11.12.2017 18:09

USD

EUR

Казань

Закат эпохи Фаттахова: главные успехи и провалы экс-министра образования

Политика 13:23, 05.12.2017

Сегодня утром в Татарстане случилось давно назревавшее кадровое решение: стало известно о том, что свой пост покинул министр образования и науки - зам.премьер-министра РТ Энгель Фаттахов. Рустам Минниханов освободил его от должности, по официальной формулировке, в связи с переходом на другую работу. Теперь его пост временно займет экс-министр по делам молодежи и спорту, депутат Госсовета РТ Рафис Бурганов

  энгель фаттахов министр

Фаттахов занимал должность министра образования РТ пять лет. Сразу после назначения в его сторону посыпалось множество претензий, негативных комментариев и нелицеприятных сравнений. Основным был вопрос, как с такой серьезной должностью сможет справиться глава Актанышского района с образованием инженера-механика? Отметим основные вехи карьеры и решения экс-министра, чтобы вспомнить главные провалы и победы татарстанского образования эпохи Фаттахова.

Неоднозначный приход и глобальные задачи

Энгель Фаттахов пришел на пост министра образования Татарстана в октябре 2012 года. Тогда перед ним стояло несколько важных задач — справиться с переходом всей системы образования на электронные носители, решить вопрос с проявлявшимся недовольством русскоязычных татарстанцев, которые тогда уже боролись против преподавания татарского языка в школах, оптимизировать многие процессы, а кроме того - сделать систему образования в РТ эффективной.

Задачи стояли серьёзные. И, казалось, нового министра можно было бы поддержать в решении важных проблем и дать ему время освоиться в новой должности. Однако сразу после назначения  в адрес новоиспеченного министра кроме поздравлений, можно было услышать удивление и недоумение: мол, кто такой этот Фаттахов? За него могли бы вступиться коллеги по прошлой работе - полтора десятилетия Фаттахов возглавлял Актанышский район республики, но, как говорится, где - район, а где - столица...

Обсуждалось происхождение и образование Фаттахова. Ведь родился он в обычной деревне Чишма Актанышского района, а окончил Казанский сельскохозяйственный институт. Однако, несмотря на разговоры, в должности министра образования РТ Энгель Фаттахов принял ряд серьёзных решений, претворял принятую на высшем уровне политику в отношени языков и, между прочим, как неоднократно отмечали журналисты, продержался на высоком посту дольше своих предшественников.

«Языковой кризис» как следствие попытки «языкового прорыва»?

Именно Фаттахова считают во многом виновным в разгоревшемся недавно «языковом кризисе», который серьёзно обострился после поручения президента Путина о недопустимости снижения количества часов изучения русского языка и при этом недопустимости заставлять школьников учить язык, который не является для них родным. И хотя первоначально Фаттахов заявлял, что к Татарстану вопросов быть не должно - впоследствии оказалось, что нарушения всё-таки были.

Между тем, среди многих татарстанцев бытует мнение, что министр образования на своём посту делал всё, что мог для сохранения позиций родного языка. В частности, по его решению предмет разделили на татарский язык и татарскую литературу, и при этом вырос объём изучения предмета в школах — по 5–6 часов в неделю.

Спустя два года после своего назначения, Фаттахов ввел единое республиканское тестирование по татарскому. И хотя формально оно не должно было влиять на перевод учеников в следующий класс, в роно и школах взяли под козырёк: аттестацию и ребята, и учителя воспринимали как серьёзный экзамен со строгими проверяющими. Нервничали учителя, ученики, родители. Кто-то не выдерживал напряжения и писал жалобы, запросы в прокуратуру...

При этом министр образования и науки признавал свои ошибки в реформах преподавания татарского языка. Он даже хотел исправить ситуацию, говорил, что готовятся новые учебники, но воз слишком долго стоял на месте.

После поручения Владимира Путина прокуратура провела в татарстанских школах и других образовательных учреждениях массовые проверки. Их результаты на прошлой неделе озвучил прокурор Татарстана Илдус Нафиков. Выяснилось, что в школах РТ количество часов русского было всё-таки существенно меньше, чем предписывает федеральный образовательный стандарт. Надзорное ведомство обнаружило в учебных заведениях почти 4 тысячи нарушений.

Снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренного федеральными образовательными стандартами, не нашли лишь в 24 школах Татарстана. Также зафиксировали нарушения прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка республики с навязыванием незаконных итоговых тестирований.

Читайте по теме: Какие нарушения преподавания языков нашли в школах Татарстана? Главное

илдус нафиков фото прокурор

"Языковой кризис" разрешился буквально на днях: прокурор заявил, что во всех школах РТ (кроме одной) нарушения устранили, учебные планы привели в соответствие с федеральными стандартами, и теперь татарский в школах изучают только с письменного согласия родителей в пределах двух часов в неделю - то бишь на добровольной основе.

