25.09.2017 23:40

USD

EUR

Казань

Татарская Золушка Айсылу, или Слезы телезрителей

Культура 16:12, 08.09.2017

На Казанском фестивале мусульманского кино татарские фильмы заставили плакать: зрители увидели героиню татарского народа и довоенную классику в современном исполнении

Накануне на Казанском международном кинофестивале публике показали шесть татарстанских кинокартин. Корреспондент «Казань24» стал свидетелем того, как некоторые фильмы вызвали у кинолюбителей негодование, другие собрали аншлаг и заставили зрителя плакать.   фильм айсылу

Что это было?

 

В 2017 году впервые за тринадцатилетнюю историю фестиваля учреждена специальная номинация – Национальный конкурс, где соревнуются фильмы, произведенные в Татарстане. Начинание, конечно же, хорошее, стремление поддержать своего кинопроизводителя вызывает законное чувство уважения к организаторам. В этом году на мусульманский кинофестиваль заявлено 13 татарстанских фильмов. Такое количество наших фильмов не может не радовать, но на деле оказывается, что ряд картин – далеко не самые качественные. Тут либо начинаешь сомневаться в профессионализме комиссии, которая отбирала ленты для фестиваля, либо делаешь вывод, что некоторые фильмы участвуют только ради красивой цифры в отчетах. Такое мнение сформировалось у автора этих строк после просмотра двух короткометражек: «Блудный сын» и «Джаннат».

Первую короткометражку, как свою курсовую работу, представила студентка КазГИК Оксана Синчугова. Действие картины происходит в преддверии Пасхи в доме семьи, проживающей в Казани. Дочь приходит в гости к родителям, чтобы помочь им собрать вещи, потому что, квартиру собираются сдавать в аренду. Между членами семьи ощущается нервозность, недовольство друг другом. Мать главной героини все время копит деньги и кому-то их отправляет. Через некоторое время выясняется, что деньги уходят сыну, который занимается непонятно чем и неизвестно, где находится. Дочь обвиняет мать, что она заботится только о сыне, забыв про нее. В конце фильма в квартиру входит тот самый блудный сын, и на этом действия заканчиваются. Эта история так бы и осталась непонятной, поэтому пришлось поискать пояснений от самого автора.

В интервью одному из СМИ Оксана Синчугова рассказала, что главная героиня фильма, дочь, которая осталась жить с родителями, тянет семью на себе, ушедшую в депрессию, переставшую существовать, раздавленную горем после ухода сына. Оказывается, по замыслу автора картины, брат главной героини  ушел в секту. Автор картины поясняет, что главная героиня выбрала для себя путь доказать родителям, что тоже имеет право на любовь. И вот она понимает, что нужно помогать родителям, но жить необходимо и своей жизнью, потому что как бы то ни было, брат, ушедший в секту, сам сделал выбор. В финале героиня принимает это решение и встречается с братом, который вернулся в семью, прошел все передряги, перерос и понял, что нужно идти другим путем. Однако, в самом фильме эта идея никоим образом не показывается, мысль и философия картины остается нераскрытой.

По окончании фильма зрители недоумевали и задавали друг другу вопросы в духе «о чем был фильм», «что мы только что посмотрели?»

После «Блудного сына» показали еще оду короткометражку – «Джаннат» («Рай»). Надежды быстро сменились разочарованием, ибо фильм представлен еще одной казанской студенткой – Асией Еспаевой. Картина в черно-белом цвете, снята в формате интервью со студенткой-мусульманкой, стремится вести исламский образ жизни и читает намаз. Главная героиня по мере своих знаний рассуждает о некоторых аспектах жизни мусульман, ислама, отвечает на вопросы, рассказывает о своих мечтах попасть в рай. Из видео видно, что девушка еще многого не знает о своей религии и не находит ответы на ряд вопросов. Конечно, подобного рода видео (если честно, язык не поворачивается назвать кинокартиной) нужны, однако, качественным его назвать невозможно – на мой взгляд, работа не дотягивает до уровня Международного фестиваля мусульманского кино. После просмотра снова возникло чувство, что некоторые фильмы допущены к участию в кинофестивале только для количества.

