Культура 17:33, 18.07.2017
На экскурсию с архитектором Степаном Новиковым собрались более 30 человек.(фото 1-2) Местом встречи выбрали вход на станцию метро «Кремлевская». Интересно, что улица Кремлевская, по которой шла экскурсия, раньше называлась Воскресенская – в честь одноименного собора, который располагался на месте нынешнего химического факультета КФУ, построенного в советское время.
Анализируя архитектуру перед Кремлем, со стороны Площади тысячелетия, а также Кировской и Ленинской дамбы, экскурсовод заметил, что на всю архитектуру в городе повлияли различные общественные и политические явления.
Основными факторами, по его мнению, являются экономика, социальная политика и культура. Однако наибольшее влияние на архитектурный облик городов всегда оказывали власть и руководители страны. Если посмотреть на здания вокруг Кремля, можно понять, как именно.
Например, после полета Гагарина в космос в 1961 году построили цирк, который имеет форму летающей тарелки, а мечеть Кул-Шариф в центре Кремля возвели перед празднованием Тысячелетия столицы – оба события носили политический характер.
Новиков рассказал, что в 2000 годах в Казань приезжала европейская комиссия, которая оценила качество архитектуры, и только 2 процента признали качественными, а 40 процентов застройки центра не подлежали критике вообще.
Рассказывая, как изменилась площадь тысячелетия, архитектор заметил, что Кремль окружали несколько церквей и плотная малоэтажная застройка. На месте «Пирамиды» и гостиницы «Мираж» стояли храмы, говорит он. Развлекательный центр «Пирамида» не случайно построили именно такой формы. В отличие от крытого легкоатлетического манежа, она не закрывает Кремль ни со стороны железнодорожных путей, ни со стороны ЦУМа.
Новиков также обратил наше внимание на противоположную сторону реки Казанка, над которой возвышается несколько жилых комплексов. Он считает, что строительство на другом берегу сильно влияет на восприятие этой части города и Кремля.
«Прежде чем строить высотные объекты, нужно посмотреть, как они появлияют на видовые точки и силуэты кремля и центра города», – объясняет архитектор.
За Кремлём, со стороны улицы Батурина, картина меняется. По мнению Новикова, вид тыльной стороны главного городского ансамбля вызывает мысли, будто мы переместились в другой город.
«Такое ощущение, будто Кремль существует только, с одной стороны. Всё, что здесь есть, никакого отношения ни к Кремлю, ни к архитектуре не имеет. По идее, это должно быть самое сладкое место в городе, а здесь что получилось, то получилось. Внизу мы видим подземную парковку. Почему нужно было делать одноэтажную таблетку? Здесь всегда была застройка, почему бы не воссоздать старые объемы в новом обличии? А в результате мы получаем лысые торцы и неприглядные дворы. Современная архитектура – это большая редкость для Казани. В основном, проекты создают в а-ля классическом стиле, но это не классика. Есть объекты, на которых четко видно, что сначала был проект, а потом на него навешали какое-то декораторство», – рассуждает автор экскурсии.
Обсудив малопривлекательную сторону Казанского Кремля, наш провожатый рассказал о советской архитектуре на примере общежития КАИ по улице Большая Красная. После этого экскурсия продолжилась по улице Япеева, которая, по мнению Новикова, собрала многие стили архитектуры: постройки 90-х, 2000-х, барокко, модерн, классицизм.
Под конец пути наиболее обсуждаемым объектом стал Дворец земледельцев. Ведущий акцентировал внимание на смешении стилей в украшении здания. Он уверен, что Дворец земледельцев – это гигантская декорация ко дню города.
«Чем опасен этот объект? Самая большая его опасность в том, что он перекрывает Кремль. Кремль – самый главный, самый правильный и выверенный городской ансамбль. Если не будет Кремля, не будет и Казани. Дворец земледельцев по масштабу и обилию деталей спорит с Кремлем, сильно перебивая его. Являясь государственным объектом, он должен показывать некую государственную философию. Здесь же нет никакой философии. В центре здания находится большое сухое дерево без листьев. Вот как его разгадывать?», – рассуждает архитектор Степан Новиков.
Пешая экскурсия вокруг Кремля продолжалась более двух с половиной часов. После завершения казанцы долго не расходились, общались между собой и задавали интересующие вопросы Степану Новикову, который с удовольствием на них отвечал.
«Мне очень понравилась экскурсия и необычный маршрут. Я периодически встречаю гостей из других городов, показываю наш мегаполис, рассказываю им о нашей Казани. Чтобы в будущем рассказы были интереснее, я пришла узнать о городе побольше», – говорит девушка Энже.
