17.08.2017 16:44

USD

EUR

Казань

«Учитель года» Казани: про мифы домашнего обучения, тщеславие родителей и мир, где учителя в 30 раз душевнее

Общество 17:47, 20.03.2017

В Казани растет число родителей, которые переводят детей на домашнее обучение. Портал «Казань24» одним из первых рассказал об этом в статье («Школа – дома: кто и почему переводит детей на семейное обучение в Казани?») В материале подробно изложена точка зрения родителей, которые выбирают домашнее обучение.

На прошлой неделе «БИМ-радио» в программе «РадиоБаттл» опросило казанцев,  что лучше для детей горожан: «Домашнее и дистанционное обучение или классическая очная школа?».

6qOTr-F_Xh0

Консервативная часть казанцев выиграла со счетом 85-15  (%). Мнение большинства в этом споре представлял  Николай Токранов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» Казани и Татарстана-2012, преподаватель Казанского суворовского военного училища.  Сегодня мы публикуем его самые интересные доводы – в сокращении.

123455

Школа как социализация: конфликтуем и миримся

- …Школа не только образование, но и социализация. Это маленькая модель в жизни, где дети учатся общаться, конфликтовать и выходить из конфликтов. Если этой среды нет, то нет и навыков, а это может быть вредно и даже опасно. Поэтому ребенок должен посещать школу, а родители  должны его в этом поддерживать.  И настраивать на положительное отношение к школе. И тогда появится мотивация, а если пойдут хорошие оценки, ее будет еще больше.

В домашнем обучении ребенок, конечно, общается с другими детьми, когда выходит, например, во двор, но я бы не стал приравнивать дворовое общение к социализации.

…Школа – это ежесекундное общение. 45 минут ребенок, не выключая зрительных и слуховых каналов, общается со своим товарищем, он слушает, как говорят другие, он сам высказывается, он впервые испытывает какой-то дискомфорт от того, что он хочет сказать, а его не спрашивают. И это все необходимые этапы развития. Он приходит домой и делится: мама, мне не комфортно. И тут родитель должен понять, может, сын застенчив, может, есть какие-то проблемы в общении в классе, вот этим нужно заниматься, а не вынимать ребенка из среды и думать, что теперь проблем у него не будет.

Родители со школой ссорятся, ученики страдают

- Откуда этот побег в домашнее обучение? Родители не находят общего языка с администрацией школы, может быть, с учителями, уроки были недостаточно интересными или непонятными?... Но это же не означает, что школа не нужна. Это означает, что конкретно в этой школе, откуда дети уходят на домашнее обучение, проблемы.

…Кому не повезло, нужно менять школу, район, занимать активную позицию, идти и спрашивать, почему так…

Каких бы чудес не ожидали родители от домашнего обучения, все сразу упрется в распорядок дня. Обычно это ведь днем происходит, и этим занимается учитель. Родителям придется тратить от 3 часов, плюс ребенок может заниматься дополнительно.

Сейчас большинство общеобразовательных учреждений пытаются работать в режиме «школы полного дня», когда после основной программы идут кружки по выбору. В домашнем обучении родители и дети сначала радуются, что у них появляется больше времени на увлечения, например, роботехнику. Но здесь важно удержать баланс. Если ребенок будет загружен доппредметами, когда он будет постигать все те необходимые, базовые предметы, основного образования?

7NHVnSWLjT0

Разные роли учителя в школе и… дома

Честь и хвала родителям, которые смогли так мотивировать собственных детей, которые, находясь дома в достаточно расслабленной обстановке, смотрит издалека какие-то трансляции и впитывает информацию…

Потому что живой учитель, который готов иногда перед классом на голову встать, чтобы было интересно и ярко, чтобы донести мысль. И ученик вроде бы смотрит на тебя, слушает тебя. Но если он внутренне в этом не заинтересован, по разным причинам, семейным, душевным, духовным – которые, кстати, учитель может и должен увидеть. Вряд ли это увидит преподаватель вебинара.

Родители иногда не понимают разницу между информацией и знанием. Загуглив главных героев «Войны и мир», человек получит информацию о романе, но не получит знания что хорошо, а что плохо. Ему не будет дана оценка этого, он не сможет пережить те эмоциональные моменты, когда учитель вслух читает отрывок текста. Я более чем уверен, что на расстоянии, при дистанционном обучении, этого тоже не прочувствовать…

За "домашнее обучение" каждая шестая женщина

Никто не обязан трудиться и завоевывать авторитет

- В эпоху рыночных отношений  учитель утратил непоколебимый авторитет. Перестали работать принципы, что ты обязан трудиться, что нужно и необходимо заслуживать авторитет у товарищей и учителей, и чтобы занять какое-то положение в жизни.

С тех пор, как золотой телец стал диктовать свои правила, учителям в глаза стали тыкать и говорить, что мы тебя будем слушать, ты- нищий, а мы так жить, как ты, не хотим.

При таком отношении и учитель стал меняться. Уважающий себя человек устает от этого, кто-то уходил из школы, а приходили те, кто был согласен на такое отношение.

Не хочу сказать, что ситуация сейчас такая же плачевная… В последнее время многое делается на уровне государственной политики и тем более у нас в республике…но это долгий и сложный процесс формирования школы.

«Элитные школы» придуманы для родителей

В некоторых школах репетиторы стали элементом образования, нормой. Но я вам сейчас открою маленький секрет, это очень часто в школах, которых называют хорошими, элитными. Школа себя так поставила. Она является неким брендом. Она собирает лучших детей. Родители свозят детей со всего города или района, как минимум. И дальше эти дети должны соответствовать уровню этой школы, надо вкладываться.

Но простите,  кто привозит детей в эти школы? Их везут родители, которые тщеславны, или у них догматизированное сознание, они не хотят, чтобы их ребенок не учился в так называемых рабоче-крестьянских школах. Где, может, учителя в 30 раз душевнее. А между тем есть школы, где работают классические учителя, которые до сих пор учат и пытаются научить.

Есть ли недостатки у современной школы? Их – масса. Как и во все времена: не всегда добросовестные учителя, не всегда добросовестные ученики, очень часто недобросовестные родители. Если бы каждый из нас, и все мы выполняли свои обязанности качественно, таких проблем бы не было (Николай Токранов имеет в виду Закон об Образовании, в котором школа – поле для совместной деятельности учителей, родителей и детей – прим. «Казань24»)

Токранов

Школа – не образовательная услуга, учитель – не официант

У нас очень долго насаждалось, что школа как парикмахерская, она оказывает образовательную услугу. Ну, вертелся на уроке, не слушал, и, если тебя неправильно, криво постригли, кто в этом виноват? И только недавно, в связи с выходом Концепции духовно-нравственного развития, мы вспомнили, что школа, в первую очередь, занимается воспитанием нравственности, нормальных жизненных позиций, которые основываются на образовательном фоне.

Во многом общество все еще испорчено, родители говорят: не ходи в субботу в школу, мы поедем на дачу. Это очень легко: не пойти в школу, легко - не сделать домашнее задание. Очень часто родители ведут себя агрессивно  и негативно по отношению к учителю, потому что «много задают», «поставил два моему сыну, это неправильно». Не говоря о некрасивом поведении самих учеников. Но это частный случай, все индивидуально.

Важна личность учителя, как он ставит себя – как общается, заслужит ли свой авторитет, это тоже вопрос. Хотя с другой стороны, он получил образование, стоит у доски и ученик обязан его слушать.

Часть родителей сдают детей в школы, чтобы ими не заниматься

Наша главная проблема, что большинство родителей сдали бы ребенка в школу, как они это делают, и больше бы им не интересовались. Многие даже на родительские собрания не ходят. И если есть возможность так заниматься с ребенком, как это было в дореволюционные времена, нанимать домашних учителей или когда родители так образованы, интеллектуальны и хотят передать это своим детям, тем, что они готовы часами днем, помимо своей работы, заниматься, кто бы был против. Но боюсь, что в массовой порядке это невозможно.

За "домашнее обучение" каждый пятый мужчина

Готовы ли мама и папа стать учителями?

В чем суть учительской работы? Конечно, не в том, чтобы выйти к доске и написать предложение, показать, где запятые, потом строго посмотреть, заставить повторить сделать то же самое, и потом на контрольную это вынести. Конечно, нет. Учитель, в первую очередь, это пример, образец грамотного, развитого человека, который показывает, как прекрасно знать.

Который видит, если что-то не получается, если какая то лень у ребенка присутствует, где-то он осудит, где-то поддержит, в чем-то похвалит, может, скажет какие-то слова, которые заставят ребенка задуматься… И вот важный момент. Если все это родитель готов взять на себя, вникнуть в каждый диктант, на что есть руссовет, в каждую биологическую тему, на что есть биолог и другие учителя по химии, по физике…  То, конечно. Родители и дети вместе - это прекрасно.

Что является определяющим при выборе нового или классического формата? Я думаю, время, которое родитель готов уделять ребенку, причем, не просто несколько часов после работы, совместный просмотр телевизора или другой отдых, что тоже нужно. Собственно, желание и готовность взять на себя такую ответственность...

Почему учитель – некий выход для большинства родителей в этом мире? Потому что  ответственность взял на себя человек, который выбрал это своей профессией, призванием.

  Источник фото - паблик "БИМ"-радио ВКонтакте

Новости партнеров