17.04.2024 01:15

USD

EUR

Казань

«Смски от беженцев» и со-созидание. Исследователь из Дании - о поиске общего языка с людьми

Образование и наука 21:05, 17.11.2017

Саймон Херцог проводил исследования с разными социальными группами. Он работал с заключёнными, с правительством и инвесторами. В минувший понедельник спикер поделился с казанцами своим опытом и рассказал о том, что найти общий язык можно с абсолютно любой аудиторией

Почти каждый из нас, общаясь даже с близкими людьми, сталкивался с такой проблемой, как отсутствие понимания. Объяснить это можно просто: каждый человек по-разному воспринимает мир вокруг. На вопрос о том, как найти общий язык со своим собеседником, попытался ответить исследователь интерактивного дизайна из Копенгагенского института Саймон Херцог.

В рамках лаборатории социальных исследований – проекта, направленного на развитие молодых специалистов и ученых в сфере социального образования – Херцог провел лекцию «Эмпатия социальных изменений» в резиденции креативных индустрий «Штаб».

«Нужно помнить о чувствах человека, который находится рядом с вами»

Лекцию Саймон начал с рассказа о своей поездке в Индию, в которой он провел 6 недель.  В путешествии из-за контакта с  медузой, врачи обнаружили у него сепсис, т.е. заражение крови. Херцога положили в больницу одного из деревенских районов Индии. Условия были плохими: в комнате грязно, около кровати торчат оголенные провода.

40 % зараженных сепсисом людей идут на поправку, и Саймон оказался в их числе. Находясь в больнице, он  рассуждал над тем, как представлял ее раньше и тем, что он увидел на самом деле.

В нашем понимании больница – это белые стены, каталки, запах дезинфекции, но руководители стационаров имеют другое представление. Для них больница – это документы, рабочие графики и отчеты. Им нужно быть уверенными в том, что все врачи вышли на смену, имеются все необходимые лекарства и медикаменты. Саймон понимал, что представление одних и других координально отличается.

Сегодня многие пытаются создать что-то новое и полезное для общества, но не все понимают, что полезно будет в вашем понимании, в понимании других людей может оказаться совершенно не нужным. Поэтому Херцог отмечает, лучше смотреть на ситуацию с позиции зрителя, необходимо помнить о чувствах человека, который находится рядом с вами.

Виртуальная реальность и «симуляция» нищеты

Несколько недель назад Херцога пригласили на ЮНИСЕФ ГАЛА в Сан-Франциско. Все средства с этого мероприятия направили детям, нуждающимся в поддержке.

После того, как гости поужинали, их попросили надеть очки виртуальной реальности и с помощью устройства посмотреть на лагеря беженцев. Снаружи зала, где проходило мероприятие, располагалась водяная дорожка длиною 2 метра, по ней уважаемым гостям,  которые были в роли беженцев, нужно было пронести тяжелые пакеты и бутылки с водой. Саймону было смешно наблюдать, как мужчины в костюмах и женщины в шикарных вечерних платьях пытались «симулировать» нищету. Однако стоит отметить, что все это действо можно назвать попыткой испытать эмпатию.

Какой бывает эмпатия?

Эмпатия - это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.

Как дизайнер, Херцог рассматривает эмпатию со стороны идей и возможностей. Эти инструменты и помогают ему действовать.

Саймон выделяет 3 типа эмпатии:

1. Когнетивная эмпатия, при которой человек способен понять, что чувствует другой.

2. Эмоциональная эмпатия, при которой человек пытается прочувствовать эмоции другого.

3. Сострадательная эмпатия, при которой человек пытается помочь другому. Именно ее попытались испытать гости: они смогли прочувствовать, как дети обеспечивают себя водой, и попытались им помочь с помощью пожертвований.

Саймон уверен,  если просто попросить людей надеть очки виртуальной реальности, это не заставит их помогать детям. Ведь если подумать об этом со стороны дизайна, то это взаимодействие изолированное, как, например, взаимодействие ведущего и микрофона.

