27.11.2024 15:30

USD

EUR

Казань

Баумана, 70: в доме Остермана торговали мотосакошами и учили езде на велосипедах

Архив 11:28, 02.09.2016

Про торговца техникой в Казани, у которого работал маршал Блюхер, в серии «Прогулок по старой Казани» с Дикобром Бобровским

Читайте в предыдущей серии "прогулок" – «Баумана, 62: «Пряничный домик» другого Образцова». Все материалы рубрики - здесь. Баумана: три дома на четной стороне Остановиться, оглянуться… И понять, что впопыхах мы пропустили три дома, о которых есть что сказать. Дом Одинцова (№ 66) http://old.kazan24.ru/images/news/111213.jpg" class="img_top_news" alt="Дом построен в 1871 году и до Одинцова принадлежал Д.А.Щербакову. Второй и третий этажи были надстроены в 1911 году. Иван Степанович Одинцов в 1868 году основал пряничное производство, на котором к 1900 году работало 10 рабочих и которое вырабатывало продукции на 6300 руб. По казанским меркам это было небольшое предприятие, не идущее ни в какое сравнение с пряничными заведениями Соломина или Смоленцева, выручавших по 23 000 руб. в год каждое. Но в 1900-е годы заведение Одинцова делает рывок и переходит в другое качество – становится кондитерской фабрикой. Такой же путь походит еще более скромное пряничное заведение Пирогова, располагавшееся в доме на месте нынешнего комбината «Здоровье» на углу Островского и Университетской. На аукционах иногда попадаются жестяные коробочки фабрик Одинцова и Пирогова. http://old.kazan24.ru/images/news/74100.jpg" class="img_top_news" alt="http://old.kazan24.ru/images/news/44120.jpg" class="img_top_news" alt=" Жестянка кондитерской фабрики Одинцова http://old.kazan24.ru/images/news/31000.jpg" class="img_top_news" alt=" Жестянка кондитерской фабрики Пирогова Дом Остермана http://old.kazan24.ru/images/news/22193.jpg" class="img_top_news" alt="Будем называть его именно так, хотя ранее принадлежал он П.В. Каретникову. Построен он был в 1866 году по проекту очень плодовитого казанского архитектора Павла Евграфовича Аникина, пристрой к дому был сооружен уже в начале прошлого века. Магазин Евгения Наполеоновича Остермана специализировались на торговле техническими товарами: велосипедами, мотоциклами и мотосакошами, электробытовыми товарами вплоть до весьма редких в ту пору пылесосов и полотеров, электроустановочными приборами и осветительной арматурой. http://old.kazan24.ru/images/news/21346.jpg" class="img_top_news" alt="При магазине были мастерские, впоследствии разросшиеся и получившие громкое название Автомобильно-арматурного завода. Во время Первой мировой войны завод стал выполнять военные заказы, а 16 октября 1918 года национализирован и передан Морскому комиссариату. Не следует удивляться слову "Морского": с началом войны в Паратский затон из Петрограда была эвакуирована часть Балтийского завода и целый ряд предприятий помельче. К ним, в силу революционной и скорее всего просто военной необходимости, был причислен и завод быв. Остермана. http://old.kazan24.ru/images/news/1915_vasily_blukher.jpg" class="img_top_news" alt="В остермановском заведении работал некоторое время будущий маршал В.К.Блюхер: услужливая Википедия рассказывает нам, что работал он в «гранитной мастерской». Википедии виднее, но мастерская была все-таки гранатной. Василий Блюхер в 1915 году Велосипед превращается, велосипед превращается… http://old.kazan24.ru/images/news/43107.jpg" class="img_top_news" alt="Немного подробней о том, чем торговал магазин Остермана. С велосипедами все понятно, их было множество видов и марок, по преимуществу германских и английских фирм. Мотосакош, о котором сообщается в рекламе, это велосипед со съемным мотором, который легко снимается, как сумка. Мотосакош вошел в русскую поэзию с легкой руки казанского уроженца, известного поэта-имажиниста Вадима Шершеневича, сына