Добавим к этому, что вопросы с объёмами изучения татарского в республике поднимали и задолго до прихода на министерский пост Фаттахова. Но для многих родителей вопрос был не столько в количестве уроков, сколько в качестве - школьников учили по методикам прошлого века, во многих школах уроки татарского проводили больше для "галочки", нежели давая реальные знания детям. Татарский нужно сделать привлекательным, говорят теперь в верхах, однако заниматься этим, конечно, нужно было гораздо раньше, не доводя ситуацию до той, свидетелем которой мы стали в 2017 году. Об этом, в частности, в послании Госсовету РТ заявил президент республики Рустам Минниханов:

«Министерству образования и науки республики надо сделать акцент на обеспечение высокого уровня знания и владения русским языком. Этому, в частности, будет способствовать работа в рамках объявленного в республике Года Льва Толстого. Вместе с тем необходимо совершенствовать методику преподавания татарского языка как государственного языка Татарстана, а также подготовку и переподготовку учителей, в том числе на базе воссоздаваемого Национального педагогического института. В целом при изучении языков следует развивать, прежде всего, коммуникативные навыки.

Эти задачи неоднократно ставились перед Министерством образования. Однако эффективность проводимой работы по-прежнему невысока и вызывает обоснованные нарекания граждан. Министерству следует сделать соответствующие выводы и принять необходимые меры», - подчеркивал Рустам Минниханов.

 

президент рт

Педагогическая реформа и ЕГЭ-рекорды

Ещё одним важным эпизодом в работе теперь уже экс-министра является взаимодействие с татарстанскими учителями. Энгель Фаттахов ввел ЕГЭ для педагогов, на которое у преподавательского сообщества была очень неоднозначная реакция - кто-то был недоволен фактом проведения таких тестов во время каникул и нервотрёпкой, связанной с этим, а другие напрямую заявили, что таким образом учителей буквально унижают. В прошлом году инициативная группа составила петицию к федеральному министру Ольге Васильевой с требованием запретить этот экзамен для учителей в РТ, письмо тогда подписали около 3 тысяч человек.

Также Фаттахов внес изменения в системе аттестации для педагогов - людям приходилось ездить в Казань, вставая спозаранку.

татарский язык огэ школа класс

Понятно, что эти решения не нравились педагогическому составу, они были существенным внешним раздражителем уже устоявшейся во многих школах размеренной жизни. Возможно, в этом частично и состоял план министра - расшевелить педагогов, выявить лидеров и отстающих. Пусть и малоприятными для учителей методами.

Сам министр неоднократно делился данными об успехах возглавляемого им направления: заваливших экзамен в этом году стало в 2 раза меньше, чем в прошлом, а по среднему баллу ЕГЭ по русскому языку республика находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга (что ещё раз подтверждает тезис о важности качества преподавания, а не количества часов!).

Не обходили стороной чиновники Минобраза эпохи Фаттахова и высокие технологии: новые ноутбуки для учителей, компьютерные классы и интерактивные доски для школ и электронные дневники для учеников и родителей - надо признать, что тут республика была передовым регионом.

Кресло министра “Энгель Хранитель” уступает Рафису Бурганову

Учитывая все плюсы и минусы работы экс-министра, фигура Фаттахова так и осталась неоднозначной для жителей Татарстана: для одних это по-прежнему глава района, на какое-то время оказавшийся у руля образования в республике ("Пусть коров учит молоко больше давать", - язвили сегодня некоторые пользователи соцсетей), а для других - герой и борец за татарский язык. В некоторых пабликах звучат чуть ли не признания в любви и благодарность за позицию экс-министра: “Энгель Хранитель”, “Рэхмэт, Энгель”.

Понятно, что основная причина отставки Фаттахова - накопившиеся вопросы по изучению языков, однако, по словам полномочного представителя президента России в ПФО Михаила Бабича, были и другие вопросы.

"Что касается отставки Фаттахова, насколько мне известно, она связана не только и не столько с языковой проблематикой, хотя там тоже были вопросы по этой части, но и с общим подходом", - передаёт слова Бабича ТАСС.

И.о. заместителя Премьер-министра РТ — министра образования и науки республики с  сегодняшнего дня стал Рафис Бурганов. Член «Единой России», заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственном Совете Республики Татарстан работал замглавы исполкома Казани, в 2010-2014 был министром по делам молодёжи, спорту и туризму Республики Татарстан. А с октября 2014 г. — депутат Государственного Совета пятого созыва.

рафис бурганов

Интересно, что у Бурганова тоже нет профильного образования. Депутат Госсовета так же, как и его предшественник закончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-механик». Зато у Рафиса Тимерхановича большой опыт работы в Команде Татарстана, как нередко именуют руководящую элиту в РТ, и положительный опыт работы на разных позициях в столице и на республиканском уровне. Плюс - это человек, на которого в республике могут положиться в кризисных ситуациях, к тому же с неплохими связями в Москве - в бытность министром по делам молодёжи и спорту РТ у него сложились хорошие деловые отношения с тогда ещё министром спорта России, а ныне вице-премьером Виталием Мутко. Кроме того, за плечами Бурганова опыт реализации больших проектов - той же Универсиады-2013 в Казани.

Поможет ли ему этот опыт в деле развития татарстанского образования - увидим через некоторое время по первым кадровым и другим решениям нового министра. Но то, что ему предстоит, как и предшественнику, решать "языковой вопрос" - но теперь уже с позиции популяризации языка - несомненно.

Читайте по теме: Пример баскского на пользу татарскому. Социолингвист из Каталонии - о том, как сохранить языки меньшинств

фабрика мыслей татарский 4

Каролина Фахиева

Фото: tatar-inform.ru. kpfu.ru

Новости партнеров