Взаимодействие становится контекстным только с течением времени, когда появляются физические объекты, обратная связь с пользователями. О том, что такое контекстное взаимодействие, Саймон попытался объяснить на собственных примерах.

Пример 1. 9 месяцев с  16-ю заключенными наедине

Наверно, каждый помнит свое первое собеседование на работу, и те чувства, которые вы испытывали, когда впервыезаходили в офис. У Саймона всё было гораздо интереснее: он заходил не в офис, а в настоящую тюрьму. Он работал с заключенными, которые имеют наркотическую зависимость от героина, кокаина и успокоительных препаратов. Херцог со своей командой придумал воркшоп по созданию керамических плиток. Он работал в тюрьме год,  поддерживая привычный ритм жизни среди заключенных, чтобы выйдя на свободу, они могли быстро приспособиться к повседневности. Эта работа показалась молодому человеку  сложной, потому что наладить контакт с заключенными получается не всегда. Однажды его босс не выдержал и ушел.

Последние 9 месяцев Саймон работал один с 16-ью заключенными. Самыми запоминающимися были дни, когда он привозил их в людные места: зоопарки, музеи. Однажды он повез группу кататься на коньках. Среди заключенных был 23-летний африканец, который никогда в жизни не видел лёд. Несколько часов Саймон и один из заключенных помогали этому юноше стоять на катке. Для Херога это был особый опыт, потому что он понимал, что действительно дает знания. Взамен юноша пообещал научить его готовить африканское блюдо из курицы. Именно через это погружение Саймон смог понять, что он прошел, и испытать сострадательную эмпатию.

Пример 2. Melos

На этом приключения исследователя не закончились. Девять месяцев Саймон руководил кружком искусства. За время работы он выявил проблему – у людей не было уверенности в себе, когда они создавали что-то новое. Они просто копировали художественные работы других, а если у них не получалось сразу, то и вовсе бросали это дело.

Через несколько лет Херцог разработал один прототип под названием «Melos», который помогает сломать барьер неуверенности в себе при занятии музыкой. Это инструмент, который прикрепляется сверху к клавишным. Он показывает человеку то, какие ноты хорошо сочетаются друг с другом. С помощью «Melos» люди постепенно старались перешагнуть через барьер неуверенности.

Пример3. К человеку нужно подбирать свою специфичную линзу

Несколько лет спустя Саймон работал в одной из деревень Китая. Со своей командой он ездил по разным районам. Все люди жили в нищете, поэтому успехи детей в школе были на низком уровне. Херцог долго думал, как можно им помочь.

Команда решила попробовать ввести компьютерное обучение. Дети стали заниматься по обучающим программам, но оказалось, что основная проблема ребят заключается в плохом самочувствии. В рационе детей почти не было мяса, поэтому около 60 % детей болели анемией от недостатка железа. Болезнь мешала им сконцентрироваться и заниматься. Команда привозила детям из 20 школ полезную пищу. Каждый день в течение года они просили ребят проходить тесты, в результате исследователи смогли показать правительству, что тратя 1 цент на ребенка в день, за год можно увеличить его вес вдвое.

Благодаря этой ситуации Саймон понял, что иногда к группе нужно подбирать свою специфичную линзу, через которую можно будет разглядеть особенности социального, экономического положения. 

Однажды этой самой линзой стал журнал. Без него команда исследователя не смогла бы понять жителей южных районов.

Херцог изучал социологию в Колумбийском университете. Один из наставников взял его в команду, которая занималась исследованием бедных районов Чикаго. В многоэтажках районов проживали люди с низким доходом. В этих домах все процессы регулировали банды. Иногда государство даже  боялось взаимодействовать с  группировками, поэтому жителям приходилось самостоятельно решать вопросы с водопроводами, санитарными условиями и образованием. зато связи в этом обществе  были очень тесные, потому что жителям приходилось друг другу помогать, чтобы выжить.

В конце 90-ых некоторые из домов снесли. Команда исследователей, пыталась понять, как эти общества существуют, если их физическое положение, можно сказать, уничтожили. Оказалось, весь привычный уклад жизни горожан держался на журнале «South Street Journal».

Журнал существовал за счет общества, которое его покупает, небольшой поддержки города и благотворительности. В издании выходили новости  о политической обстановке района и страны, группировках, иногда члены этих группировок даже делились личными историями. Южане читали его постоянно и с большим интересом. Даже когда люди остались без дома, они продолжали покупать любимое издание, это и поддерживало их дух.

Пример 4. Самый эффективный метод взаимодействия - со-создание

В качестве самого эффективного метода взаимодействия с людьми Саймон выделяет со-создание, т.е. когда вы создаете что-то вместе с человеком. Херцог рассказал, что у него есть друг Анос, который создал решение проблемы для людей с синдромом Аспергера (болезнь, схожая с аутизмом, при которой людям сложно выстраивать обычные социальные отношения с людьми).

У Кузена Аноса был синдром Аспергера, молодой человек очень страдал, поэтому Анос решил попробовать помочь людям справится с недугом, используя терапию рассказов. Он создал мобильное приложение, так как телефон – это часть жизни любого человека. Чтобы понять, какие функции нужно включить в свое изобретение, он придумывал его вместе с кузеном и другими людьми, страдающими этой болезнью.

Спустя время, Анос придумал приложение Remories. Пользователь мог указать свое состояние, которое сохраняется в календаре, и цель, которой хочет достичь.

В самых первых тестированиях Анос бросил вызов своему кузену, чтобы он впервые в своей жизни пошел в магазин и купил себе футболку самостоятельно. Весь путь от дома до магазина и свои эмоции кузен записывал на видео с помощью приложения. Дойдя до дверей торгового центра, он долгое время настраивался и пытался перебороть свой страх, но не позволил ему взять верх и дошел до конца.

После того, как кузен Аноса вернулся домой, он пересмотрел свой рассказ и понял, что все прошло хорошо. В дальнейшем это видео помогло ему вновь перебороть себя, чтобы пойти на вечеринку.

Remories – это хороший пример совместного творения, со-создания, который действительно помогает людям.

Пример 5. Социальный инкубатор

Многие люди сегодня создают социальные проекты, но Саймон просит обратить внимание на то, что "мы не спасатели". Лучшее, что мы можем сделать – это дать людям инструменты, которые помогли бы им решить их проблемы. Некоторое время Херцог работал над тем, что придумать такие интструменты. Он создал так называемый социальный инкубатор CIID Nest в Копенгагенском университете, который предназначен для стартапов на начальном этапе.

CIID Nest использует разные способы интерактивного дизайна. Проект уже помог 18 стартапам. Сейчас Саймон работает над двуям стартапами. Один из них – «Blood Link». В Индии достаточно большой черный рынок по переливанию крови. Проект «Blood Link» пытается решить эту проблему и упростить процедуру переливания крови.

Второй проект называется «Смски от беженцев». Команда создала смс-чат банк, который помогает беженцам узнать текущую обстановку, в каких местах наиболее безопасно, как подать заявку на убежище и какие границы открыты. Этот банк позволяет доставлять информацию людям вовремя.

Также сейчас Саймон занимается проектом Anglemap. Он позволяет компаниям, людям, например, из Арабских Эмиратов и Англии понять друг друга. Они могут быть разных профессий, возраста, иметь разные представления. Саймон помогает выстроить им диалог и совместную работу.

 «В русских людях появилось больше увлеченности и интереса»

Сейчас Саймон обучает методологии воркшопов по всему миру. За несколько дней он учит желающих конкретным методам. Херцог уже побывал в Индии, Бразилии, Финляндии и других странах.

Исследователь второй раз приезжает в Россию. Он отмечает, что в русских людях постепенно появляется больше увлеченности и интереса к проблеме общения. Саймон рассказал, что хочет проводить воркшопы в  стране, но для этого ему нужно найти тех, кто будет в этом заинтересован.

Ирина Егорова

Фото: Штаб, herzog

Новости партнеров