29.03.2024 18:26

USD

EUR

Казань

Ян Арт: «То, что «Всё, привет!», стало понятно за сутки до отзыва лицензии»

Экономика и бизнес 18:32, 03.03.2017

Ситуацию вокруг отзыва лицензий у банков Татарстана комментирует известный эксперт по банковскому рынку, вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) и главный редактор Finversia.ru Ян Арт. По просьбе редакции «Казань24» он поделился видением будущего банковской системы республики и рассказал, когда стало понятно, что банкротства «Татфондбанка» не избежать.

ян арт эксперт банки

В чем причина отзыва лицензии?

Значит, переговоры о санации зашли в тупик, не нашли ответа на основной вопрос: «Кто будет платить за спасение?»

Ожидаемым ли было решение Центробанка?

Вполне, по двум причинам: оно было несколько ожидаемым последний месяц, потому что видно было, что переговоры затягиваются. А санация – это такая вещь: чем дольше ведут переговоры - тем хуже. Это примерно как консилиум врачей у постели больного. Поэтому, это уже наводило на мысль, что, к сожалению, не смогут спасти.

В начале декабря прошлого года я был уверен, что найдутся механизмы выхода из кризиса. Но настолько долго затянулся этот процесс, такого в практике банковской России еще не было, чтобы так долго…

Второй момент: то, что «Всё, привет!» стало понятно за сутки до отзыва лицензии, когда агентство Standard & Poor’s снизило рейтинг ТФБ до категории «D» (дефолт). Поэтому немного смешно слышать, как кто-то из чиновников заявляет: «Какая неожиданность!». Почему-то для аналитиков Standard & Poor’s неожиданностью это не стало.

Про отзыв лицензии у «Интехбанка» и «Анкор банка»: Потому что они находились на санации у ТФБ, и понятно, что в такой ситуации, если уж врач заболел так, что его решили схоронить, его больных пациентов – тем более.

Можно ли было избежать краха?

Если бы нашли санатора – безусловно. Есть такая информация, что от ТАИФа было письмо в ЦБ, но мы, видимо, просто не знаем всей подноготной, поэтому трудно судить. Вообще, лицензии не отзывают из мести или в наказание за что-то.

Чего в этой ситуации ожидать вкладчикам-юрлицам?

Скорее всего, их требования удовлетворены не будут. Потому что при банкротствах традиционно на удовлетворение требований кредиторов третьей очереди средств у обанкроченного банка не хватает.

Куда обращаться оставшимся без денег?

Идти домой, потеряв деньги. Можно, конечно, писать письма, но это было бы наивно, потому как это обычная бизнесовая ситуация «банкротство». Их не ограбили и не обманули – это банкротство финансового института. В нем может быть злой умысел, если кого-то будут судить, в нем также могут быть чисто экономические причины – это не хорошо, но это нормально.

Как быть заемщикам – платить ли по кредитам в Татфонде или Интехбанке?

Люди наивно представляют себе банковскую систему, поэтому хочется сразу пояснить, что радоваться не надо. Первый момент: из-за банкротства обязательства по кредитам с заемщиков не снимаются. Второй момент: не нужно бояться - кредиты будут переданы другим юрлицам без изменений условий. Тот, кто становится правопреемником, не имеет право менять ни сумму займа, ни проценты. Важно понимать, что люди обязаны продолжать платить.

Куда платить?

В ТФБ (или другой банк, заёмщиком которого человек является – прим.ред.), он будет работать. Ведь банкротство банка не означает, что повешена табличка «Банк закрыт». Он потерял лицензию, т.е. не имеет право осуществлять операции, но как юрлицо будет некоторое время работать (пока работает ликвидационная комиссия). У такого банка процесс ликвидации может затянуться примерно на год. (Вся информация о том, куда и по каким реквизитам платить заёмщикам, должны быть отражена на сайте АСВ или самого банка – прим.ред.)

Ожидает ли подобная участь другие банки в Татарстане?

Не скажу конкретно про участь, скажу одно – определенный протекционизм над банковской системой Татарстана закончился навсегда. Он завершался еще с уходом Богачева (Евгений Богачев, экс-глава Нацбанка РТ – прим.ред.) с поста председателя Нацбанка Татарстана, сейчас же закончился навсегда.

Татарстанские банки находятся в тех же условиях, что и банки по всей России. А условия жесткие. ЦБ продолжает очень жесткую политику регулирования и чистки рынка. Поэтому, я не могу сказать, что подобная участь кому-то угрожает. Всем в равной степени угрожает жесткое регулирование. Надо быть к этому готовым, стараться держать балансы здоровыми.

Думаю, несколько банков де-юре или де-факто уйдут с рынка в ближайший год. В том числе и по одной простой причине – сейчас принимается Закон о пропорциональном регулировании, при котором только с наличием миллиарда собственного капитала банкам будут выдавать универсальную лицензию, а остальным – только базовую.

Беседовала Яна Кузьмина

Новости партнеров