25.04.2024 04:53

USD

EUR

Казань

Звонкие клавиши оркестра

Полезное 15:35, 06.03.2014

Наверное, самым популярным музыкальным инструментов на многие века явилось фортепиано. Несколько столетий подряд самые изысканные утончённые произведения исполнялись только на этом замечательном клавишном инструменте. Да и на долю музыкальных произведений, написанных за всю историю академической музыки, специально для рояля, приходится большинство. Многие люди в прошлом восторгались музыкальным искусством игры на фортепиано, восторгаются и по сей день – длинные тонкие пальцы пианистов, бегающие по клавиатуре, до сих пор привлекают ценителей музыки.
Однако на сегодняшний день фортепиано потеряло свою популярность . Практически не выпускают новые инструменты. А если и выпускают, то такие дорогие и уникальные, что кажется, будто их обшивают золотом. Выход – купить старый инструмент, вызвать мастера, который предоставляет услугу ремонт и настройка рояля. А может быть, хорошим роялем может обладать только настоящий музыкант, и дело вовсе не в том, из чего сделан корпус и струны, а в том, какого мастерство музыканта, насколько его кисти рук уходят вглубь нот? Спорный вопрос. Но главное, что и по сей день не умирает величине этого прекрасного клавишного инструмента, который завораживает многих людей своим иногда тихим и чувствительным, а иногда громким и мощным звучанием.
Многие люди даже считают, что рояль может заменить собой целый оркестр - зачем такое многообразие симфонических инструментов, если достаточно всего сотни клавиш и виртуозного пианиста, чтобы исполнить такие вещи, которые по мощи своей не уступают целой команде скрипок, труб и туб, различных струнных и прочих инструментов. Конечно, своеобразное великолепие представляет и оркестровая музыка, спору нет. Как говорится, о вкусах не спорят.
Тем не менее, мало кто знает, что изначально рояль произошёл от инструмента, у которого была всего лишь одна струна. Этот инструмент появился задолго до прародителя фортепиано – клавесина, в третьем веке нашей эры, и представлял собой приспособление, которое определяло соотношение между длиной струны и высоты издаваемого звука. Немного позднее появился инструмент, который содержал четыре струны. Извлекать из него звуки можно было нажатием на специальные клавиши. Создателям пришлось долго поработать над тем, чтобы звук исходил вместе с нажатием клавиши, а не много позднее. Полученный инструмент уже более походил на рояль.
Со временем струн становилось всё больше и больше, наконец, число их стало достаточным, и инструмент получил новое название – клавикорд. Своим видом он больше всех остальных своих предшественников напоминал тот инструмент, который мы видим во многих концертных залах – рояль. Но всё равно понадобилось много времени, прежде чем рой струн обшили гладким обтекаемым корпусом, настроили струны рояля так, чтобы они имели разное звучание, снабдили клавиши специальными подушечками, чтобы можно было в зависимости от силы нажатия извлекать различные звуки. Существует мнение, что многие усовершенствования были взяты из клавесина, созданного намного раньше. Клавесин от клавикорда отличался тем, что струны в нём были сделаны разной длины и толщины, клавиш было во много раз больше, что позволяло извлекать разнообразные по звучанию аккорды. Единственным минусом клавесина было то, что при нажатии на любую клавишу, резкий звук резал ухо, невозможно было сделать плавные переходы и добиться тихого звучания. Наконец, была найдена технология, позволяющая делать это – звук появлялся при помощи удара об струну специального молоточка. Секрет был найден. Такая история рождения фортепиано.
Преимущества фортепиано настолько превосходили остальные клавишные музыкальные инструменты, что примерно к восемнадцатому веку он начисто заменил собой все клавесины и клавикорды. А позже начался фортепианный бум – огромное количество семей стремились обучать своих детей игре «на фортепьянах», многие пианисты создавали великолепные музыкальные произведения, знаменитые и по сей день.

Новости партнеров