Татарская Золушка

 

Самым ожидаемым киношедевром фестиваля стал показ нашумевшей мелодрамы «Айсылу». Это фильм о татарской Золушке, который привлек внимание зрителей еще два года назад. Кинозал, где показывали фильм, был битком уже за полчаса до начала показа, кинолюбители размещались на ступеньках, в проходах и прямо перед экраном.

Фильм повествует трогательную историю простой татарской девушки Айсылу, которая живет в деревне с матерью. Главная героиня (ее играет актриса Гульназ Галиуллина) в детстве попала в автомобильную аварию, повредила ноги и теперь передвигается только на костылях. Девушка любит петь и обладает необычайно красивым голосом, но при этом сторонится людей, стесняясь своей инвалидности. Будущее девушки в далекой деревушке кажется беспросветным. Однако все меняет счастливый случай, когда в деревню приезжает известный продюсер для съемок клипа для одной из певиц татарской эстрады. Продюсер по счастливой случайности становится соседом Айсылу, а оператор практически сразу влюбляется в героиню. В итоге девушку приглашают в Казань, где она знакомится с Венерой Ганиевой и Риммой Ибрагимовой, преодолевает различные трудности, идет к своей мечте – петь на сцене – и становится конкурсанткой престижного фестиваля молодых исполнителей «Татар моны».

Авторы и режиссеры фильма смогли создать поистине татарский фильм, задеть глубинные нотки татарской души, которые хранит татарская песня. Фильм никого не оставил равнодушным, после завершения сеанса у многих зрителей на глазах были слезы, зрители еще долго не хотели отпускать актеров, режиссеров и авторов фильма. Главную героиню попросили даже спеть – она не отказала и снова очаровала своим голосом всех присутствующих в зале. На вопрос «Почему фильм назвали Айсылу?» продюсер и сценарист Алексей Барыкин ответил: «Мы подбирали какое-нибудь хорошее татарское имя, которое одинаково пишется по-русски и по-татарски. Это удобно, не нужно делать плакаты на двух языках». К слову, Барыкин пообещал, что одним фильмом история татарской Золушки не закончится – планируется снять продолжение, где зритель увидит Айсылу вновь.

На вопрос корреспондента «Казань24» о возникновении идеи фильма и его замысла Алексей Барыкин ответил, что команда «искала героиню татарского народа, именно ту, которая близка для Татарстана, могла зацепить людей, выстрелить».

режиссер барыкин

«Нам было важно найти что-то по-настоящему татарское. Вот в чем хранится некий татарский дух? Он сохранился в театре, в деревнях и обычаях, языке и в музыке. Мы искали что-то из этих направлений, поэтому решили взять эстраду как основу для истории нашей героини, и заодно, отчасти поднять вопрос, какая он – эта эстрада и кто ее герои. К тому же был повод показать известных людей: Венеру Ганиеву, Римму Ибрагимову», – подчеркнул он.

Известный татарский писатель Рабит Батулла отметил, что фильм «Айсылу» очень не плохой – в нем чувствуется хорошая операторская и режиссерская работа. «Это по-настоящему татарская картина. Такие фильмы способны пробудить гордость у татар», — сказал он.

Экскурсовод Ильмира Бобкова рассказала, что получила огромное удовольствие от просмотра фильма: «Гульназ Галиуллина – великолепная актриса, замечательная душа, красивая, тонкая. Только сегодня открыла ее для себя. Сам фильм снят талантливо и действительно впечатляюще ярко! С экрана звучит литературный татарский язык – его приятно слушать. Фильм очень актуальный для Татарстана, хочется увидеть продолжение этой трогательной истории в исполнении тех же актеров. Огромное спасибо всей команде, работающей над созданием фильма. Пусть будет больше таких замечательных, нравственных, поднимающих социальные вопросы картин о нас – людях, живущих в Татарстане, о татарском народе и его душе».

