Экономика и бизнес 12:39, 03.03.2017
Сегодня утром Центробанк огорошил (хотя для кого-то новости были вполне ожидаемыми) решением об отзыве лицензий сразу у четырёх российских банков. Причём больше всего оно затронуло Татарстан – прекратят работу сразу три банка, относящихся к республике, причём один из них входил в ТОП-50 крупнейших банков страны: «Татфондбанк», «Интехбанк» и «Анкорбанк» (соответственно 42, 138 и 233 место по величине активов в РФ).
По официальной формулировке, банки не исполняли федеральные законы, регулирующие банковскую деятельность, а кроме того решение приняли из-за снижения размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала.
Также регулятор сообщил, что в банках неадекватно оценивали риски при неудовлетворительном качестве активов, а руководство не предприняло действенные меры по нормализации его деятельности.
Разумеется, больше всего это решение затронуло всех, кого коснулась ситуация с «Татфондбанком» и группой банков, связанных с ТФБ (в которую как раз входил «Интехбанк») - ещё в конце декабря здесь ввели временную администрацию из Агентства по страхованию вкладов, физлицам и ИП начали выплачивать гарантированные по закону суммы до 1 миллиона 400 тысяч рублей (из вложенных людьми средств). А вот крупные компании и предприниматели, юрлица которых держали средства на счетах в ТФБ, всё это время ждали разрешения ситуации: сохранят ли «Татфонд», санируют ли его или примут решение «потопить»?
Большинство просило и требовало санации (то есть спасения) банка – люди даже ездили в Москву и устраивали пикеты в столице. Татарстанские власти искали пути решения проблемы и даже вроде бы нашли их: например, на днях появилась информации, что спасти ТФБ готова группа компаний ТАИФ. Однако Центробанк оказался неумолим: отзыв лицензии означает фактически ликвидацию банков.
Казанские экономисты и финансисты, опрошенные сегодня «Казань24», по-своему объяснили причины неожиданного для многих решения ЦБ: судя по всему, федеральный регулятор принял наиболее очевидное и простое для себя решение, посчитав остальные пути сложнореализуемыми. Так, к примеру, считает Булат Бакеев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии КНИТУ-КАИ.
«Центробанк расценил проблемы в «Татфондбанке» и ещё двух банках настолько серьёзными, что проще их зафиксировать, нежели вкладывать средства в их разрешение. Теперь деятельность этих банков будет приостанавливаться, имущество распродаётся, активы распродаются, полученное имущество и средства выдаются вкладчикам и кредиторам в порядке очерёдности, установленной законом», - говорит эксперт.
По словам экономиста, наибольшие шансы вернуть свои средства есть у вкладчиков-физлиц, которые не получили возврат сумм свыше гарантированных государством 1.4 миллиона рублей: «Физлица должны получить средства в первую очередь, им нужно будет ждать процедуры распродажи имущества, и пропорционально полученным средствам они будут получать причитающееся (при этом АСВ заявил, что продолжит выплачивать деньги физлицам «Татфондбанка» и «Интехбанка, если они ещё не получили средств – прим.ред.) С юридическими лицами, у которых были деньги в банках, сложнее – они в третьей очереди на возврат, и у них шансов что-то получить заметно меньше».
Что касается прогнозов развития ситуации, то отзыв лицензии сразу у четырёх банков, конечно, отразится на банковском секторе Татарстана и, возможно, России, считает эксперт: «Можно смело ожидать концентрации банковского бизнеса, уменьшения числа игроков на этом рынке, монополизации… А это уже, вероятно, приведёт к повышению цен, тарифов, снижению ставок по депозитам, повышению ставок по кредитам».
Руководитель "Финам-Казань" Руслан Жуков считает, что сложившаяся ситуация подорвала доверие к банковской системе Татарстана: "Клиенты, в большинстве своем, в ближайшее время будут сторониться местных банков, отдавая предпочтение крупным федеральным игрокам", - говорит эксперты.
"Что же касается оставшихся денег на счетах физических лиц, у которых объем вкладов был выше страховой суммы, и юридических лиц, то им остается дождаться распродажи активов, в результате чего они возможно получат часть своих средств в рамках своей очереди", - подчеркнул Жуков.
В самом «Татфондбанке» решение ЦБ не комментируют – организации, по сути, уже нет, все дела третий месяц ведут назначенные менеджеры АСВ, и полномочий, да и желания что-то комментировать у топ-менеджеров компании уже нет. Тем более, что некоторые руководители сейчас находятся под следствием – например, Сергей Мещанов, экс-зампред «Татфондбанка», который курировал работу с розницей. Правоохранительные органы занялись топами банка после того, как месяц назад Рустам Минниханов поручил МВД найти виновных в деле «ТФБ Финанс».
Что же касается рядовых сотрудников, то, как говорят наши источники в центральном офисе «Татфондбанка», новость о лишении лицензии большинство восприняли достаточно спокойно. Такое развитие событий в банке предполагали, а на новости о возможной помощи от ТАИФа надеялись далеко не все. Сейчас банковские работники находятся в ожидании решения по их дальнейшей работе или увольнению – вероятнее всего, их начнут сокращать в связи с ликвидацией компании.
Экономический и политический обозреватель телеканала "Царьград", известный журналист Юрий Пронько, следящий за ситуацией в Татарстане, в своём Facebook сегодня так охарактеризовал решение ЦБ:
"В Татарстане банковский коллапс! Набиуллина сегодня отозвала лицензии у трех банков республики. По полной "залетели" юридические лица, которые вели свой бизнес "в белую". Физики вроде бы получили страховые возмещения, но крайними стали т.н. "дробильщики". Люди принесли в банки свои кровные, но разделили их на счета членов своих семей и... на них АСВ подает в суд, как на аферистов! Власти республики были уверены, что банки будут санированы, но Набиуллина и Ко решила их "грохнуть".
Между тем, большинству предпринимателей и юрлиц, чьи деньги зависли в ТФБ, сегодня важнее понять, смогут они вернуть средства или нет: для многих ситуация с банком оказалась фатальной.
«У меня получилось так, что счет нашего с компаньоном ООО был открыт именно в ТФБ, - заявил нашему корреспонденту предприниматель Олег Жуков. – Другой вопрос, что там лежали небольшие деньги, реально небольшие, намного меньше страховой суммы. Так получилось, что мы с партнером как раз собирались закрывать это направление, и фирма уже работала мало. Однако, как я понимаю, теперь мы потеряли их совсем. На митинги ходить смысла мало – деньги для ООО небольшие, а тем более – сейчас этим уже мало поможешь».
«Мы пострадали из-за того, что наш основной клиент вел все дела именно в ТФБ, - рассказывает Миляуша Гатина. – Для нашего ООО поступления от него, по сути, составляли 90% от общей суммы. Теперь не знаем, когда он оплатит заказ, и оплатит ли вообще. Просто работали много лет, не хочется идти в суд, но видимо придется. Пойду ли на митинг протеста? Честно, говоря не думаю, что от этого будет толк».
А предприниматель Марат Хайруллин заявил нам, что сейчас многие есть знакомые в бизнесе находятся в панике: «Понятно, что для ИП ситуация не такая, как например, для ООО, но тем не менее, без открытия счета нам сложно. А где его открывать теперь – просто не знаем. С ТФБ работали очень многие, есть люди, кто держал счета в Интехбанке, и проводил платежи по нему. Многие мои знакомые все чаще уже не хотят вести никакой бизнес, а просто стремятся побыстрее «выйти в кэш».
Сергей Магданов, Тимур Хасанов
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров