Экономика и бизнес 18:49, 19.04.2017
В Татарстане запустили новый финансовый инструмент для покупок товаров в рассрочку – беспроцентную и инновационную карту «Совесть», выпускаемую Qiwi-банком. Первые 60 дней новый продукт, идея создания которого зародилась в Иннополисе, тестировали в Москве, а после – внедрили и в местный рынок. О том, в чем его уникальность, кто и с какой целью успел воспользоваться предусмотренными возможностями, рассказал лидер проекта (как его представили журналистам) Олег Ряженов-Симс.
«Совесть» – проект компании Qiwi со стратегическим партнером в лице платежной системы Visa. Это беспроцентная карта рассрочки для потребителей с льготным периодом до 12 месяцев и с максимальным лимитом в 300 тысяч рублей, позволяющая совершать покупки в некоторых торговых сетях, действующих на территории России.
Первыми, кого призвали к «Совести» в Казани, стали журналисты. Их собрали в одном из престижных заведений города, где и провели полуторачасовую презентацию карты. Выступал только Ряженов-Симс. Он говорил много и расторопно: начал с размышлений о поведении людей и взаимоотношениях в бизнесе, окрестил новый продукт «явлением» на финансовом рынке и возложил на него толику ответственности за будущее развитие экономики.
Апеллируя статистическими данными, Симс отметил, что «республика Татарстан занимает шестое место по объему активности на рынке потребительского кредитования», а ее жители знают толк в выгоде: «Жители республики готовы к финансовым продуктам, они финансово грамотны, понимают выгоду. Управление регионом [речь о работе Рустама Минниханова и его команды] – наиболее инновационная и активная позиция по сравнению с другими регионами».
При этом он напомнил о ситуации на рынке в целом, сказав, что доходы населения не растут, зарплата и ВВП стагнируют, но показатели спроса на кредитование при этом не уменьшаются: «Мы [граждане] не отказываемся от своих привычек, а розничные сети продолжают стимулировать покупателя акциями и т.д.»
Приступая к презентационной части, лидер «Совести» назвал несколько доводов в пользу одноименной карты, рассказав про ее отличия от кредитки: «Банки зарабатывают на тех, кто не соблюдает грейс-период. Средний период рассрочки, который предлагает «Совесть» – 180, а не 55 дней. Мы не берем с людей деньги ни за смс-информирование, ни за пополнение. В чем выгода? Мы получаем комиссию от торговых сетей».
Как это происходит: «совестные» договариваются с предпринимателями о сотрудничестве по схеме «Мы вам – поток новых клиентов, вы нам – комиссию за каждого держателя карты, отоварившегося в вашем магазине/ресторане/аптеке и тд.». Такое предложение, признается Симс, бизнесмены воспринимают настороженно, но когда понимают, что это – «успешный инструмент для стимулирования спроса», становятся партнерами.
«В нашем бизнес-плане предусмотрен средний показатель вознаграждения, которые будут поступать от розничных сетей за привлечение клиента – это 6% [вероятно, от каждой покупки], – озвучил спикер. – Человек оплачивает товар картой и получает его мгновенно. Продавец получает деньги от нас, как от банка. Нам поступает сумма операции, которую в последствии мы дробим на равные доли в зависимости от периода рассрочки, предусмотренного магазином. Ритейлер перечисляет нам комиссию за покупателя: все работают, все счастливы. Это стимулирует спрос и не накладывает дополнительную долговую нагрузку на людей».
Говоря о доминанте счастья, Ряженов-Симс, кажется, слегка погорячился. Когда из зала прозвучал вопрос «По какой форме договора оформляется карта?», он ответил так: «Технически карта не кредитная. Это карта prepaid [предоплаченная, - прим. «Казань 24»]. Согласно законодательству РФ, да, это договор на кредит с ПСК (полной стоимостью кредита) 10%. Попробуйте найти на рынке такую ставку… Это не наш источник дохода. Это больше превентивные меры по отношению к должникам».
Получается, если обладатель «Совести» не станет соблюдать график платежей и погашать задолженность, ему начислят годовые. Да еще и оштрафуют. Например, за месяц «просрочки» могут начислить 290 рублей. Принцип «Ты возвращаешь ровно столько, сколько одолжил» сработает только с добросовестными заемщиками.
За два месяца с момента старта проекта карту рассрочки в Москве оформили порядка 20 000 человек, но активировали пока только 60% от общего количества. По словам лидера проекта, чаще всего обладатели «Совести» расплачиваются ею же в ресторанах быстрого питания. Например, одна только компания Burger King продала 28 тысяч бургеров в рассрочку. Такое поведение потребителей разработчики проекта называют «нестандартным».
Сегодня, на стартовом этапе, партнерами «Совести» в Казани стали более 150 ритейлеров. Среди крупных: «М.Видео», «Связной», «Аэрофлот», «Дочки-Сыночки», «Альпари», «Бахетле» и «Казанские аптеки». Дальше – больше, уверяет Ряженов-Симс: компания взяла курс на сотрудничество с предпринимателями в туристической, гостиничной сферах и в перевозке пассажиров.
Как примут «Совесть» в Татарстане прогнозировать сложно. Однако стоит признать, что аппетит заинтересованных лиц «зверский»: в компании амбициозно заявляют, что в перспективе двух-трёх лет жителям республики смогут выдать примерно полмиллиона новоявленных карт.
«Основным конкурентом подобного продукта выступают кредитные карты, выдаваемые банками и имеющие беспроцентный период пользования кредитом. При этом, они могут быть использованы в любом магазине или торговой точке, а также позволяют снять средства наличными. Здесь речь идет о работе с конкретными магазинами, являющимися партнерами акции, а также о невозможности снятия наличных средств. Во всем остальном данный продукт очень похож на кредитную карту», — комментирует новое предложение на татарстанском рынке руководитель компании «Финам–Казань» Руслан Жуков. По его словам, продукт не совсем «новый», а всего лишь является аналогом с определенными ограничениями.
«Можно говорить, что рынок нормально воспримет его, однако пока о высокой популярности данного продукта я бы говорить не стал. Единственным плюсом данного продукта является ставка, которая взимается в случае просрочки – речь идет о 10%. В большинстве же банков ставки по кредитным картам будут существенно выше.
Что же касается подводных камней, то пока существенных негативных факторов, которые могли бы сработать, я не вижу, кроме того, что данная карта платежной системы Visa не позволяет снимать деньги в банкоматах (карта с ограниченным функционалом), а также то, что, по всей видимости, каждый магазин партнер будет устанавливать свой grace период».
Яна Кузьмина
Иллюстрация: организаторы встречи, sovest.ru, Pixabay.com
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров