23.11.2024 12:37

USD

EUR

Казань

Район Танкового кольца: без Гудериана не обойтись

16:37, 02.11.2017

В компании известного бытописателя Льва Жаржевского  портал «Казань24» гуляет по улицам Казани, открывая для горожан и недоверчивых туристов мир реальной истории города, без пафоса и мифотворчества.

Читайте в предыдущей серии «Прогулок по старой Казани» – «Казань времен Толстого-студента: от катка и мазурок до подштанников и холеры».  Все материалы рубрики, начинавшейся с улицы Баумана, здесь.   

Так уж сложилось, что экскурсионные маршруты сосредоточиваются на центре города да на татарских слободах, которым усиленно пытаются придать некоторую ориентальную экзотичность. Многие районы города остаются в экскурсионной тени. Вывести из такой тени район от Танкового кольца до Эсперанто (уж позвольте мне называть эту улицу по-старому) мы постараемся до Нового года. Итак, мы у Танкового кольца.

Гудериан: от Казани до Берлина

Bild 101I-139-1112-17                 Аккуратный металлический забор вдоль Оренбургского тракта, КПП с неизбежными боевыми машинами на постаментах, стадион. За ним виден старый, ему уже сто семь лет, учебный корпус и другие постройки того же возраста. Осталось их немного, но рассказать они могут о многом.

Перед нами Казанское танковое училище. Бывший начальник училища генерал В. Миронченко сумел привести в чувство учебное заведение, разлагавшееся при его предшественнике на глазах. Ватаги «сэмов» и «колхозов» вновь превратились в курсантские подразделения, мусорные кучи исчезли с периметра ограждения, город не поганится черными надписями «КТУ».

В 1910 году в России был принят новый мобилизационный план. В соответствии с ним развернулось широкое казарменное строительство и коренным образом пересматривалось расписание войск (так называлась схема их дислокации). 5-й Каргопольский драгунский полк по этому плану должен был быть расквартирован в Казани, но помещений для него не было. Город экстренно выделил сначала 615 тысяч рублей, а потом еще 70 тысяч на строительство т.н. «кавалерийских казарм».

Казармы полка, получившие потом название Каргопольских, строились в лихорадочном темпе: ещё не был готов генеральный план казарм, а 26 строений уже были возведены. Интересен сам процесс постройки: склоки между амбициозными проектировщиками и прорабами, стремление города как можно дольше оттягивать расчеты с подрядчиками, а ведь именно старанием, говоря по-нынешнему, генподрядчика Брука Каргопольскому полку было куда заселиться.

18342593_289319008183403_4329751858495136800_n

Каргопольские казармы. 24 февраля 1931 года.

18423696_289318851516752_8156890961179947624_n

гера

Каргопольские казармы. Довоенные снимки.

Но бардак со строительством казарм, скорее всего, явление не единичное. Единичное, исключительное тут другое. Именно Каргопольским казармам суждено было стать тем местом, где учились многие знаменитые военачальники нацисткой Германии. Связано это место и с именем самого знаменитого немецкого танкиста - генерала Гейнца Гудериана… Но все по порядку.

 После первой мировой войны Германия и Советская Россия стали, по выражению британского премьера той поры Ллойд Джорджа, «париями Европы» и находились в международной изоляции. Германские политики, ограниченные рамками Версальского договора, практически сразу же стали думать о реванше. Но для этого нужна была сильная, хорошо обученная армия и совершенное вооружение, иметь которые Германии категорически запрещалось. И вот после длительных переговоров в 1923 году военное министерство Германии создало в Москве свой исполнительный орган «Центр Москва», который возглавил знаменитый летчик полковник Германн фон дер Лит-Томзен.

2 октября 1926 г. этот незаурядный человек, погибший в Берлине в 1942 году, подписывает с немецкой стороны договор об организации в Казани совместной танковой школы. С советской стороны договор подписал начальник разведуправления Штаба РККА Я.К. Берзин. Школа должна была размещаться в бывших Каргопольских казармах. В её распоряжение передавались не только имевшиеся там строения, но и учебное поле, стрельбище, полигон и пути сообщения между ними. Договор был заключен на три года и по окончании срока его действия танки, запасы имущества, вооружение и инвентарь подлежали возвращению немцам. Немцы брали на себя организацию школы, ремонт, перестройку и оборудование помещений, и надо сказать, что затраты на все это оказались немалыми. Предполагалось, что танковая школа начнет работать с июля 1927 года, но строительство растянулось на полтора года, поглотив от полутора до двух миллионов марок.

С 1 августа 1928 года были официально сформированы «Технические курсы Осоавиахима» - это было названием-прикрытием советско-германской школы. Но Россия не была бы Россией, если бы все делалось вовремя: практические занятия в школе начались лишь в первой половине 1929 года. Сначала на четырехмесячных курсах был обучен постоянный состав, а затем и первая группа курсантов, в которую входили и 10 советских танкистов. Немецкие танки, доставленные в Казань, именовались в документах как «большие трактора» - Grosstraktor. Точно известно, что в Казани были «трактора» трех типов: Daimler - Benz, спроектированный доктором Порше, Rheinmetall-Borsig и «трактор» Круппа. Изучение чертежей, знакомство с матчастью боевых машин и результатами испытаний позволили нашим инженерам использовать немецкий опыт.

