29.03.2024 09:50

USD

EUR

Казань

Вечерние платья и красные дорожки VS монтаж в лесу и бешеный график. Редактор «Первого канала» о реалиях киножурналистики

Культура 11:54, 04.04.2018

В минувшую пятницу журналист Марина Коблева рассказала казанцам о том, как работают корреспонденты на международных кинофестивалях, как брать интервью у голливудских звёзд, и какую роль играет пресса на светских мероприятиях

Марина Коблева сотрудничала с мировыми звёздами. Среди них: Том Круз, Уилл Смит, Джулия Робертс, Киану Ривз. Сейчас девушка является редактором кинорубрики программы «Доброе утро» «Первого канала». В рамках форума «Время кино» журналист провела мастер-класс для студентов в стенах КФУ.

Для многих кажется, что киножурналистика – это праздник. Постоянное общение со звездами, красные дорожки, красивые платья, гламурные вечеринки, но, на самом деле, картина другая. Спикер рассказывает, ей приходилось сидеть в лесу на каменной скамье и расшифровывать записи перед монтажом, или передвигаться по городу в вечернем платье на велосипеде с тяжелой сумкой. Именно такие рабочие будни знакомы Коблевой.

Журналистика – это стрессовая профессия, даже самые опытные корреспонденты порой не выдерживают, утверждает редактор. На мастер-классе Марина рассказала об одной из ситуаций в своей жизни.

–На фестивалях журналисты работают с 6 утра до 2-3 ночи. На предпоследний день Каннского фестиваля я запланировала интервью с одной из звезд киноиндустрии. Я пришла по назначенному заранее адресу, но там сидели не те люди. Интервью организовывали около месяца. Я сразу же позвонила пиарщику. После разговора я убрала телефон в задний карман и упала, держа в руках кофе и круассан. Я рыдала и истерично смеялась, потому что интервью завтра.

Механизм работы киноиндустрии и роль прессы в ней

Журналисты на фестивалях работают, в том числе, и для хорошей дистрибуции кинокартин. Порой пресса со своей возможностью влиять на аудиторию играет очень важную роль. В качестве примера Марина вспомнила ситуацию с Майклом Муром.

«Фаренгейт 9/11» – документальный фильм Майкла Мура, в котором он пытался доказать причастность Джорджа Буша к событиям 11 сентября 2001 года в США. Изначально режиссер ходил в разные кинокомпании с предложением реализации своего проекта, но везде отказывали, в том числе и Icon Productions Мела Гибсона.

Майкл Мур решил пойти к Харви Вайнштейну, который на тот момент был главой кинокомпании Miramax Films, дочерней компанией Disney. Вайнштейн понимал, что проект будет скандальный, а значит, внимания будет достаточно, и купил права на этот фильм за 6 млн долларов.

Майкл Мур отснял фильм. Вайнштейн встретился с главой Disney Майклом Айснером, рассказал про контракт, но Айснер сказал, что этот проект компании не интересен и отказал в его дистрибуции. Тогда Харви решил продать права на этот фильм на Каннском фестивале, а отданные 6 млн долларов считать краткосрочным кредитом у Disney.

В апреле 2004 года Мур показал черновой вариант фильма Вайнштейну. Харви остался под впечатлением и решил вновь поговорить с главой Disney, который в итоге не поменял своего решения.

5 мая 2004 года газета The New York Times публикует материал, в котором заявляет, что компания Disney отказывается от дистрибуции фильма, критикующего Джорджа Буша. Через 2 дня Майкл Мур опубликовал статью по предложению своей пиарщицы. Он предположил, глава Disney переживает за то, что брат Буша, который на тот момент был губернатором Флориды, уберет все налоговые вычеты на парки развлечений, если кинокомпания будет прокатывать фильм Мура. Как известно, парки развлечений – один из способов дохода киностудий.

После этой статьи глава Disney написал The New York Times о том, что компания не запрещала прокат фильма.

«Айснер сказал, это не подходит нашей кинопрокатной политике. Это просто не наш фильм. Как мы можем запретить? Логично, правда? Но было поздно, потому что фильм уже вошел в программу Каннского кинофестиваля», - отметила журналист.

Запрещенный фильм Майкла Мура стал самой интересной темой для освещения у журналистов. В итоге 22 мая Майкл Мур получил главный приз Каннского кинофестиваля - золотую пальмовую ветвь. Картина собрала более 220 млн долларов в мировом прокате. Прибыльность проекта была выше, чем прибыльность у хорошо отснятого блокбастера.

Кинофестивали – это дорожка к Оскару

Главный приз для звезд индустрии кино – это «Оскар», путь к награде не так прост.

Повысить шансы на успех могут награды других кинофестивалей. Спикер выделяет пять основных, которые аккредитует Международная федерация ассоциаций продюсеров. Они ежегодно проходят в Каннах, Берлине, Венеции, Торонто и Парк-Сити. Коблева разобрала каждый из них.

1. Каннский кинофестиваль.

Это самый престижный международный кинофестиваль, который проводится в Каннах на набережной Круазетт. Для него характерна широкая направленность фильмов. За победу в нем вручают - Золотую пальмовую ветвь.

Любой кинофестиваль – это блеск, гламур и софиты, однако Каннский популярен не только этим. Во время конкурсной программы часто проходят различные акции протеста.

Кинофестиваль имеет свой дресскод. Для того, чтобы пройти на торжественную премьеру, девушки должны быть только в вечернем наряде – длинное платье, которое волочится по полу, а мужчины – в черных смокингах и с бабочкой. Марина также добавила, что без бабочки или черного смокинга на красную дорожку не пускают даже операторов.

2. Берлинале

Это международный кинофестиваль, который ежегодно проходит в Берлине во Дворце Берлинале. Он отличается социально-политической направленностью. Главный приз фестиваля – Золотой медведь.

3. Венецианская Мостра

Венецианский международный кинофестиваль, который проходит ежегодно в рамках Биеннале – форума мирового искусства. Награда Мостры – Золотой Лев. По организации Венецианский кинофестиваль конкурирует с Каннским, но, как говорит Марина, он чуть-чуть не дотягивает.

4. Фестиваль в Торонто

Международный кинофестиваль в Торонто ежегодно набирает все больше оборотов. Его особенность заключается в отсутствии жюри. Победителю присуждают Приз зрительских симпатий. Фестиваль в Торонто явно конкурирует с Венецианской Мострой по организации. Более того, его конкурсная программа начинается, когда Мостра еще не окончена, поэтому гости тут же перелетают из Италии в Канаду, добавила Марина.

5. Сандэнс

Это Национальный американский кинофестиваль независимого кино, который учредил Роберт Редфорд. Актер дал такое название фестивалю в честь героя, которого он играл в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид».

«Надо понимать, что существует голливудское кино и американское независимое, которого больше. Мы просто его меньше видим, потому у независимого кино меньше возможностей для продвижения», - объяснила журналист.

За кулисами кинофестиваля

Работать на кинофестивалях сложно. Еще сложнее это попасть на них. Во-первых, нужна аккредитация, которая дается не всем, замечает Марина Коблева. Она бывает разной: градация идет по цветам в зависимости от авторитета издания.

Если журналист получил аккредитацию, не факт, что он попадет на показы фильмов. Например, ему может просто не хватить места, если по его аккредитации запускают в самый последний момент. Во-вторых, это дресскод. Внешний вид – это обязательно вечерний костюм или платье. У каждого фестиваля могут быть свои нюансы.

На кинофестивалях у журналистов своя дисциплина. Когда мы видим фото с красных дорожек, кажется что, фотографы и операторы стоят толпой. На самом деле, за рубежом у всех есть свое место и от него отходить нельзя.

В условиях жесткого тайминга журналистам нельзя опаздывать, нужно смотреть все фильмы, а выходить из кинозала не принято.

«Это считается плохим знаком для фильма. На пресс-показах сидят члены жюри. Если они видят, что кто-то вышел, то значит, им что-то не понравилось. Иногда это может повлиять на их мнение», - заметила спикер.

Как проходят джанкеты?

Одна из основных составляющих работы киножурналиста - это джанкеты. За непростым словом кроется знакомый нам термин - интервью.

Джанкет – это серия интервью с членами съёмочной группы фильма. С экрана телевизора нам, зрителям, это кажется обычной беседой, но чтобы ее провести следует потрудиться.

На каждом кинофестивале есть международный пресс-агент. Получив аккредитацию, журналисту дают доступ к внутренней информации. Корреспондент договаривается с агентом о датах готовых сюжетов и репортажей и дает запрос на проведение интервью, т.е. джанкета.

Для проведения джанкетов арендуются номера в отелях и съемочная аппаратура. Оплачивают интервью дистрибьютеры кинокартины той страны, в которой она будет прокатываться.

«После интервью вам достают из камеры 2 флешки: на одной само интервью, на другой – ваш план. Затем вы договариваетесь с российскими дистрибьютерами. Они подтверждают вам номинацию, и интервью выходит», - объяснила спикер.

В основном джанкеты длятся 5-6 минут, иногда 3 минуты. Пока настраиваются камеры и петличка у журналиста есть около 30 секунд на небольшую беседу. За это время нужно представиться, сказать пару слов о себе так, чтобы расположить к себе собеседника, замечает Марина. Для того чтобы не потратить впустую свои 5 минут, она также советует, безусловно, посмотреть фильм, все новости о собеседнике и фильме, понять, о чем с ним можно поговорить, расширять знание иностранного языка и подготовить вопросы.

Для журналистов существует несколько запретов. Им нельзя нарушать тайминг, задавать вопросы, касающиеся личной и частной жизни, брать автографы и делать фото, также не всегда приветствуется здороваться за руку.

Как себя вести на кинофестивалях

Побывав на множестве фестивалей, Марина усвоила для себя несколько правил, которыми поделилась с аудиторией.

На светских мероприятиях организовывают фуршет, но не стоит мчаться за едой и напитками, лучше наладить общение или завести знакомства с публичными личностями.

По словам Марины, за рубежом хороший способ начать беседу – сделать комплимент. Во время разговора лучше избегать таких острых тем, как политика, религия или болезни. Нужно быть проще, не умничать, использовать ассоциации и всегда иметь при себе визитки. В конце своего мастер-класса Марина пообщалась с аудиторией. К сожалению, ей не удалось рассказать весь подготовленный материал, но организаторы форума обещали продолжить беседу в следующий раз.

Ирина Егорова

Фото: media.kpfu.ru

Новости партнеров