29.03.2024 13:00

USD

EUR

Казань

«Журналистика, как рэп»: Экс-главред AdMe Ксения Лукичева о том, как писать талантливые тексты

Общество 13:34, 20.01.2018

В минувший четверг креативный директор сети городских порталов Hearst Shkulev Digital, экс-главред AdMe Ксения Лукичева встретилась с казанцами и рассказала о том, что общего у журналистики и рэпа, что плохого в слове “однако” и как писать так, чтобы ваши тексты читали

За плечами у Ксении 8 лет работы главным редактором сайта AdMe.ru. Также она была креативным директором онлайн-кинотеатра IVI.RU и шеф-редактором проекта Splash. Сейчас Лукичева занимается развитием региональных редакций, входящих в холдинг Hearst Shkulev Меdia.

В четверг в Резиденции креативных индустрий «Штаб» собрались журналисты, представители масс-медиа и просто люди, которым интересно, как создавать красивые тексты. Слушателей было много, и начала лекции под названием «Неповторимый флоу вашего текста» от Лукичевой ждали все. Ксения не заставила себя ждать и начала выступление неожиданно:

- Ваш текст должен выглядеть, как поток. Как красивая река, которая несёт вас мимо берегов. Всё должно быть интересно. А за каждым поворотом для вас должны открываться всё более и более захватывающие штуки.

После спикер объяснила свою мысль. «Flow» с английского «поток». Этот термин чаще всего используют рэперы, когда «стелят на биты», то есть читают свои стихи под музыку. Ксения сделала интересное заявление, люди, которые пишут тексты, должны обладать навыками рэперов, чтобы аудитории было приятно читать их материалы.

На пути потока любого текста, даже самого талантливого, может возникнуть водоворот или камень в виде канцеляризма или запятой, поставленной не в том месте. Лукичева подробно рассказала казанцам о том, каких камней стоит бояться больше всего.

Заход сверху или как стать выпускником Академии Надменности

По словам Ксении, очень важно, чтобы в текстах автор не вел себя высокомерно. Причем чаще всего, чем моложе человек, чем больше высокомерия в его работе. Спикер объясняет такое положение вещей очень просто.

- Человек дорвался. Ему дали трибуну, он на нее забрался и считает, что сейчас научит всех вокруг, как правильно жить.

К этой же опере спикер относит умничанье и занудство. Автор не должен вести себя так, словно всё на свете знает.

- Если вы думаете, что умнее остальных, потому что читали Бодлера в подлиннике, а все остальные в это время давили тараканов плинтусом, то это неправда. И это вам мешает. Если вы пишете не для людей, а для себя, чтобы показать, что вы умеете составлять длинные предложения, это вам тоже мешает, - комментирует Лукичева.

Людей, которые используют эти камни в своих текстах, Ксения любя называет выпускниками Академии Надменности. И утверждает, что занудство, умничанье и высокомерие нельзя включать в хороший материал.

По словам спикера, не менее важна и логика. Ошибки, связанные с ее отсутствием, она встречает каждый день и почти в каждом тексте. Авторы начинают с одного, заканчивают другим, теряя мысль не только в тексте, но и в коротком предложении. В хорошем тексте это исключено.

Памятник собственному стилю

Собственный стиль – это очень важно, убеждена Лукичева. Нужно писать так, чтобы люди сразу узнавали, что материал писали именно вы. Из-за обилия информации вокруг нас, многим уже безразлично - что и где читать.

А вот выработка своего стиля поможет изданию выделиться и привязать читателей. Но для обретения своей фирменной подачи материала нужны годы работы, уточняет спикер.

Словарная немощность и неумелое “Вступилово”

Очевидно, если у журналиста маленький словарный запас, он очень ограничен в своих возможностях. Поэтому хорошему автору необходимо много читать и знать, что дельфин косатка пишется через ‘о’, а птица касатка через ‘a’, говорит писатель. Если эти правила соблюдать, можно избежать ещё одного огромного камня в своих текстах: обогащая свою речь, вы автоматически избавляете материал от повторов.

Тут же попутно Лукичева раскрыла универсальный секрет того, как хорошо начинать любой текст, даже если словарный запас у автора неприлично мал.

Очень часто, когда мы начинаем писать материал, мы впадаем в состояние так называемой боязни «пустого листа»: руки дрожат, мысли путаются, абзац отчаянно не складывается, а вступление материала получается плохим.

Что же делать? Лукичева уверена, нужно позволить себе написать плохой абзац, забыть про него, написать весь текст, вернуться назад и удалить. Главное в этой схеме - не забыть удалить, отмечает автор.

Штампы и Канцеляризмы

На самом деле, это самые жуткие слова, которые может использовать журналист, уверена спикер. И к ним у Ксении особое отношение.

К самым ненавистным канцеляризмам Лукичева относит:

  1. Однако
  2. Различный
  3. Данный
  4. В настоящее время
  5. В рамках
  6. Текущий

Причем к слову ‘однако’ специалист высказала настоящее обожание:

- У меня есть одно важное правило употребление слова «однако». Если вам захотелось написать это слово, закройте глаза, вдохните, выдохните и напишите «но». От вашего «однако» текст лучше не станет, - рассказывает Ксения.

А к самым страшным штампам спикер отнесла:

  1. Огнеборцы
  2. Лесная красавица
  3. Зимняя сказка
  4. Заставляет задуматься
  5. Взорвало соцсети
  6. Автоледи

Бардак. Уродливость и верстка

Текст написан. Он лишен пренебрежения, занудства, повторов и даже имеет неплохое начало. Неужели победа? Ксения считает, что до нее далеко. Чтобы вас читали, текст должен выглядеть хорошо.

Для этого автору нужно знать, что материал необходимо делить на абзацы, в большом материале придумывать подзаголовки. Также необходимо разбавлять текст картинками. И самое важное, говорит спикер, тире должно быть длинным, а кавычки должны быть «ёлочками».

Кровь, пот и Нора Галь

Писать тексты – очень трудное дело, считает Лукичева. Чтобы добиться успехов в этом, нужно работать, работать и работать, если только вы не самый талантливый в мире человек, хотя в этом случае вам также придется работать, кровью и потом достигая результатов. Это и есть первый совет от спикера: просто практикуйте и пишите больше.

Также Ксения отметила, что хорошему автору нужно учить язык, на котором мы говорим и пишем. В этом помогут работы лингвиста Дитмара Розенталя и переводчицы Норы Галь.

Читать тексты вслух - это лучший совет, считает Лукичева. Проговаривая материал, все те камни, которые тянут работу на дно, легко заметить и уничтожить.

И последнее, нужно просто читать тех, кто вам нравится, получая удовольствие. Таким образом, вы, сами того не замечая, сделаете свои тексты лучше, утверждает специалист. Ксения поделилась своим списком любимых авторов. Среди них: Татьяна Толстая, Наринэ Абгарян, Лора Белоиван, Артем Голиков, Владимир Гуриев, Слава Сэ, Радмила Хакова.

Каролина Фасхиева

Фото: Штаб

Новости партнеров