21.09.2024 08:45

USD

EUR

Казань

Алексей Венедиктов в Казани: «Президент должен уметь работать с неподконтрольными медиа»

Образование и наука 14:54, 17.05.2017

Сегодня профессия журналиста расслаивается и трансформируется – акулами пера теперь именуют не только авторов с корочкой «пресса», но также тех, кто трудится над продвижением информационных сайтов и даже загадочных SMM-специалистов, работающих с соцсетями. Об этом на мастер-классе для студентов КФУ рассказал главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Он уверен, что на заре новой цифровой революции медиа должны быть прогрессивными, а также уметь не прогибаться

Алексей Венедиктов в Казани: «Президент должен уметь работать с неподконтрольными медиа»

О дивный новый мир

Овациями и смехом встретили накануне будущие журналисты московского гостя, известного журналиста Алексея Венедиктова в стенах шоу-рума Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Главный редактор «Эха Москвы» приехал в Казань с лекцией о новых информационных вызовах и угрозах и сперва он, разумеется, поделился успехом работы своих коллег.

«Три дня назад мы создали третью редакцию – социальные сети «Эха Москвы». Первая редакция – это радио, которая возникла 26 лет назад, вторая создана 20 лет назад – это сайт, интернет. Мы поняли, что для работы в соцсетях нам необходима третья редакция. Мы поняли, что начали отставать и уже не успели», – начал гость.

По его словам, сегодня в стране нет медиа, которые умеют работать в условиях социальных сетей, и всем причастным непонятно, можно ли называть «сммщиков» журналистами при том, что они напрямую трудятся над созданием информационных текстов, встроенных в вертикаль «Твиттера», «ВКонтакте» и «Фейсбука». Тем не менее, Венедиктов нарочито отметил, что команда третьей редакции будет состоять из «новых журналистов», которые должны придумать, как удовлетворить потребности читателя, живущего в эпоху экспресс-потребления.

«Если 20 лет назад люди тратили 3,5 часа на просмотр телевизора, то сейчас они потребляют информацию в течение 40 минут», – говорит спикер и добавляет, что свой день начинает со скроллинга новостной ленты и тратит на это всего две минуты.

По мнению Венедиктова, оседлать вторую информационную революцию, которая уже наступила (но мы всё проспали) удалось только проекту Buzzfeed. Причём особое внимание он уделил российской франшизе медиа-компании, которую до прошлого года развивал всего один человек – волгоградец, не имеющий образования журналиста.

Алексей Венедиктов в Казани: «Президент должен уметь работать с неподконтрольными медиа»

«Кто он? Журналист? Нет. Какая разница, как назвать! И это главный вызов сегодняшнего дня. Что будет с нашей профессией и как вы будете называться через уже даже не пять, а два года?», – вопрошал журналист в практически немой обстановке. Во время лекции в зале повисла тишина, лишь иногда прерываемая смехом аудитории и редкими перешептываниями студентов. И несмотря на то, что по существу многие мысли, высказанные столичным лектором, были не новы и неоднократно «разжёваны» на журналистских форумах, в курилках и т.п., Венедиктову удалось приковать к себе внимание слушателей. Даже скептически настроенные преподаватели, которые за несколько минут до начала встречи язвительно парировали: «Ну, посмотрим, что он нам нового скажет», - внимательно слушали, держа в руках диктофоны.

Устами журналиста глаголет истина?

Одной из ключевых тем, живо интересующих как студентов, так и самого гостя, была работа с фейковыми новостями и последствиями, которые они таят в себе. Венедиктов заявил, что современный журналист должен уметь фильтровать информацию, поскольку новостная «утка» может не только увеличить ресурсу посещаемость, но также сбить с толку спецслужбы или, что хуже, сломать человеку жизнь.

Так, например, фейк небезызвестного портала «LifeNews» о третьем взрыве в московском метро в 2010 году (29 марта в Москве прогремели взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» – прим. ред) на станции «Проспект мира», который сразу подхватили остальные информагентства, сбил с толку руководителя ФСБ Александра Бортникова. Доверившись новостям, Бортников перебросил часть людей к якобы третьей пострадавшей от взрыва станции метрополитена.