Тем временем в другой части центра Казани проходила экскурсия «Казань как арт-пространство», которую проводила юный гид Анастасия. К маршруту она подошла творчески и на первой остановке – у памятника Габдуллы Тукая на площади Тысячелетия – познакомила нас с его стихотворением «О, перо!».
Такой неожиданный экспириенс помогает проникнуться поэзией «солнца татарской поэзии» и сопоставить его строки с окружающим миром.
К слову, знаменитые часы на Баумана, у которых казанцы любят назначать свидания – не просто место встречи, а своеобразный памятник Тукаю, ведь на них изображены герои его сказок.
Проходя по улице Некрасова, Анастасия рассказывает, что в основу поэмы Николая Алексеевича «Кому на Руси жить хорошо» лег образ крестьянина, с которым писатель познакомился в Казани. Следующей точкой на карте стал закоулок на улице Кочеткова, где спряталось граффити, созданное в рамках проекта по борьбе с хулиганами. Рисунок одобрили в мэрии Казани, говорит гид.
В саду Эрмитаж экскурсовод снова обратилась к искусству и включила нам музыку Фёдора Шаляпина, который в 20 веке выступал здесь на летней сцене. Для полного погружения в атмосферу сада Анастасия предложила представить себя гимназисткой, которая приходит на концерты Шаляпина, чтобы исцелить свою душу музыкой.
Что касается самого Эрмитажа, до прошлого века к нему относились с опаской – среди горожан ходила легенда, что причудливые формы деревьев говорят о неупокоенных душах крестьян. Сад принадлежал дворянину Ворожцову, который отличался замкнутостью и недоброжелательностью.
Казанцы судачили, что своих провинившихся крестьян он засекал до смерти и хоронил в саду без отпевания.Только ближе к 20 веку сад передали властям и поменяли название на «Эрмитаж», после чего он стал центром отдыха и культуры (при Ворожцове парк назывался «Износковским» – прим. ред.).
Услышать музыку снова нам довелось на «перекрёстке джаза», где расположены национальная галерея и музей изобразительных искусств. Здесь Анастасия включила музыку известного джазмена Олега Лундстрема. В Казани музыкант повстречал свою будущую жену, артистку театра им. Качалова Галину Жданову.
Двухчасовая арт-экскурсия завершилась у музея Горького. Писателя связывает с Казанью не только история поступления в Казанский университет, но и трагичная попытка самоубийства на одном из городских мостов. Девятнадцатилетний Алексей Пешков купил на базаре револьвер и выстрелил себе в грудь, но пуля прошла не через сердце, как рассчитывал юноша, а пробила лёгкое. Попытку самоубийства литературоведы объяснили неразделённой любовью.
После длительной прогулки мы пообщались с участниками фестиваля и расспросили их о впечатлениях. По словам челябинцев Тимура и Регины, экскурсия получилась небанальной и информативной.
«Мы приехали в Казани в гости на 10 дней из Челябинска. И ходили по экскурсиям уже много раз, сюда пришли, потому что понравилось название и места, по которым нас должны были провести. Захотели познакомиться с достопримечательностями именно поверхностно, без цифр, биографии, а просто узнать интересные факты и мнения. Чтобы иметь представление о казанской жизни. Открыли нам очень много интересных мест, в которые мы даже не заходили, а оказываются в них прячется много всего интересного. Экскурсовод понравился тем, что заинтересовывал интерактивом: стихи, пьесы», – рассказали молодые люди.
Горожанка Амина сказала, что единственным минусом мероприятия была жаркая погода, но в остальном ей всё понравилось: «Хотелось бы посмотреть, как организовывают такие экскурсии. Любопытно было, какие места нам покажут, целенаправленно пошла на экскурсию».
Один из организаторов «Дня городских экскурсий» Мансур Ахметшин рассказал порталу «Казань24», что основная цель проекта – дать возможность казанцам и гостям города узнать столицу с новой стороны, познакомиться с неочевидными маршрутами и историей.
«Фестиваль «День городских экскурсий» важен для развития городской среды Казани, формирования сообщества людей, интересующихся историей и своим городом», – сказал Ахметшин.
Организаторы обещают, что такие фестивали планируют проводить ежегодно, и они по-прежнему будут бесплатными.
Читайте также: Спецпроект «Прогулки по Казани с Дикобром Бобровским»
Дамир Хабибуллин, Анастасия Михайлова
Фото: kazan24.ru, vk.com/kazanspace, vk.com/pyramid_complex, ru.wikipedia.org, kazanonline.info
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров