Мерчандайзинг – это совокупность методов, используемых в розничной торговли и направленных на организацию торгового помещения и презентацию товара таким образом, чтобы воздействовать на выбор покупателя без активного участия персонала. В народе эту науку называют молчаливым продавцом.
Витрина – это первая причина, которая вызывает желание случайного прохожего зайти в магазин. Главная задача состоит в том, чтобы простого зеваку сделать своим потенциальным покупателем. Но мерчандайзинг – это не только красиво оформленные витрины. Не менее важными элементами являются планировка магазина, выкладка товара, музыка, освещение магазина, реклама, навигационные элементы, выбор цвета, ароматы. Всё это, а также психология покупки является инструментами мерчандайзинга. Доказано, что при грамотной организации всех элементов мерчандайзинга уровень продаж повышается на 13%.
Мерчандайзинг возник как новое направление в начале ХХ века. Причиной его возникновения была нехватка квалифицированного персонала. Поскольку вначале существовал рынок продавца, развитие мерчандайзинга происходило медленно. Когда на рынке властью поменялись продавцы с покупателями и первые заняли активную позицию, тогда и мерчандайзинг перешел на новую степень развития. Проводились анализы разных приемов воздействия на покупателя.
Мерчандайзинг не является точной наукой, это больше похоже на искусство, которое имеет свои правила и законы. Эти законы можно использовать во всех магазинах и ко всем группам товаров. Можно обратиться в
мерчандайзинг агентство , чтобы к делу подошли профессионалы.
Основные законы мерчандайзинга:
- закон фигуры и фона
- закон группировки
- закон +2
- закон переключения внимания
- закон фокусных точек
- закон зрительного восприятия света
- закон повторений
- закон баланса цвета и формы
- закон двух секунд
- закон симметрии/асимметрии
- закон мёртвой зоны
- закон уровня глаз (уровня руки)
- правило золотого треугольника