28.03.2024 14:30

USD

EUR

Казань

«Каждый раз, когда я отправляюсь в экспедицию, я многое понимаю о своем доме». Казанцам рассказали о путешествии в Антарктиду

Общество 17:23, 05.02.2018

Накануне в музее естественной истории Татарстана в рамках еженедельного мероприятия лаборатории «Естественно, наука!» выступил журналист и путешественник, кандидат социологических наук Антон Райхштат. Бывший замдиректора музея-заповедника «Казанский Кремль» поделился опытом участия в экспедиции «Антарктида-100» в один из самых суровых уголков Земного шара

 

«Кто окажется за бортом – виноват сам, мы останавливаться не будем»

Антон Райхштат посетил ледяной континент в конце 2014-го вместе с водолазами отделения Русского географического общества в Татарстане. 10 декабря группа под руководством председателя отделения и руководителя Федерации подводного спорта Республики Татарстан Дмитрия Шиллера установила мировой рекорд погружения в Антарктике – 97 метров, собрав образцы с морского дна. Это произошло в районе острова Десепшен из архипелага Южных Шетландских островов, расположенных в проливе Дрейка, в 800 километрах от мыса Горн.

Путь на край света у полярников оказался длинным. Им пришлось с оборудованием преодолеть огромное расстояние. Сначала они летели из Казани в Стамбул, затем из Стамбула в Буэнос-Айрес, а уже из столицы Аргентины – в город Ушуайя. Там команда зафрахтовала 16-метровую яхту и уже на ее борту совершила переход по проливу Дрейка и обратно. Путь от самого южного города Земли до материка занял пять дней в крайне суровых погодных условиях.

«Нам наш капитан по имени Хэнк так и сказал: Кто окажется за бортом – виноват сам, мы останавливаться не будем». Да там и спасть человека бессмысленно. Кто знает пролив Дрейка – то понимает, что его просто накроет волной и всё. А высота волн порой доходит до 20 метров. Там сливаются течения трех океанов – Тихого, Атлантического и Южного, что дает о себе знать. Качка настолько сильная, что, признаюсь, меня два раза из гальюна выкидывало. К счастью, я был оба раза в штанах», - вспоминает с некоторой долей юмора Райхштат.

По его словам, на борту никого, кроме капитана, из иностранцев не было, и все ледовые вахты полярники несли самостоятельно, сообщая о попадающихся на их пути айсбергах. Сам Хэнк сначала к русским относился без восторга, но он оказался единственным, кто согласился принять на борт участников экспедиции и пройти таким маршрутом. На яхте сразу установили «сухой закон», который действовал все путешествие. Только по возвращении в Ушуайю капитан предложил «нашим» ребятам выпить бутылку виски.

«Это вообще человек-кремень. Во время шторма мы летали из одного угла яхты в другой, а он умудрялся не только не кататься по судну, но еще и готовить кушать. Сам он голландец и мы общались с ним на английском», - объясняет спикер.

Перед тем, как группа совершила погружение в Антарктиде, она посетила российскую полярную станцию «Беллинсгаузен», передав ее сотрудникам Казанскую икону Божьей матери и Коран. Сами погружения были выполнены в сжатые сроки, поскольку ожидалось серьезное ухудшение погодных условий.

«Когда президент Татарстана нас принимал после экспедиции, он пошутил насчет того, что мы не достигли глубины 100 метров. Мол, надо было с лопатами погружаться и 3 метра еще докопать», - посмеялся Райхштат.  

«Антарктида – это другой мир, где можно гулять среди стай пингвинов и тюленей»

 

В ходе встречи журналист также провел викторину, задав присутствующим 12 вопросов, связанных с освоением и формированием самого южного континента Земли. Полностью ответить на все не смог никто. Победителем стала девочка, допустившая всего одну ошибку.

Райхштат отметил, что Антарктида – это другой мир. Мир, где не ведется никаких войн, где можно гулять среди стай пингвинов и тюленей. Слушая описание работы российской полярной станции «Беллинсгаузен», можно сделать вывод, что ее сотрудники, находящиеся в экспедициях месяцами, в десятках тысячах километров от дома, просто получают удовольствие от своей работы и жизни на краю света. И именно это ощущение путешествия, исследовательской работы заставляет человека меняться.

«Когда мы вернулись, мы еще долго вспоминали шторм. Прежними оттуда не возвращаются. Каждый раз, когда я отправляюсь в экспедицию, я многое понимаю про собственный дом», - резюмировал путешественник.  

Руслан Давлетшин

Фото автора

Новости партнеров