Культура 11:12, 15.08.2017
Фестиваль по средневековым боям проводится в Болгаре уже в четвертый раз. В этом году он приобрел статус международного, в нем приняло участие более 600 бойцов из России, Израиля, Казахстана, Италии, Франции, Чехии, Украины, Белоруссии и Киргизии. Учитывая лавинообразно возрастающий интерес к мероприятию и раскупленные задолго до фестиваля билеты на автобусы и метеоры, корреспондент портала "Казань24" решил поехать на место проведения заблаговременно, уже в пятницу вечером поставив палатку недалеко от руин древнего города.
Утро в Болгаре - это нечто непередаваемое: удивительно вкусный, свежий воздух, ветер приносящий прохладу со стороны Волги, руины бывшей столицы Золотой Орды, неописуемо красивый пейзаж и голубая гладь великой реки, все это в совокупности настраивает на позитивный лад.
Впрочем, от лирических отступлений к сути фестиваля: главные события, которыми по традиции здесь являются, собственно, бои развернулись на ристалище. Его построили у руин Соборной мечети XIII века. Для полноценного погружения в Средневековье вокруг руин выросло целое поселение: военные палатки, юрты, шатры, флаги различных расцветок, готовящие завтрак на кострах люди, участники в одеждах ХVIII-XV веков, звон металла в мастерских, которые делают кольчугу, носящиеся туда-сюда лучники, оруженосцы с топорами и копьями. В целом дух и атмосфера средних веков были необычайными, правда, полностью погрузиться в жизнь времен эпохи крестоносцев не позволяли периодически встречающиеся рыцари в доспехах и со смартфонами в руках.
Посмотреть зрелищные бои зрители могли двумя способами: купив билет на трибуны, либо наблюдать бесплатно с одной стороны ристалища. До фестиваля билеты можно было купить онлайн, через специальный сайт, однако продажа на месте откровенно говоря вызвала недоумение и разочарование.
Продавали билеты только в одном месте поэтому у точки продажи выросла километровая очередь, желающие попасть на трибуну ждали возможности купить билет, под палящим солнцем по полтора часа. По словам зрителей, цены на билеты были необоснованно высоки: 400 рублей нужно было заплатить за один блок программы, всего их было три в день. Желающие посмотреть все бои в течении двух дней, должны были выложить 2400 рублей соответственно. По причине высоких цен на трибуны, желающих посмотреть представления «с земли» было очень много. Они заполнили все возможное пространство вдоль одной из стенок ристалища.
Несмотря на международный статус фестиваля, "Великий Болгар" не посетило высшее руководство Татарстана и практически отсутствовали VIP-гости. Однако с приветственным словом выступил недавно избранный на съезде ВКТ, председатель Милли Шуры, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев. Он отметил, что Болгар является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, который практически ежедневно посещают паломники.
После вступительных речей на ристалище развернулись захватывающие дух, эпические сражения, которые были разделены на несколько видов. В «Битве Дворов», схлестнулись стенка на стенку два десятка полностью экипированных бойцов, одетых в костюмы железного человека, но только образца XIV века, которые били друг друга мечами, топорами и клинками разного калибра. Если в этом виде боев есть определенные правила, то в «Бугурте» - еще одном виде схватки, условия сражения максимально приближены к боевым, в них отсутствуют постановочные падения, какие-либо договоренности. Именно во время бугурта, гости фестиваля могли своими глазами наблюдать как происходили массовые бои в эпоху средневековья: крики, вопли, яростные атаки, мощнейшие удары клинков, сотрясающие железные доспехи.
Битвы были настолько реалистичными, что время сражения проходило на одном дыхании, многие зрители всерьез опасались за жизнь бойцов, ведь в пылу схватки, воины били друг друга так сильно, казалось вот-вот и пробьют железные шлемы. Зрители поддерживали сражающихся воинов криками "Бей его! Бей", встречали победителей схваток аплодисментами и долгими овациями.
Особую романтическую атмосферу добавляло присутствие прекрасных девушек в средневековых платьях, которые помогали бойцам. Общаясь с участниками боев, удалось узнать, что полная экипировка весит более 30 кг, делают её под заказ, и она полностью аналогичны доспехам эпохи Средневековья. Воины признаются, что очень тяжело сражаться в такую жару, но им нравится этим заниматься.