сначала казанского, а потом московского профессора Габриэля Шершеневича, крупнейшего специалиста в области торгового права. Вадим Шершеневич писал как-то: http://old.kazan24.ru/images/news/55118.jpg" class="img_top_news" alt="Каждый раз Несураз- Ное брякая Я - в спальню вкатившийся мотосакош . Плотносложенным дням моим всякая Фраз- А Раз- Резательный нож! http://old.kazan24.ru/images/news/0_a7d7c_81c70653_L_(1).jpg" class="img_top_news" alt="Евгений Наполеонович был настоящим торговцем, и принцип «продал, а том хоть трава не расти» был не для него. Например, при своем магазине он устроил циклодром: место, где покупатели его велосипедов обучались езде на них. Рубеж веков и довоенное время были периодом безудержного прогресса бытовой техники. Газовое, спиртовое и керосиновое освещение уступает место электрическому, появляются первые электрические чайники, кофейники, утюги и даже пылесосы и полотеры. Богатые квартиры украшаются электрическими люстрами и бра, угольные лампы накаливания уступают место лампам с металлической нитью, электросчетчики ведут учет потребляемой энергии (в Казани киловатт-час стоил 30 коп.) В Штатах портативный электрический пылесос (до этого в ходу были пневматические) был изобретен в 1907 году и поступил в продажу уже в 1908. Слово портативный применительно к этой вещи массой больше 18 кг вызвало в моей памяти вопросы, заданные радиослушателями армянскому радио. http://old.kazan24.ru/images/news/52.png" class="img_top_news" alt="«Что такое «портативный»? - спросили радио. «Удобный в переноске», - отвечали его сотрудники. «А что такое «портативный трамвай»? – не унимались радиослушатели. Армянское радио отвечало: «Это такой же трамвай, но на крыше у него ручка». Надо отдать должное европейцам: первый европейский электрический пылесос, выпущенной одной датской компанией, был на 1, 5 кг легче. Электрополотер. Снимок с американской музейной экспозиции. http://old.kazan24.ru/images/news/HAWIG-Bohnermaschine_Victor_von_1912_(1).jpg" class="img_top_news" alt=" Первые полотеры появились в 1904 году. К 1912 году было освоено производство распространенной в Европе германской модели Victor. К сожалению, из газетного объявления не ясно, какую именно модель предлагал в 1914 году магазин Остермана. Германский электрополотер Victor. Снимок 1912 г. Откровенно говоря, не думаю, чтобы магазин Остермана продал хотя бы один пылесос или тем более полотер: у казенных учреждений на это просто не было предусмотрено ассигнований, обыватель же, даже небедный, был уверен, что за стоимость электорополотера приходящие полотеры будут как минимум два года натирать его полы. Хотя ничего нельзя исключать на все сто. Карповская моленная http://old.kazan24.ru/images/news/8479.jpg" class="img_top_news" alt="Когда-то на месте дома № 64 стоял дом А.И Карповой, известный всей старообрядческой России. В начале восьмидесятых годов меня интересовало время постройки старообрядческого храма под первой горой. В архив тогда частному человеку с улицы путь был заказан, поэтому пришла мысль пролистать старообрядческие журналы того времени. Что и было сделано в Публичной библиотеке в Ленинграде (ныне это Российская национальная библиотека). Мне повезло: в № 1 за 1907 г. в журнале «Старообрядец» на страницах 85-93 находится статья И.