Классика в современном прочтении

 

Еще одним фильмом, который пришелся по душе зрителю, стала картина «Неотосланные письма» режиссера Рустама Рашитова. Кинолента снята на основе одноименной повести классика довоенного времени, писателя, фантаста, драматурга и журналиста Аделя Кутуя, написанной им еще в 1936 году. Эта лирическая повесть в дальнейшем была переведена на более чем 40 языков мира и принесла автору всемирную известность. Действия происходят в годы жестоких репрессий, однако, современное прочтение произведения переносит героев из 30-х годов XX века в современность.

«Неотосланные письма» показывает судьбу простой девушки Галии, которая во время учебы в медицинском университете влюбляется в актера Камаловского театра. За ней долгое время пытается ухаживать ее однокурсник Вали, но героиня отвергает его несмелые попытки понравиться и вскоре выходит замуж за актера из театра. Вскоре у Галии появляются дети, но муж не принимает их, начинаются постоянные ссоры, и вскоре он уходит из семьи. После университета Галия отправляется в деревню Адрас по распределению в качестве молодого специалиста. Она живет вместе с детьми в здании заброшенной амбулатории, спасает жизни жителей села. Пройдя множество трудностей и испытаний, к ней приезжает тот самый Вали, который был влюблен в героиню еще со студенческой скамьи. Он признается Галие в своих чувствах, принимает ее детей как своих, и наконец-то в жизни главной героини все налаживается.

Фильм поражает своей искренностью, душевной теплотой, безупречными съемками татарской деревни и великолепной актерской игрой. Главная героиня –  Галия Сафиуллина, это некий собирательный образ сильной, мужественной, но в то же время очень заботливой, нежной татарской девушки, матери. Актриса Камаловского театра, Гузель Сибгатуллина, которая играет главную героиню, влюбляет в себя с первых кадров фильма. Ее искренняя игра, эмоции и харизма  заставляют погрузиться в атмосферу кинокартины. Еще один ключевой момент фильма, как и в фильме «Айсылу», - главная героиня «Неотосланных писем» очень красиво поет. Вместе с завораживающей музыкой известного композитора Эльмира Низамова песня Галии вдохновляет, погружает в собственные мысли. Похоже, режиссеры фильмов «Айсылу» и «Неотосланных писем» нашли именно то, что нужно татарскому зрителю: язык, образ сильной татарской девушки и затрагивающие до глубины души песни. Учитывая, что показ картин прошел при полном аншлаге, и при полной поддержке кинолюбителей, становится понятно, в какую сторону нужно двигаться создателям кино в Татарстане.

фестиваль мусульманского кино

Стоит отметить, что если фильм «Айсылу» получил полное одобрение и поддержку всех зрителей, то картина «Неотосланные письма» вызвала диаметрально противоположные чувства и эмоции.

Фильм понравился тем, что он жизненный, говорит жительница Казани Гелюса Калимуллина: «Здесь и любовь, и трудности жизни, ревность, преодоление ударов судьбы. Картина о простых людях, поэтому нам очень близка. Приятно, что показали удивительно красивую природу Татарстана, быт татарской деревни», - отмечает она.

А вот 64 летний пенсионер Анвар Гиниятуллин не согласен с ней: «Повесть Аделя Кутуя "Неотосланные письма" написана еще до Великой Отечественной Войны. Однако, экранизация произведения переносит нас из советской эпохи в современное время, и поэтому к картине я отношусь отрицательно, мне совершенно не понравилось. Фильм должен быть объективный, правильный с исторической точки зрения, и соответствовать нравственным нормам», — считает он.

Читайте также: Плохой волк, ожидание Пророка и фильм без концовки. Чем удивили фильмы из Татарстана на Казанском кинофестивале

Дамир Хабибуллин

Фото автора

Новости партнеров