Особый интерес зрителей привлекли женские бои. Отважные девушки вышли на ристалище, чтобы сразится трое на трое. Однако в отличие от баталий с участием мужчин, где основные схватки происходили в центре майдана, амазонки в доспехах, больше прижимались к деревянному забору ристалища. Одни цеплялись за него как за единственную подмогу, другие пытались отцепить, нанося удары топорами по ногам, голове и спине, пытаясь повалить соперницу на землю.
Зрелище, само по себе захватывающее, выглядело забавно - объятия больше напоминали странные ролевые игры. Однако при этом сам факт участия представительниц прекрасной половины человечества в средневековых сражениях вызывает законное чувство уважения к их смелости, силе и отваге.
После женских боев, на фестивале начался конный турнир, который состоял из нескольких частей: упражнения на снарядах и кавалерийские сшибки в доспехах на копьях. Всего в турнире приняли участие около десятка конных рыцарей, большинство из которых имели свои эмблемы с гербами, псевдонимы реальных исторических персонажей прошлого, а также девизы: "Любовь преодолевает все!", "Полностью безжалостен!", "Делай, что должно, и будь, что будет!" и т.д..
Ведущий представил каждого рыцаря по имени, после которого они должны были пройти 5 упражнений, которые существовали в средневековье, и использовались для тренировок воинов. Одно из таких упражнений, называется «сарацин». Это мешок с противовесом, установленный на стойке. Рыцарь должен на полном ходу проскакать и поразить сарацин таким образом, чтобы он прокрутился не менее одного раза.
На втором испытании, называющимся «квентина», скакун должен снять наконечником копья кольца, установленные на разных уровнях, в зависимости от уровня снятого кольца, дается определенное количество очков. Во время одного из упражнений, всадники в буквальном смысле должны были сделать салат: сначала разрубить мечом кочан капусты, а затем яблоки. В конечном итоге десятки порубленных яблок и капуста были порублены и рассыпаны по зеленой траве скачущими на конях всадниками, и получился своего рода салат по-рыцарски.
Завершив тренировки, рыцари приступили, пожалуй, к одному из самых зрелищных действ фестиваля - кавалерийским сшибкам. Для защиты коней организаторы установили специальные щиты посередине площадки. Всадники, расположившись на противоложных сторонах площадки, по сигналу судьи турнира, стремительно начинали мчаться к друг другу, вытянув вперед трехметровые деревянные копья с металлическим наконечником. Задача воина была проста: удержаться самому, и ударить противника копьем с такой силой, чтобы выбить его из седла, либо как минимум сделать так, чтобы сломалось копье.
Состязание по кавалерийским сшибками было очень захватывающим и интересным. Рыцари проявляли свои лучшие качества: отвагу, честь, умение держаться на коне, и конечно же, свою силу, способную свалить противника с коня. Буквально в каждой схватке ломались копья, а несколько раз всадникам удалось выбить противника из седла. Что интересно, свалившийся рыцарь из-за тяжести снаряжения не может самостоятельно подняться, ему всегда нужна помощь.
Во время сшибок были и курьезные случаи: конь одного из рыцарей, ну никак не хотел скакать с левой стороны ристалища, при этом легко это делал с правой стороны. Ведущие шутили, что, наверное, он праворульный.
Руководствуясь вышеуказанным принципом, во время перерывов между боями, многие гости фестиваля прогуливались в поисках вкусной трапезы. Еда на фестивале была представлена в великом множестве. Однако, приехав на фестиваль средневековья, лично мне совершенно не хотелось есть уже приевшиеся шашлыки, плов и шаурму. Все это слишком привычно и банально. Душа требовала чего-то необычного и нового. Обойдя все лавки, я все-таки смог организовать себе необычный обед, который являлся логичным продолжением темы только что увиденных боёв: куллама, пицца из казы и удмуртские перепечи.