Советская контрразведка, естественно, обеспечивала, как могла, тайну казанской танковой школы. Но именно как могла, поскольку для казанцев существование этой школы никаким секретом не было. Об этом свидетельствуют дневниковые записи одного казанца, опубликованные в интересной книжке «Тихая Волга». Вот что писал тот казанец:  

1 августа 1929 г. Танки (Очевидец(В.Ефимов) говорит, что по ночам в Каргопольские казармы привозят укутанные танки. Их выгружают из баржей, идущих от Ниж.Новгорода. Танки двух систем, без вооружения. Сопровождают немцы. В Каргопольских казармах тоже немцы. Раз купался такой, видимо крупный чин. Когда он проходил мимо группы немцев, те живо вскочили, вытянулись и сели лишь тогда, когда чин удалился от них значительно.

21 ноября 1929 г. Несколько дней тому назад в Кабане утонул танк вместе с одним немцем. Танк утонул так: сначала он проходил озеро Кабан по дну, имея за собой стальной канат (чтоб можно было вытянуть танк за канат). Потом отважился перейти без каната. Что-то вышло неладно и 2 руских выскочили из него. Один поднялся на воздух благополучно, другой хлебнул было воды. Немец остался в танке: у него был очень узкий проход из его отделения. Тело его в цинковом гробу отправлено в Берлин. Танк подняли на поверхность воды саперы, устроив для сего плоты. В мастерских работают русские, ими командуют немцы. Цеха не имеют общения между собой и знают приказания только своего начальника. Пробы танков производятся только немцами и по ночам.. Где-то на Каме в лесу есть подобные мастерские, очень мощные (наши по сравнению с ними пустяки) [строительная контора "Кама"].   

В немецких источниках можно ознакомиться с полным списком немецких курсантов казанской школы. Всего в Казани в трех учебных потоках прошли обучение 28 немецких курсантов, четверо из них имели звание капитана, остальные были старшими лейтенантами. Руководили потоками капитаны Кюн, Брунн и фон Кёппен. Некоторые из курсантов казанской школы достигли значительных служебных высот.

Например, капитан Виктор Линнарц, обучавшийся в Казани в первом учебном потоке в 1929-1930 году, закончил войну в Италии в чине генерал-лейтенанта и в должности командира 26 танковой дивизии. Иоганн Хаарде, курсант второго потока тоже стал генерал-лейтенантом и командовал в Норвегии 25 танковой дивизией. Генерал-майор Рихард Колль в сорок четвертом сражался в составе 48 корпуса у Бердичева, под его началом была 1 танковая дивизия. В Казани же Колль был старшим лейтенантом и учился во втором потоке.

В знаменитой битве при Эль-Аламейне в Северной Африке участвовал командир 8 танкового полка полковник Тееге. 5-я танковая дивизия полковника, а затем генерал-лейтенанта Недтвига сражалась с Красной Армией в составе 46-го армейского корпуса под Спасск-Демянском, а в 1943 году он успел повоевать и под Орлом. Рыцарском крестом был награжден командир подразделения самоходных орудий 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова» Вальтер Герт, до генеральского чина дослужился командир 17-й танковой дивизии Теодор Кречмер - его танки в конце войны утюжили Польшу.

 Но самым знаменитым из немецких танкистов, побывавших в военном городке на Оренбургском тракте был 44-летний Гейнц Гудериан.  Начальнику штаба автомобильных войск рейхсвера в феврале 1931 года было присвоено звание подполковника, а генералом он станет лишь четыре года спустя, когда возглавит сформированную им же под Вюрцбургом 2-ю танковую дивизию. А пока он инспектирует тайную танковую школу в Казани. Сын кайзеровского офицера и отец будущего генерала бундесвера подполковник Гудериан не считает нужным скрывать свое отношение к большевистской власти: особенно его поражала вопиющая бесхозяйственность.

Независимость суждений была свойственна Гудериану и в дальнейшем, порой эта черта характера приводила к тому, что уже генерал Гудериан мог не выполнить приказ начальника и часто это ему сходило с рук. Даже фюрер не был для него иконой. Хотя Гудериан был образцовым нацистским генералом, он винил в поражениях немецких войск именно фюрера. К моменту своего появления в Казани Гудериан имел солидный послужной список.

Окончив кадетский корпус, он поступил в феврале 1907 года в 10-й Ганноверский егерский батальон, которым командовал его отец. В следующем году Гейнц Вильгельм Гудериан производится в старшие лейтенанты, а в 1914 году кончает Военную академию. Его длившийся несколько лет роман с Маргаритой Герне кончается браком. В августе 1914 года у них родился сын Гейнц-Гюнтер - будущий генерал бундесвера. Конец первой мировой застает Гудериана в штабе германского военного представительства на оккупированной части Италии. Затем служба на восточной границе, участие в подавлении путча коммунистов, командование егерским батальоном в Госларе.

