24.10.2017 12:18

USD

EUR

Казань

«Умный город», татарский «Диснейленд» и другие нереализованные мегапроекты, которых не дождалась Казань

Общество 07:05, 26.09.2017

За последние годы жители Татарстана и, в частности, Казани привыкли к появлению самых амбициозных проектов и планов у властей региона и города. Некоторые из них - как казанское метро или проведение Чемпионата мира по водным видам спорта - состоялись и внесли большой вклад в развитие Казани. Другие же так и остались или остаются на бумаги. Редакция «Казань24» вспоминает несколько самых необычных и важных городских проектов последних 5 лет, которые по различным причинам были заморожены на неопределённый срок

1. Смарт-сити

ф2

Одним из самых амбициозных проектов Татарстана, который должен был быть реализован недалеко от Казани – город спутник «Смарт-Сити» (или Smart-city). Первый камень в основание так называемого «умного города» заложили в октябре 2013 года. Тогда в торжественной церемонии по случаю начала строительства принял участие президент РТ Рустам Минниханов. По плану, строительство всех частей «Смарт Сити» должно было обойтись ориентировочно больше чем в 10 млрд. долларов. Ожидалось, что инвесторами выступят компании из Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

По задумке властей, «Смарт Сити» должен был стать новой точкой роста для Татарстана.  Масс-медиа в 2013 году рисовали красочную картинку: «умный город» разделят на четыре зоны развития: международный общественно-деловой центр, центр образования и науки, особая экономическая зона и парковая зона. «Смарт Сити» мог дать новый толчок в развитии медицинского, образовательного туристического и высокотехнологического кластеров Татарстана. На первых порах население города могло составлять 60 тысяч человек, он создаст 30 500 прямых и 8 500 косвенных рабочих мест. Однако проект пока остается нереализованным.

ф4

О проблемах, связанных со строительством «Смарт Сити» впервые в 2014 году заговорил Минниханов. Тогда он заявил, что республике необходимо взять тайм-аут: «Тащить сразу два проекта довольно непросто, поэтому сейчас прежде всего внимание Иннополису. Иннополис идет первым эшелоном, а “Смарт Сити” – второй эшелон», – объяснил ситуацию вокруг проекта президент.

Судя по всему, с тех пор мало что изменилось. На официальном сайте проекта «Смарт Сити» последняя новость датируется январем 2015 года. В ней говорится о том, что президент республики определил первого оператора жилищного строительства на территории «умного города». Им должен выступить Государственный жилищный фонд РТ. Что касается свежих новостей, то в СМИ периодически появляются сообщения, о том, что в России планируют строить «умные города», однако конкретики о судьбе «Смарт Сити» так и не появляется.

Любопытно, что официальная группа «ВКонтакте», посвященная «Смарт Сити», также оказалась фактически недействующей. Администратор сообщества удалён из соцсети, а последняя новость на стене датируется июнем прошлого года и не имеет никакого отношения к «умному городу» – пользователь Наталья Сергеева разместила в группе рекламу компании, занимающейся лечением позвоночника...

2. Сеть канатных дорог в Казани

к1

Два года назад власти анонсировали проект по строительству канатной дороги из Казани до Верхнего Услона. Работы планировалось завершить в 2016-м, однако вот уже текущий год подходит к концу, а новой туристической и инфраструктурной диковинки в столице Татарстана до сих пор нет.

На сайте Миндортранса РТ до сих пор можно найти аннотацию к проекту строительства подвесной канатной дороги. В тексте говорится, что в проект необходимо было инвестировать 870 млн рублей. При этом деньги удалось бы отбить уже за 8 лет, так как канатная дорога, по мнению властьимущих, пользовалась бы большим успехом. Основная цель - сократить путь от Казани до Верхнего Услона. По суше расстояние между столицей РТ и живописным туристическим селом составляет 50 км, а напрямую по Волге всего 8 км.

«Основная цель строительства пассажирской подвесной канатной дороги – круглогодичное пассажирское сообщение между правым и левым берегом реки Волга, максимально разнообразить отдых тысяч казанцев и их гостей, включающая в себя станции отправки и прибытия, промежуточные станции на островах Маркиз и Услонские, сделать правый берег супермодерновую зону отдыха и развлечений», – указано на сайте Миндортранса РТ.

Были и другие проекты канатных дорог. Например, между торгово-гостиничным комплексом «Корстон» и стадионом «Казань Арена», а также между Казанью и Иннополисом (с транзитом через тот же Верхний Услон). От масштабных планов вроде бы ещё не отказались, но и серьёзных подвижек пока не наблюдается.

к2

В 2016 году директор Центра точной механики «Казанский перевозъ» Гумар Кадыров заявлял, что компания уже готова начать строительство, однако ей необходимы так называемые квази-гарантии от государства. Речь шла о компенсационных субсидиях, которые выделяются на перевозку граждан, имеющих транспортные льготы. Тогда Кадыров заявлял, что подобные гарантии государство предоставить не может ввиду несовершенства федерального законодательства, однако субсидию можно было бы получить в рамках государственно-частного партнёрства.