Куллама - это древнее татарское блюдо XVII-XVIII века, состоящее из вареной конины, салма - кусков теста в форме ромбика, конской колбасы - казы и катыка. Само блюдо очень нежное и сытное. Вторым блюдом попробовал пиццу из конской колбасы - казы, которую приготовили прямо на глазах, на открытом огне, внутри печки. Мне, как фанату пиццы, показалось очень интересным и необычным сочетание в ней именно казы, как любимейшего деликатеса многих татар. Непривычный ингредиент в пицце подарил новые вкусовые ощущения, и истинное удовольствие. На десерт, прямо из стационарной печки, попробовал удмуртские перепечи с творогом. По вкусу напоминает сметанник, однако гораздо сочнее и вкуснее. Кстати, на площадках фестиваля «Историческая кухня» можно было попробовать пресные лепешки, мясо приготовленные на костре, испить различные виды чая, посмотреть и узнать о чайных традициях в настоящей юрте.
«Великий Болгар» является фестивалем исторической реконструкции, но при этом он не ограничен лишь средневековыми сражениями. Помимо сражений, было много интересных развлечений, которые давали возможность окунуться в атмосферу ХIII-XV веков, с их устоями, бытом, ремеслами и традициями. Все желающие могли пострелять из тира, посмотреть на мастер-классы по чеканке монет, тиснения по коже, изготовления музыкальных инструментов, луков, стрел, сабель, ювелирных и валяных изделий, плетения из лозы. Помимо этого, можно было закрыть себя в клетке для пыток, принять участие в мастер-классах по средневековым танцам, играх и хороводах.
В лагере Волжской Булгарии, созданном реконструкторами, юыла возможность сфотографироваться с доспехами, одеждами разных тюркских народов и примерить их на себя. На музыкальной площадке фестиваля было много этнической и рок музыки. Перед зрителями выступили группы Teufelstanz, Alkohost, Shellen и другие.
Завершился первый день фестиваля совершенно фантастическим огненным шоу, после которого участники и зрители разошлись праздновать по всему лагерю.
Ночь в Булгаре делает бывшую столицу Золотой Орды совершенно загадочным и удивительно красивым, почти волшебным местом: подсветка руин, минарета мечетей, костры вокруг лагеря все вместе создают необычную атмосферу романтики и уюта. Гулять по нему доставляет большое удовольствие, которое, однако, длится недолго. Примерно в 11 вечера, вместе с небольшой группой гостей фестиваля, я решил сходить к Белой мечети, который как маяк, светился своими огнями, как вдруг неожиданно, вся подсветка вокруг погасла. От неожиданности в толпе кто-то даже произнес: «Чубайс блин, включи свет!». Но местный чубайс нас не услышал – похоже, это был своеобразный сигнал к отбою.
IV фестиваль "Великий Булгар" который позиционировался как историческая реконструкция Золотой Орды, Руси и Европы, прошел на высоком уровне, в нем было много интересного и необычного. Однако приходится констатировать, что не были учтены местные особенности, а также, как нам показалось, совершенно проигнорирована история татарского народа и его воинские традиции. Кроме так называемого лагеря Волжской Булгарии, в котором, как нам показалось, мало что напоминало о ней кроме названия, не было даже намека на татарскую историю. При этом никто не мог ничего рассказать о воинских традициях волжских булгар, не было представлено даже макетов доспехов времен Булгарского государства, Золотой Орды, либо Казанского ханства.
Организаторы фестиваля, проводя мероприятие у руин Болгара - бывшей столицы Великой Волжской Булгарии, видимо забыли, либо посчитали ненужным вспоминать о воинских традициях татар, которые берут начало от Атиллы, Чингисхана, Батухана и Улуг-Мухаммеда. Общеизвестно, что татары имеют глубокие воинские традиции, которым несколько тысяч лет. Неспроста в Польше, в городе Гданьск поставлен памятник татарскому кавалеристу.
Планируя поездку на фестиваль, я надеялся прикоснуться не только к истории средневековой Европы, но и к своей собственной, татарской истории. Ведь по сути своей такого рода мероприятия популяризируют историю, заставляя любить ее, завлекая большую массу людей в процесс изучения прошлого, традиций и быта собственного народа.
Дамир Хабибуллин
Фото автора
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров