16:21, 28.04.2017
В мае исполняется год, как «Казань24» знакомит гидов и туристов с улицей Баумана. В компании известного бытописателя Льва Жаржевского мы гуляли по бывшей Проломной и узнавали ее маленькие секреты. За год мы исследовали всю улицу, развенчали десятки мифов новоиспеченных экскурсоводов и нелепых историй региональных СМИ. Сегодня мы завершаем труд целого года, и говорим центральной улице Казани прощай. Одновременно с нами столица Татарстана, вероятно, расстается и с двумя историческими домами по Баумана, 30 и 32, которых будущие туристы могут уже не увидеть.
Читайте в предыдущей серии «прогулок» – «Гостиница Щетинкина: успех крестьянина, ошибка Евтушенко и лучший джаз города». Все материалы рубрики - здесь.
Скорее всего, это последнее наше путешествие по улице Баумана. Поэтому пусть читатели простят автора заметок за перескакивание с объекта на объект: хочется не только пройти дальше к началу улицы, но и рассказать о пропущенном на других ее участках.
Вот порядок заключительной прогулки: Никольский кафедральный собор, Иоанно- Предтеченский монастырь., дом А.М.Смоленцевой, дом А.В.Калягина.
Название «Николо-Низская» церковь получила потому, что находилась ниже Николо-Гостинодворской церкви. Считается, что церковь была построена на месте древней Николо-Боровской церкви, существовавшей уже в 1556 году. В комплекс входят два храма: Покровский (построен в 1703 — 1711 гг. вместо деревянного) и теплый Никольский (построен в 1885 г.). В отдельно стоящей колокольне раньше находился хзрам Иоанна Воина, но впоследствии был упразднен.
Трехпрестольный Покровский храм с приделами Рождества Христова и Николая Чудотворца был освящен в 1690 году Рождественский придел был сломан в 1790-х гг. Собор был построен по типу московских соборов XVI- XVII вв.: пятиглавый, четырехстолпный, с ложными закомарами и очень низким алтарем. Церковь неоднократно горела. Новая Никольская церковь была построена на деньги благотворителей, чьи имена до сих пор сохранились на чугунной мемориальной доске на южной стене храма. Ярусная храмовая колокольня, построенная в стиле барокко — одна из самых изящных в Казани. До 1970-х годов главка колокольни была украшена черепицей с зеленой поливой.
В 1930 году храм был закрыт. Однако при казанской архиепископе Ермогене (Кожине), в связи с существованием в Казани одной только кладбищенской церкви, удалось добиться от властей разрешения на открытие Никольского храма, который со времени своего восстановления в 1946 году стал кафедральным собором, каким и остается по сей день.
В настоящее время в церкви хранятся многие казанские святыни: чудотоворная Казанская икона Божией Матери, чудотворная икона Феодоровской Божией Матери (главная икона бывшего Феодоровского монастыря в Казани) и чудотворная икона святителя Еокая Чудотворца «Куюковская», обретенная в июне 1897 года в селе Куюки под Казанью и многие другие.
Дошла очередь и до Иоанно-Предтеченского монастыря. Здесь лучше всего воспроизвести текст из авторитетного «Путеводителя по храмам и монастырям города Казани», составленном моим покойным приятелем Георгием Валентиновичем Фроловым и изданном в 2005 г.
Мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Был основан святителем Германом около 1565 — 1568 годов как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Посвящен был монастырь ангелу царя Иоанна Грозного — св. прор. Иоанну Предтече, крестителю Иисуса Христа.
Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 г. монастырь полностью сгорел. Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича и 7 сентября 1652 года, в день Рождества пресв. Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня в Иерусалим с приделами в честь св. пророка, крестителя и предтечи Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
При церкви была также каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с нею каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм пресв. Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж — храм и настоятельские кельи, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем — кухня трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосии Печерских.
В 1767 году по указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа.
3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.
Из-за пожара холодный храм пришел в аварийное состояние, так как выгорели дубовые связи, проложенные внутри стен. В 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту Г.Б.Руша. Новый собор, как и древний имел три шатра, но был гораздо выше и объемнее. Собор был освящен 19 декабря 1899 года и простоял до 1930-х годов. Строительство храма обошлось в 100 тысяч рублей. Главный престол был освящен в честь усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1897 году на колокольню повесили стопудовый колокол.
С 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 года велось строительство нового настоятельского и братского корпуса.
Перед монастырем стояла часовня (некоторые исследователи приписывают авторство проекта ее арх. Василию Кафтыреву), построенная после пугачевщины в 1774 году и закрепленная за монастырем в 1848 г.
В 1918 году монастырь стал местом пребывания епархиального управления после изгнания его из кремля, здесь жил св. священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке. Монастырь был закрыт в 1929 году.
В 1992 году передан Казанской епархии. Святыни монастыря: часть мощей святителя Германа Казанского, Тихвинская икона Божией Матери, икона «Глава Иоанна Предтечи на блюде».
В ранних выпусках наших путешествий по ул. Баумана рассказывалось о семействе Смоленцевых и о Торговом доме «Наследники Е.С. Смоленцева и Н. П.Шмелев». Сначала Анна Михайловна Смоленцева единолично, а потом и Торговый дом принялись за строительство доходных домов. Удачно реконструированные (а если называть вещи своими именами, то воссозданные) дома Смоленцевых можно видеть на углу Баумана и Университетской. В 1907 году по заказу Анны Михайловны Смоленцевой был построен (полагают, что по проекту архитектора К.С. Олешкевича) доходный дом, под нынешним номером 30. Дом совершенно непритязательной архитектуры с легким налетом модерна по фасаду, хорошо сохранился и хорошо содержится.
Экскурсоводы, ведущие туристов по улице Баумана, обязательно рассказывают про некую женщину врача, которая долго жила в этом доме. А потом, понизив тон и придав голосу побольше значения и загадочности, добавляли, что эта врач была фрейлиной императрицы.
Автора этих заметок эта ахинея приводила в недоумение, тем большее, что никак не удавалось найти ее источник. Как водится, источник оказался рядом, под рукой. Это маленькая брошюрка-путеводитель по Большой Проломной, составленная моим покойным товарищем св. пам. Георгием Валентиновичем Фроловым. Гера был во всех отношениях замечательный человек, а в знании церковных построек Казани и окрестностей не было и нет ему равных. Но вот в структуре императорского двора он разбирался слабо)).
Проходя по улице Баумана, мы пропустили весьма примечательное здание 52/7 на углу с ул. Кави Наджми.
Когда-то этот участок принадлежал купцу Подуруеву, от него перешел к служащему купца Рязанова Гурию Петровичу Баташову, потом к Егору Григорьевичу Воронкову, а уже от него к купцу Андрею Васильевичу Калягину, известному не только коммерческими успехами, но и своим официальным черносотенством — он был членом Казанского Царско-народного общества.
К сожалению, автор проекта этого симпатичного здания неизвестен (иногда приписывается В.А.Трифонову, но никаких документальных свидетельств тому нет). Зато известен автор и исполнитель все «фасадной красоты». Это Михаил Александрович Густов, известный казанский лепщик и скульптор.
Два благородных пропорций, с изящно украшенными фасадами здания (№№ 32 и 34) стараниями собственника неуклонно превращаются в груды обломков и стоит больших усилий отогнать от себя мысль, что это делается вполне намеренно.
На фотографиях дома показаны такими, какими они были 10 лет назад. Пройдитесь до этого места сейчас и посмотрите на них сегодня - завтра по доброй казанской традиции смотреть будет не на что. В лучшем случае появится дом «по мотивам». Но это в лучшем случае.На этом наше путешествие по улице Баумана заканчивается. Далеко не всё сказано, есть сознательные пропуски и наверняка обнаружатся и случайные. Но читатель теперь знает о бывшей Проломной больше, чем до чтения всех выпуском наших заметок. И это правильно, и это хорошо.
Лев Жаржевский
Читайте в предыдущей серии «прогулок» – «Гостиница Щетинкина: успех крестьянина, ошибка Евтушенко и лучший джаз города». Все материалы рубрики - здесь.
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
Криминал
Кубок Конфедераций
Культура
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров