29.03.2024 17:09

USD

EUR

Казань

Школа – дома: кто и почему переводит детей на семейное обучение в Казани?

Образование и наука 15:05, 02.03.2017

Школьный ревизор, «ад и Пакистан», визит юриста, умение ставить галочки, атрофия фантазии и личная неприязнь педагога – «Казань 24» публикует истории родителей, которые вопреки общественным стереотипам перевели своих детей на домашнее обучение и нашли решение оптимальным как для ребёнка, так и для семьи.

 

История №1. «Ад и Пакистан»

1

Екатерина Петрова перевела сына на домашнее обучение два года назад, после того, как поняла, что школа оказывает негативное влияние на психику её ребенка.

Проблемы в семье возникли, когда мальчик пошел в первый класс гимназии с углубленным изучением английского языка. Буквально за несколько месяцев учебы он утратил интерес и тягу к знаниям, стал агрессивным и раздражительным, признаётся Катя. Поначалу обеспокоенная таким поведением мама решила разобраться в ситуации самостоятельно: вела беседы с чадом, обивала пороги школы, общалась с учителями, пытаясь понять причину резких перемен в характере своего ребенка. Когда стало ясно, что «пахнет жареным» – подключила психолога, школьного ревизора и юриста.

— Школу сыну подбирала долго. Изучила несколько вариантов и, как мне тогда казалось, нашла то, что искала. Сейчас же понимаю: совершила большую ошибку, ориентируясь на рейтинг школ по сдаче ЕГЭ, - говорит Екатерина. - В 2014 году мы пошли в первый класс, начали учиться. В двухнедельный период адаптации, когда педагоги занимались с детьми в игровой форме, моему ребенку было комфортно, даже весело. Но прошло какое-то время, и начались неприятности.

Мой сын не из усидчивых – гиперактивный, любознательный ребенок. Я не воспитывала его в духе «Сядь и сиди!», чего требовала от него классный руководитель во время уроков.

К слову, в продленке тоже постоянно звучало «Сядь и сиди!» в унисон с «Выполняйте домашнее задание». Ребенок не понимал, почему после занятий учитель не разрешает отдыхать, играть или рисовать, а когда застает, к примеру, за возведением домиков или в библиотеке — начинает ругать? Естественно, такая обстановка ему не нравилась, да и приказной тон он воспринимал в штыки, потому как не привык к такой форме общения.

Проверка детей и родителей

Однажды учитель младших классов заявила маме Роберта, что у её ребёнка есть проблемы, и предложила проверить сына на аутизм. Такое предположение вызвало у родителя шок.

Классный руководитель не переставала «дёргать» мальчика по  малейшему поводу и это сказалось на его успеваемости. Екатерину стали вызывать в школу. Регулярно.

— Первой пригласила на разговор учитель татарского языка: претензии возникли из-за незнания предмета. Тогда я тактично намекнула, что если ребенок не усваивает курс, то это не моя вина. К счастью, она оказалась более-менее адекватным педагогом и согласилась заниматься с моим сыном дополнительно и бесплатно. Затем меня вызвал учитель иностранного языка, сказав, что мой ребенок не знает английского. Потом приглашение получила от классного руководителя и услышала, как и все дети в классе, что у моего ребенка  «отвратительный» почерк, которого и без того стеснялся мой сын-левша. К тому же, если верить ее словам, по всем показателям он был самым плохим учеником и оказывался виноватым во всех драках.

Я приходила в школу каждую неделю и выслушивала то, как плохо учится мой сын. Однажды совершенно случайно увидела его имя в списке лидеров по скорости счета в классе, но когда поинтересовалась у педагога, почему мне об этом не сказали, она лишь обронила «Забыла сообщить»…

2

Корень проблемы

Постепенно Екатерина стала замечать, что у ребенка пропадает интерес к учебе, ему не хотелось вставать по утрам и идти в школу, а поведение стало агрессивным – дома начался «ад и Пакистан», как выражается молодая мама. Опасаясь депрессии, которая может непременно сказаться на детском здоровье, семья обратилась к психологу, от которого через несколько сеансов узнала, что проблемы не в воспитании или характере ребенка, а конкретно в школе.

— Чтобы окончательно прояснить ситуацию, я обратилась к школьному ревизору – независимому и аттестованному педагогу, который после общения с классным руководителем сделала вывод: у учителя есть какой-то негатив ко мне. – продолжает Катя. – Вероятно, из-за того, что я не приходила мыть стены в школе и задавала много вопросов, в частности, касающиеся сбора денег с родителей учеников.

Когда выстраивать диалог с педагогом стало невыносимо, мне пришлось идти к директору школы, чтобы попросить о переводе сына в другой класс. Но и с ней общение не задалось. Однажды она даже пригрозила мне полицией, в случае, если я приду на занятия в класс, чтобы понаблюдать за поведением Роберта.

Обстоятельства заставили женщину обратиться к Федеральному закону «Об образовании»:

— Тогда-то я и поняла, что между реальной школой и Законом, который у нас, кстати, очень неплохой – пропасть.

В какой-то момент дошло до того, что в школу и на родительские собрания я стала ходить с юристом – доверенным лицом и представителем интересов нашей семьи. В один из таких визитов мы с ним стали свидетелями, как некогда возмущенные качеством преподавания папы и мамы одаривают классного руководителя конвертом с деньгами по случаю празднования Нового года. Все недовольны, но все молчат и продолжают лицемерно улыбаться, поскольку боятся, что у их детей испортятся оценки.

Самая большая проблема, с которой столкнулась я и мои друзья - это равнодушие педагогов к ребенку как таковому. Сегодня учителей загрузили различными отчетами: у них свое KPI и они варятся во всем этом, что и лишает возможности взаимодействовать конкретно с каждым ребенком, дабы понять, какой он и что для него важно.

Переход на домашнее обучение и поступление в дистанционную школу

Екатерина перевела своего сына на домашнее обучение спустя полтора года пребывания в школе. Тогда, считает она, это был чуть ли не единственный выход – вариант с другой школой казался сомнительным:

— А куда? Как выяснилось, везде одно и то же. А мне нужны знания для ребенка. Переводить его сейчас – в состоянии «на пределе» — нет смысла. Тогда я написала заявление в школу и уведомление в РОНО.

Часто, когда вы переводите ребенка на СО, администрация школы предлагает написать заявление об отчислении и забрать документы насовсем. На самом деле это незаконно. Ребенок должен быть прикреплен к школе, а исключить его из списка обучающихся не имеют права. Сделать это можно разве что по решению суда, и то, в том случае, если ребенку уже исполнилось 14 лет.

Переход на семейное обучение оказался тяжелым. На плечи молодой женщины лёг большой груз дополнительной ответственности. Школьные занятия дома начали вводить постепенно:

— Педагогом для сына я была на протяжении двух лет. У него было лишь два репетитора – по английскому и татарскому языкам. Учились мы по индивидуальному плану. Могли, например, пройти годовой курс математики за два-три месяца. Электронный дневник нам заменил Гугл Докс. 

Все это время я старалась совмещать роль мамы и учителя. Было непросто. Я все-таки считаю, что мама должна быть мамой, а не педагогом. Она должна просто любить.

3

В конце концов Екатерине и её сыну помогли новые технологии в образовании: Роберт поступил в московскую дистанционную школу. И тогда, признаётся мама, всё встало на свои места.

— У моего ребенка вновь появилась тяга к знаниям, сейчас он воодушевлен и занимается в удовольствие. У него начали появляться пятерки! Часть уроков делаем вместе, часть – с преподавателем, а в свободное время он посещает кружок по робототехнике, ходит со мной в спортзал.

Учебный процесс в дистанционной школе построен на вебинарах, видеоуроках и включениях с учителем. За последнее мы платим 1800 рублей в месяц, остальное - бесплатно. К слову, это менее затратно по сравнению с традиционной школой.

Сторонние люди охают и ахают, дивясь моему решению. В первую очередь, задают вопросы про социализацию. Им я отвечаю так: с первого класса детей помещают в пространство с 20-30 подобными, общения с которыми они не выбирали; они находятся в вынужденной обстановке, где им не разрешают бегать, прыгать и тд. О какой социализации может идти речь, когда общение в школе сведено на минимум?

