19.04.2024 01:21

USD

EUR

Казань

Чему учат в японском детском саду?

Полезное 17:36, 27.08.2014

«Гамбате кудасай!» – это выражение часто можно услышать в детском саду от педагогов-воспитателей. Этой фразой «пожалуйста, будьте настойчивы» они побуждают детей к усердию, которое так высоко ценится в японской культуре. С младенческих лет дети знают, что достичь мастерства можно только при усердной работе.

С детства в Японии стремятся развивать лидерские качества. К примеру, с первых дней обучения в школе дети до учебного заведения добираются в группе под руководством одного взрослого.

В школе роль лидера (тобана) берет на себя каждый из учеников. Его задача помогать учителю в проведении занятий (раздавать необходимые материалы, следить за дисциплиной, руководить обсуждением вопросов, организовать сбор детей перед занятиями). Поскольку эту роль принимает на себя каждый член группы, у всех есть возможность не только попробовать контролировать своих одноклассников, но и прочувствовать последствия коллективных решений.

Самостоятельность – одна из отличительных черт японских детей. Ее можно развить только тогда, когда ребенок создает собственные ценности в свободной среде. Развитию этого качества способствуют определенные нормы взаимодействия с детьми. Например, во многих детских садах принято возводить с детьми с 5 лет на участке различные постройки: домики, лесенки, лодки. Дети это делают под присмотром взрослого, но решения сами: для покраски крыши они встают на табурет или лестницу, в процессе работы понимают, что прибить крепко дощечку одним гвоздем нельзя.

Дети в детском саду могут выходить из групповых комнат и свободно перемещаться по коридорам, заходить в другие группы, посещать кабинет директора. Их в Японии воспринимают такими, какие они есть, и берегут эту детскость. Отсутствие давления и стремления подчинить себе малыша, дает ему ощущение свободы и защищенности, поэтому он хочет принадлежать к группе, в которой ему очень комфортно.

Поведение можно изменить, если его обсудить с ребенком и в процессе объяснения, ребенок сам найдет правильное решение. Принцип рефлексии применяется и в образовательных учреждениях, и дома. Это, пожалуй, один из основных принципов воспитания детей. Он позволяет научить ребенка оценивать свои поступки, действия сверстников, осознанно искать уместные формы проявления чувств и контролировать свое поведение. Почему и как – два вывода, которые должен сделать ребенок после обсуждения своего поступка с взрослым или со сверстниками.

Сохранение детской природы ребенка – еще один принцип воспитания детей в Японии. Этому принципу японские учителя не изменяют, может быть, поэтому в их лексиконе нет понятия «гиперактивный ребенок». В Японии активное и шумное поведение детей считается энергетическим проявлением характера. К таким детям относятся тепло и не считают их проблемными, наоборот, они в японском понимании любознательны и активны. Педагогическое мастерство взрослых заключается в правильной переориентации бьющей ключом детской энергии и умелом использовании социальных механизмов взаимодействия. Один из ярких примеров поведения воспитателей: когда дети стали пинать по коридору жестяную крышку, воспитатели вместо того, чтобы запрещать им это делать и наказывать, предложили разрисовать крышки, сравнить их, придумать новые игры с использованием этих крышек.

Новости партнеров