По его словам, стоимость строительства сети канатных дорог, которая связала бы Иннополис, Верхний Услон, Казань, а также «Корстон» и «Казань Арену» составляла 43 миллиона евро. В пересчете на рубли по нынешнему курсу стоимость «канатки» превысит 2,9 млрд рублей. Видимо, таких денег на далеко не самый насущный проект у республики нет.

Новостей о строительстве казанской канатной дороги в СМИ не появлялось достаточно давно – с осени прошлого года. Однако вселяет надежду тот факт, что, по данным системы «Контур.Фокус», ООО ЦТМ «Казанский Перевозъ» до сих пор является действующим предприятием, а Гумар Кадыров с апреля прошлого года выступает гендиректором ООО «Казанские Канатные Дороги».

3. Автодорога вдоль Волги до «Салават купере»

 

з1

Одним из самых скандальных проектов последних лет стало строительство автомобильной дороги-дублера Горьковского шоссе. Новая трасса должна была пройти до жилого комплекса «Салават Купере». Работами занималась одна из крупнейших строительных компаний Татарстана – ПСО «Казань», возводящая ныне сразу 2 стадиона к Чемпионату мира по футболу - в Саранске и Самаре.

Ещё весной 2012 года гендиректор ПСО «Казань» Равиль Зиганшин рассказал журналистам о планах начать дноуглубительные работы в районе волжских островов у Куземетьево. Дорога должна была пройти через волжские острова – от речного порта до трассы М7 в районе Займища. В 2014 году началась первые протестные выступления жителей поселков Займище и Октябрьский. Активисты выступали против намыва искусственных остров, так как они, по их мнению, уничтожали экосистему Волги. Кроме того, протестующие заявляли, что на искусственных островах разместится не только платная автомобильная дорога, но и частные жилые дома. Противостояние длилось несколько лет. Однако в 2014 году на встрече с журналистами Зиганшин опроверг слухи, о том, что ПСО «Казань» будет строить на острове Щурячий частные дома:

«Как вы сами считаете, нужна дорога? Через год, как только “Салават Купере” запустится, как только 100 тысяч жителей в Залесном появятся, в пробках же будем сидеть. Уже сейчас как лето, так поток машин с дачниками, отдыхающими. С развязками стало более или менее, но завтра опять придем к затыку. Рано или поздно к этим проектам вернемся», – приводило издание «Бизнес онлайн» слова Зиганшина, которые он произнес тогда на встрече с представителями СМИ.

Однако вскоре выяснилось, что коттеджный поселок все-таки может быть построен. Противостояние между так называемыми защитниками Волги и ПСО «Казань» длилось до тех пор, пока в ситуацию не вмешались правоохранительные органы и Министерство экологии РФ. В 2014 году федеральное министерство анонсировало проверку с целью выяснить законность действий по засыпке Волги. В конечном итоге 20 мая 2015 года по решению уже Минэкологии РТ ПСО «Казань» лишили лицензии на добычу песка на намытых берегах Волги возле поселка Займище.

На сегодняшний день никаких работ по строительству новой дороги по островам не ведется, однако в целом проблема, связанная с транспортной инфраструктурой при въезде в Казань со стороны Верхнего Условна и Зеленодольска, есть - альтернатив у Горьковского шоссе мало. Для решения этой проблемы у властей есть несколько вариантов. Например, к жилому комплексу «Салават Купере» могут протянуть железную дорогу, по которой будет курсировать электричка. Это позволит частично уменьшить поток машин, направляющихся по утрам в город из Осиново, Залесного и пригородов.

Помимо «железки» до «Салават Купере» должна пройти и привычная автомобильная дорога. Начальник городского Управления архитектуры и градостроительства Казани Владимир Фомин рассказывал «Комсомольской правде», что для разгрузки Горьковского шоссе будет построена новая дорога, которая пройдет параллельно западному ходу железной дороги, а затем вдоль набережной Волги. По его словам, ещё одна дорога может пройти вдоль проектируемой трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-2) , к ней построят транспортные развязки на улице Васильченко, на пересечении проспекта Ибрагимова, улиц Декабристов и Копылова.

4. Новый парк развлечений: «Шуралеленд» или татарский «Диснейленд»

д1

В 2013 году председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Иван Кадошников анонсировал проект по строительству нового детского парка развлечений «Шуралеленд». По словам чиновника, новый развлекательный объект мог бы расположится на территории парка Черное озеро. На тот момент специалисты уже подготовили концепцию «Шуралеленда» и занимались разработкой эскизов, однако проект так и остался жить на бумаге.

Изначально планировали, что в «Шуралеленд» перенесут программу «В гостях у Кыш Бабая», на которую многие казанские школьники ездят в деревню Кырлай Арского района. Кроме того, организаторы хотели создать несколько интерактивных зон, где гости могли бы познакомиться с Бичурой (домовым), Шайтаном (Сатаной), Шурале (лешим), Кыш Бабаем (Дед Морозом), Су Анасы (водяной) и другими героями татарского фольклора.

До 2016 новостей о строительстве в Татарстане детского парка развлечений наподобие «Диснейленда» практически не было. Летом прошлого года на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана (АИР РТ) Талия Минуллина заявила, что крупный парк развлечений, скорее всего, будет открыт в Казани.  Она рассказала, что переговоры о строительстве парка ведутся сразу с несколькими крупными инвесторами. Минуллина рассказывала, что в реализации проекта заинтересован президент РТ Рустам Минниханнов, который в тот год побывал в крупнейшим в мире парке развлечений Lotte World, который расположен в Сеуле.

«В ходе визита в Южную Корею одной из самых интересных стала встреча с представителями Lotte Group, объединяющей 60 компаний. Им принадлежит развлекательный парк, который занимает сейчас 16-е место в мире. Мы его посетили в Сеуле, – говорила Минуллина. – Наша цель – попробовать открыть такой развлекательный парк в Татарстане, думаем, что это надо делать в Казани или где-то вблизи столицы республики».

По словам Минуллиной, президент РТ поручил ответственым ведомствам найти подходящую площадку размещения парка: «Мы сейчас ведем расчеты, какие туристические потоки мы можем потенциально завести в парк. Потому что это все же не благотворительный, а инвестиционный проект», – поясняла она.

шурале

В конце 2016 года в интервью порталу KazanFirst.ru архитектор Артур Мингалеев рассказывал, что под Казнью на территории Верхнеуслонского района должен быть построен круглогодичный семейный развлекательно-образовательный тематический парк первого эшелона «Волга дискавериз». Тогда Мингалеев заявлял, что развлекательный комплекс будет открыт, скорее всего, не раньше 2021 года. Размер инвестиций французской компании HEFI Development составит 380 млн евро, которые она планирует окупить за восемь лет.

В последний раз разговор о собственном «Диснелейнде» на территории столицы Татарстана или рядом с городом поднимала помощник президента РТ Наталия Фишман. Во время второго архитектурного воркшопа «Весенний МАРШ в Казани» она заявила, что городе планируют создать особую экономическую зону туристического типа. По её словам, площадь парка должна быть не меньше, чем «Диснейленд». Тогда Фишман заявляла, что идея создания такого парка принадлежит заместителю главы исполкома Казани Евгении Лодвиговой.

Таким образом разговоры о строительстве нового развлекательного детского парка ведутся как минимум уже 5 лет, однако пока о каких-то конкретных шагах говорить не приходится.

5. Наземное метро или кольцевая железная дорога вокруг Казани

жд1

О строительстве наземного метро в Казани впервые в 2012 году заговорил глава Миндортранса РТ Ленар Сафин. Тогда министр заявлял, что столица Татарстана обладает уникальной инфраструктурой и имеет потенциал для строительства наземного метро.

По мнению Сафина, наземное метро могло бы помочь решить транспортную проблему и разгрузить столичные автомагистрали. Планировалось, что к реализации проекта приступят уже в 2012 году. Однако вскоре строительство застопорилось.

В 2015 году портал «События» писал, что кольцевая железная дорога соединит пригороды с центром Казани и пройдет через вокзал «Казань-2» и станцию метро «Северный вокзал», Дербышки, компрессорный завод, станцию метро «Аметьево», вокзал «Казань-1», Новое Аракчино, Юдино, озеро Лебяжье и Левченко. Крометого, планировалось построить новые станции - «Абжалилова» и «Торфяная».

Общая протяжённость кольца составляла бы 46 км, а время в пути – всего 60 минут. За это время пассажиры могли проехать 16 станций, расположенных вокруг Казани.

Сообщалось, что проект будет реализован в два этапа: в 2016 году организуют движение в одну сторону кольца, в 2018 – уже в обе.

«Кольцевое железнодорожное сообщение разгрузит дороги и создаст удобства казанцам. Электрички более надежный вид транспорта - они ходят по четкому расписанию, не зависят от пробок на дорогах и погодных условий. Из Дербышек в Юдино можно будет добраться менее чем за 30 минут», – заявляли в Миндортрансе республики.

жд2

Несмотря на то, что проект до сих пор не реализован, республиканские власти о нем не забыли. В августе этого года министр транспорта РТ Ленар Сафин вспомнил о проекте кольцевой железной дороги в Казани, поздравляя татарстанцев с Днем железнодорожника.

«Хочу напомнить, что в рамках соглашения на 2017-2019 годы мы планируем выполнить ряд значимых как для республики, так и ОАО “РЖД” инфраструктурных проектов. Это строительство новых и реконструкция существующих железнодорожных путей от жилого комплекса ”Салават Купере” до станции ”Восстание-Пассажирская”, реализация транспортно-пересадочного узла ”Компрессорный”, организация в Казани кольцевого железнодорожного сообщения и другие», – говорилось в поздравительном обращении Сафина.

Уже запланировано, что первая железнодорожная ветка пройдет до ЖК «Салават Купере» и уже оттуда начнется дальнейшее строительство кольцевой железной дороги вокруг столицы Татарстана.

Фото: kazansmartcity.com, prokazan.ru, activatica.org, evening-kazan.ru,  kazanfirst.ru, SmartNews.ru, realnoevremya.ru.

Новости партнеров