точки зрения бюджета. На создание картины потратили 2,5 млн долларов и это с учетом того, что актеры снимались бесплатно.

Сюжет картины непрост. Фрейлина, которую упоительно играет Светлана Немоляева, нанимается чтицей к Великому князю, то есть к человеку, который формально имел право стать Императором Всероссийским. Но он оказывается пьяницей средних лет, который очень болезненно переживает смерть матери – Великой Княгини, да и отца, которым судя по всему был Великий Император Александр II Освободитель. Великий князь в исполнении Сергея Колтакова предстает перед нами крайне противоречивым дворянином, страдающим обломовщиной и любящим слушать сказки, в которых происходят убийства. За каждое убийство в рассказанной истории фрейлина получает 50 рублей, но в её истории умрет лишь один человек.

Сергей Колтаков
Великий князь и фрейлина

Сама сказка, которую чтица играючи рассказывает собеседнику, повествует об убийстве царевича, жившего на Руси в XII веке. И здесь Хамдамов не скрывает от зрителя, что вдохновляется новеллой «В чаще» японского литератора Рюноскэ Акутагавы – фигуры очень трагичной  и значимой для современной японской литературы. Рассказ фрейлины полностью вдохновлен произведением Акутагавы, в оригинале которого жертвой убийцы становится самурай.

Читателю же предстоит выяснить, кто убил благородного мужа. В преступлении одновременно сознаются разбойник, супруга убитого, а также сам самурай, который является нам в виде духа. Нелегкую задачку предлагается решить Великому князю, да и зрителю. Однако в этом и прелесть фильма Хамдамова, как и новеллы Акутагавы, что каждый сам решает, чьи показания правдивее исходя из своих моральных представлений и знаний собственной культуры и истории.

Любите не меня, а мой мир

Люди-гибы
Хтонические люди-грибы наблюдают за полетом загадочного шара

Когда фрейлина начинает свой рассказ на экране предстает многогранный и собственно не имеющий дна, как собственно тот волшебный мешок из сказки сборника «Тысяча и одна ночь», мир, в котором каждый зритель найдет что-то свое. Вот, царевич, привязанный к дереву и пронзенный стрелой, словно Святой Себастьян; красавица-царевна, сошедшая с картины Врубеля; фольклорный Соловей-разбойник, сознавшийся в убийстве царевича и надругавшийся над его супругой; хтонические люди-грибы, символизирующие русских крестьян в японских касах; шишкинский медведь, который столетиями бродил по елабужским сосновым лесам; монах-отшельник – оплот христианского мировоззрения и его антагонист языческая Баба-Яга, комично воскрешающая убитого князя, чтобы он мог рассказать свою историю.

Все это Хамдамов помещает в полуторачасовой фильм, который богат отсылками и пасхалками к его предыдущим работам, а также поднимает важные философские вопросы о вере, любви, чести и достоинстве, а также нашей сложной истории. Ведь, если вдуматься в судьбу Великого князя, то несмотря на свое божественное происхождение, он глубоко несчастный человек, который потерял отца, мать, веру в себя и Отечество. Драматизм заката царской эпохи Хамдамов показывает через диалог двух людей и сказку, созданную по мотивам Акутагавы, который был современником той эпохи, но черпал вдохновение из своих культурных корней и кодов.

А что же казанский зритель? К моему удивлению, в зале собралось очень много людей, в том числе и молодых. Большая часть публики досмотрела «Мешок без дна» до самого завершения титров. Это может говорить о том, что казанцам понравилось творение Хамдамова. Но самое главное, что люди изредка искренне смеялись над комичными моментами, которые порой мелькали в фильме. И благодаря этому кроткому смеху становилось понятно, что за полувековую карьеру Хамдамов не разучился  создавать завораживающее и значимое кино.

Владимир Павлов

Фото: cinemotions.blogspot.ru, kino-teatr.ru, кадры из фильма

Новости партнеров