Перетрухина «Казанская община старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство». Привожу выдержки, прямо касающиеся дома 66. «При въезде на Проломную было особенно заметно предпраздничное настроение города: наступал вечер, спустились сумерки, шумно двигались взад и вперед битком набитые народом трамваи, один за другим тянулись легковые м ломовые извозчики; быстро мчались кровные рысаки, везя «самую» или «самого», непрерывным потоком текли по тротуарам волны пешеходов, в богатых залитых светом магазинах шла оживленная торговля, с колоколен величественных храмов, красиво выделявшихся своей архитектурой, неслись мощные звуки тысячепудовых колоколов!.. Все говорило за то, что настает день великого праздника. Mы поравнялись со старообрядческой «Карповской» моленной. Снаружи она представляет из себя простое серое двухэтажное здание, ничем не выделяющееся от прочих домов, весь 1-й этаж сдан под торговые помещения, а верхний почти весь отведен для жилья и только самые крайние-три на глухо закрытых окна принадлежали из всего дома молельне. Мне стало почему-то грустно при виде такого бедного религиозного убежища старообрядцев.. Но зато, какая глубокая вера, думал я, у крепких, стойких приверженцев старой до Никоновской веры. Внешность не могла прельстить их простые религиозные сердца: ни прекрасные храмы, ни так трогающий русского человека мощный звон колоколов, ни блестящие архиерейские богослужения — ничто не прельщало их у никониан. Они предпочитали оставаться при бедных часовнях, лишь бы сохранить веру отцов. Да, велика вера у старообрядцев! …После разорения часовни, как сказано выше, старообрядцы стали собираться для моленья в доме И.П. Карпова, в котором продолжают молиться и до настоящего времени. Сам И.П. Карпов - личность далеко не заурядная, чтобы обойти его молчанием. Не обладая большими средствами, (что имеет огромное значение в старообрядческом миpе, больше чем в общинах других исповеданий, так как в силу исторических условиях среди старообрядцев не могли развиться ни научные, ни литературные силы, не имелись представители власти ни гражданской, ни военной), — И. П. благодаря своему самобытному уму, пользовался огромной популярностью не только у казанских старообрядцев, но и далеко за пределами своего города. За всякими советами, со всяким горем старообрядцы шли к И.П. Для всех он находил, что сказать, чем утешить. Уважала его за ум и местная бюрократия. Своим умом и находчивостью он поражал всех знающих его… С 1867 года, когда надежда на счастливый исход на возобновления богослужения в часовне окончательно исчезла, - И. П. отвел в своем доме место для моления навсегда. Но молясь у него, казанские старообрядцы лелеяли надежду иметь общественное более обширное здание для богослужения». В нынешнем доме вряд ли есть хоть один старый кирпич: оно было построена заново в 1980-х годах. Не стану распространяться и о «Доме чая»: говорят, что это хорошее заведение. Не был, не знаю. Dovery, noprovery http://old.kazan24.ru/images/news/33153.jpg" class="img_top_news" alt="Тут самое время сделать отступление и вновь поговорить о краеведческой/исторической литературе. Вот 287-страничный труд трех авторов, которым помогали еще три человека (все кандидаты исторических наук) и рецензировали еще двое. Книжка называется "Автомобильный транспорт Татарии. Страницы истории автомобильного транспорта общего пользования" (1987). Никаких фамилий: все авторы уже покинули этот мир. Так вот в этой книжке в предисловии говорится о том, каким множеством источников пользовались авторы: и таким-то архивом, и таким-то, и такими-то газетами и такими-то. А в итоге первый автомобиль в Казани у них появляется в 1912 году. Какбудто и не было общества "Аутотранспорт" в 1909 году, как будто А.Смирнов не создавал "автомобильную биржу" годом раньше, как будто не было казембековской машины еще в 1903 году. И сведения об этом не хранились в спецхранах: они были доступны каждому, кто дал себе труд полистать казанские газеты тех лет. При этом надо признать, что ударные вахты ко всевозможным юбилеям в книге описаны весьма добросовестно. Дикобр Борбовский Читайте в предыдущей серии "прогулок" – «Баумана, 62: «Пряничный домик» другого Образцова». Все материалы рубрики - здесь. Источник фото - карты Яндекса

Новости партнеров