Еще одним ярким примером того, каким работает fake news, является история с дальнобойщиком из Оренбургской области Андреем Никитиным, который первым попал под подозрение в организации теракта в Санкт-Петербургском метрополитене в 2017 году. Несмотря на то, что позже СМИ опровергли информацию о его причастности к трагедии, Никитина всё равно уволили с работы – начальник прислал ему смс-сообщение со словами «Извини, но ты сам понимаешь». Кроме того, когда он пытался сесть в самолет, другие пассажиры авиалайнера отказались пускать его в салон, поскольку видели его фотографии в социальных сетях и на экранах телевизоров.

«На мой взгляд, задача журналиста – стать фильтром, верификатором», – резюмирует главред и добавляет, что в его команде есть человек, чья должность называется «второй глаз». Сотрудник сидит за спиной своего коллеги-новостника и помогает отслеживать ленты информагентств и социальных сетей, отбирая интересные темы, поскольку в одиночку журналист уже не справляется.

Говорил Алексей Венедиктов также о будущем печатных СМИ, которым уже не первый год пророчат крах из-за серьезной конкуренции с информагентствами, живущими в Интернете. «Будущее – оно неизвестно, но я не думаю, что они умирают», – считает он. По его словам, сегодня не важно, на каком носителе будет храниться информация, важен сам контент, а читатель найдется.

«Каждый журналист должен найти свое умение, потому что так он сильнее. Разделяйте поток информации, найдите тот, где вы чувствуете свои силы и там вы прорветесь», – заявил Венедиктов.

Особое мнение

На вопрос студентки второго курса Адели Рахматуллиной о том, как журналист относится к тому, что его продукт называют «разрешенная оппозиция», Алексей Венедиктов ответил: «У каждого своё «Эхо Москвы». На мой взгляд, любое медиа должно оппонировать власти. То есть, когда власть принимает какое-то решение, надо понимать, что это отразится на десятках, сотнях людей, и задача прессы исследовать решение власти на её слабость. Вот это должно делать нормальное медиа».

«В нашем стране, к сожалению, большинство медиа – партийные, поэтому любое непартийное СМИ воспринимается как оппозиционное, и я это понимаю, но это не так», – резюмировал спикер. Говоря о власти, он заметил, что президент должен уметь работать с медиа, которые ему неподконтрольны.

Венедиктов также рассказал, что принципиально не участвует в выборах президента, дабы не ангажировать своих слушателей и читателей, а его подопечным запрещено уставом состоять в политических организациям, поскольку у журналистов должен быть один начальник – главный редактор, а не партия.

«Мы, конечно, понимаем, что нас могут прихлопнуть в любой момент. «Эхо» – репутационное медиа. Наша поддержка многого стоит, но мы никого не поддерживаем. Однажды Путин предложил мне стать его доверенным лицом. Я отказался. Я даже не хожу голосовать с 1998 года, когда стал главредом, так как не хочу ангажировать ни слушателей, ни гостей, ни журналистов», – признался журналист.

Комментируя решение киевских властей о запрете доступа к российским социальным сетям Алексей Венедиктов заявил корреспонденту «Казань24», что «любые ограничения – будь то со стороны Киева или Москвы – это попытки методами XX века решить проблемы XXI века. Вы можете сидеть в деревне, где есть интернет и, не отнимая задницы от кресла, сдать экзамены для поступления в Оксфорд или вступить в ИГИЛ. Изоляционистские попытки в области интернета – демонстрация собственной слабости. Кто захочет – все равно будет пользоваться. Это больше история жеста. Он был важен в Средневековье. Но электронное Средневековье невозможно сейчас».

Алексей Венедиктов в Казани: «Президент должен уметь работать с неподконтрольными медиа»

Он также не обошел стороной ситуацию с татарстанскими банками, которые сегодня закрываются один за другим. Главный редактор «Эха» отметил, что хотел бы обсудить это с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, которого вчера ему не удалось застать в Казани.

«Для нас это ровная история. Но судя по реакции здесь, вы видите какой-то политический подтекст. Я хотел бы задать президенту этот вопрос. Но он обещал мне ответить на него на питерском экономическом форуме. Я подожду, тем более, недолго ждать осталось. Мы в Питере встретимся обязательно», – сказал он, а пресс-секретарь главы республики Эдуард Хайруллин поспешил извиниться за отсутствие шефа и передал его личные сожаления о несостоявшейся встрече.

В заключении Венедиктов добавил, что в истории с «погоревшими» банками необходимо договариваться и дискутировать, а не рубить с плеча.

Анна Кузина

Фото: kazan24.ru, kpfu.ru

Новости партнеров