4

Подводя некоторые итоги своего пути к необычной форме образования для ребёнка, Катя говорит, что кому-то это может показаться вызовом системе, но в конечном счёте она делала просто всё возможное, чтобы найти максимально подходящий способ обучения для своего сына.

— Можно ли назвать борьбу с системой стандартного образования – борьбой с ветряными мельницами? Мне кажется, да. Изменить мышление людей невозможно. Я просто нашла тот способ, который приемлем для меня и моего ребенка. Очень порадовалась тому, что у нас есть такое законодательство, которое оставляет право выбора.

История №2. Атрофия фантазии

Юлия Александрова – ещё одна жительница Казани и мама ребенка, которого перевели на СО после первого класса общеобразовательной школы. По сравнению с предыдущей историей, в этой не было интриг и недопонимания с учителями. Поводом для принятого решения послужило недовольство системой образования в целом, в частности – «натаскиванием» детей на тесты, как подготовку к ЕГЭ.

— То, каким стало школьное образование, нашу семью не устраивают, детей нагружают сверх меры, ребенок постоянно жаловался на то, что не высыпается и устает на уроках, хотя это был только первый класс. Чтобы перейти на домашнее обучение, мы написали заявление в школу после окончания года и перевелись. Проходить регулярную аттестацию мы не обязаны, но будем сдавать ОГЭ и ЕГЭ в старшей школе, хотя думаю, что к тому времени многое изменится.

Юлия рассказывает, что сейчас образованием дочери она занимается вместе с бабушками, тем более, что программа обучения начальной школы довольно проста и понятна для родителей, к тому же есть масса учебников и пособий по предметам в Интернете.

— Вместе с дочкой мы учим английский еще с детского сада, сейчас она уже читает книги на иностранном языке, чуть позже хотим нанять для нее репетитора, чтобы училась французскому и китайскому, но будем смотреть прежде всего на то, какие предметы ей нравятся и что ей дается легче.

Сейчас ей интересно учить языки, она много читает. Английским занимаемся два-три раза в неделю по 2 часа, пишем, разговариваем, смотрим фильмы. У дочери есть подруга, ровесница, которая только начала учить язык и немного отстает, иногда они занимаются вместе, помогают друг другу. Помимо стандартной образовательной программы, которую мы проходим, ребенок занимается в художественной и музыкальной школах, в выходные дни стараемся отдыхать либо посещать детские мастер-классы, ходим в театры и музеи.

Рабочий стол дочери Юлии Александровой - типичный вид стола младшеклассников, обучающихся на дому

Родитель уверен, что школа и учителя не могут себе позволить такого глубоко погружения в обучение ребенка, каким оно может быть в семье или при индивидуальных занятиях:

— В классах по 25-30 человек, и педагог физически и эмоционально не способен уловить настроения каждого, разглядеть способности отдельного ученика, направить его. Система не подразумевает индивидуальности. Посмотрите, как сегодня готовят детей к ЕГЭ? Их просто «натаскивают» на тесты, а на выходе получается, что всё, что они умеют – ставить галочки. Сочинения по русскому языку не учат школьника критически мыслить, грамотно писать и выражать свое мнение, они учат писать «по схеме», начинать предложения с конкретных фраз и оборотов. У детей просто атрофируется фантазия. Моему ребенку это только предстоит, и мне хочется, чтобы за время домашнего обучения она именно обучилась, получила знания необходимые и интересные ей.

С 5 класса семья планирует устроить ребёнка в частную школу ЦОДИВ в Санкт-Петербурге, где предусмотрены программы для дистанционного обучения. Сейчас год обучения в средней школе здесь стоит порядка 10 тысяч рублей. ЦОДИВ дистанционно обучает детей по стандартной школьной программе, проводит аттестации и готовит к ОГЭ и ЕГЭ, предоставляет услуги индивидуального сопровождения.

— Я не возлагаю все надежды на себя, потому что понимаю, что в каких-то предметах уже не сильна и не смогу дать ребенку достаточно знаний, но при этом я буду уверена, что она не перегружает себя лишней информацией, высыпается, гармонично развивается, и у нее есть время на отдых и развлечения, – говорит Юлия. – Некоторые мои знакомые считают, что учить ребенка дома означает баловать его, снисходительно относиться, прощать какие-то промахи, но разве родитель не делает того же, когда его ребенок учится в школе? Помимо этого, родители ходят на собрания, где по очереди выслушивают, как чужой Петя быстро учит алфавит, а их Маша балуется на уроках и ничему не учится, после чего родители Маши идут домой и ругают её, не разбираясь в причинах, просто потому что «учитель так сказал». Здесь я сама несу ответственность за успехи и неудачи дочери, мы пишем контрольные для «второклашек», их я проверяю сама и если вижу, что где-то она не успевает, то мы возвращаемся к теме и проходим снова.

Подталкивать кого-то ещё на семейное обучение мама не собирается: во-первых, семья пока и сама в начале пути, а во-вторых, это личный выбор каждого.

Плюсы и минусы семейного обучения. Мнение психолога

психолог

Психолог, кандидат психологических наук, доцент Института психологии и образования КФУ Татьяна Шарай, к которой мы обратились за комментарием об особенностях современного семейного образования, рассказывает, что и сама первые три года учила сына дома. И в целом специалист позитивно относится к такой форме образования. В ней есть много плюсов:

- индивидуальный подход, который, как бы ни старались учителя, реализовать в общеобразовательной школе с количеством учеников в классе 25-35 человек - нереально. То есть ребенок может  учиться в своем темпе, с опорой на свои сильные стороны, погружаясь в предмет настолько глубоко, насколько есть к этому желание и готовность;

- более качественное обучение и знания в результате. В школе, к сожалению, дети зачастую ориентируются на оценку, а не на качество усвоения знания. И нередко, развивается подход к знаниям формальный (сдать на галочку). Домашнее все-таки образование более элитарно;

- при СО ребенок имеет больше времени для любимых занятий и полноценного отдыха помимо учебы;

- на домашнем образовании родители имеют возможность влиять на окружение своих детей, на формирование их ценностей в гораздо большей степени, нежели когда ребенок учиться в школе;

- на СО у родителей гораздо больше возможностей видеть как и чем живут их дети  и принимать в их жизни активное участие, формируя доверительные отношения. Что является профилактикой сложностей переходного периода;

- возможность проживать там, где этого требует работа или есть желание, возможность путешествовать.

К минусам специалист отнесла следующие моменты:

- большая нагрузка, которую берут на себя родители. В такой форме обучения ответственность за образование детей полностью на родителях (на самом деле при любой форме обучения так и есть, но, в случае с СО это очевидно). Родители в гораздо большей степени учатся по сути вместе с детьми. Это требует ресурсов (времени, сил, финансов), большого желания. Это направление достаточно ново, поэтому каждый родитель выбирает свой путь, нет проторенной колеи.

- необходимо специально продумывать возможность взаимодействия с ровесниками для ребенка (кружки, встречи с такими же родителями и их детьми – клубы по интересам и т.д.).

- сложность сочетать роли мамы и учителя. Мама все-таки должна быть мамой.

«На мой взгляд, у этой системы есть будущее, оно набирает популярность. Создаются группы в соцсетях, есть много ресурсов в интернете для самостоятельного обучения. Но потянет это конечно не каждый родитель. Чаще всего это творческие, образованные люди, представляющие собой элиту нашей страны, - поясняет Татьяна Шарай. - Ведь кто из нас знает, в каком обществе предстоит жить нашим детям и какие умения, знания навыки им пригодятся в наш информационный век? Учат ли жить их в обществе будущего в школе – а значит нестандартно мыслить, уметь работать с большими потоками информации, уметь учиться и т.д. и т.п.? Для меня большой вопрос… вряд ли. Семейное обучение имеет для этого гораздо больше возможностей».

Яна Кузьмина, Анна Кузина

Фото: из личного архива героев публикации

Новости партнеров