В январе 1922 Гудериана переводят в 7-й баварский автомобильный батальон, и этот перевод станет важной вехой в биографии полководца - пройдет 13 лет и бывший командир автобата сформирует танковую дивизию. К тому времени за плечами Гудериана будут годы изнурительной, черной, но благодарной работы: из автомобильных частей он не только создаст танковые части и соединения, но и отработает тактику их действий, напишет соответствующие наставления и инструкции. Любой военный, имеющий хотя бы небольшой опыт разработки руководящих документов для войск, поймет всю масштабность сделанного Гудерианом.

Надо сказать, что опыты и новации пытливого и энергичного офицера отнюдь не всегда приветствовались начальством, бывало, что Гудериану запрещали проводить учения с использованием разработанных им приёмов. Но были у него и единомышленники, среди них его сослуживец и прямой начальник Освальд Лутц. (Кстати, одно время О. Лутц был начальником казанской танковой школы с немецкой стороны). Лутц привлек Гудериана к формированию танковых частей. Помощником Гудериана в этом серьезном деле был Людвиг Риттер фон Радльмайер - имя этого офицера также связано со школой на Оренбургском тракте. Дальнейшая карьера Гудериана развивается стремительно. В 1936-1937 годах по приказу О.Лутца он пишет книгу «Внимание! Танки!» и становится известен как теоретик танковой войны. В 1938 году генерал Гудериан принимает командование 16 армейским корпусом (в него входили все бронетанковые силы Германии).

guderian_bron

1605891

Военно-теоретическое наследие Гудериана

Во время оккупации Судетской области Чехословакии на корпус Гудериана была возложена задача выхода на демаркационную линию. На первом этапе при штабе корпуса находился сам фюрер. Действия танков Гудериана (а он к этому времени командовал 19 армейским корпусом трехдивизионного состава) сыграли большую роль в разгроме польских войск в кампании сентября 1939 года. В следующем году отступающие французские войска преследует группа с многозначительным названием «Гудериан». Поначалу блестящими были успехи Гудериана на Восточном фронте. Танковая группа Гудериана вошла в состав группы армий «Центр» и состояла из трех танковых корпусов.

Одной из танковых дивизий этой группы, 12-й, командовал Йозеф Харпе - генерал Гудериан знал его ещё по Казани. Пройдет время и Й. Харпе станет командующим армией, а в самом конце войны и группы армий - таких высот не достигнет и сам Гудериан. 10 -12 июля 1941 года Гудериан форсирует Днепр, пять дней спустя А. Гитлер награждает его Рыцарским крестом с дубовыми ветвями. Несколькими днями позже дивизии Гудериана отражают контрнаступление советских соединений под Ельней. Однако под Москвой фортуна изменила удачливому танкисту, и он был зачислен в резерв главного командования сухопутных войск, где и находился до марта 1943 года, когда его назначили генерал-инспектором бронетанковых войск.

В июле 1944 года Гудериан возглавил штаб сухопутных войск, но на этом посту особых лавров не снискал. В своих мемуарах он во всем будет винить Гитлера, но следует помнить сказанное выше - Гудериан был образцовым нацистом. Особенно это проявилось, когда он стал одним из руководителей преследования антинацистски настроенных офицеров после провала антигитлеровского заговора в июле 1944 года. 28 марта стало последней датой в списке перемещений Гудериана по службе - в этот день он был снят с поста начштаба сухопутных войск. Через сорок с небольшим дней он был арестован американцами, но вскоре освобожден. А 15 мая 1954 года в баварском городке Швангау 66-летний Гейнц - Вильгельм Гудериан умер.

image073

Газета извещает о смерти Г. Гудериана

 Как знать, может быть в сознании старого танкиста промелькнула пыльная Казань, Каргопольские казармы и давно забывший лязг немецких гусениц полигон за Оренбургским трактом.

А теперь на мгновенье представим, что Гудериан и другие нацистские полководцы добились бы своих целей и немецкие войска в соответствии с планом «Барбаросса» действительно вышли бы в декабре 1941 года на линию Астрахань-Архангельск. Что было бы тогда с Казанью? Ответ на этот вопрос мы находим в бумагах Имперского министерства восточных оккупированных территорий, созданного на основании указа Гитлера от 17 июля 1941 года «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях»( Erlaß des Führers über die Verwaltung der neubesetzten Ostgebiete) .

Согласно этим бумагам, территория СССР делилась на 5 рейхскомиссариатов. Казань входила в рейхскомиссариат «Московия», включавшего территорию Центральной России до Урала. Рейхскомиссариат делился на 8 генеральных комиссариатов, среди них был и генеральный комиссариат «Казань». Предусмотрительные немцы не только назначили рейхскомиссара (им был Зигфрид Каше, повешенный после войны в Югославии), но и сформировали аппарат рейхскомиссариата «Московия». И вполне возможно, что немцы снова появились бы в Каргопольских казармах, но уже не как гости, а как хозяева. Но история очень часто склонна к иронии. Именно в Вюнсдорфе, городе, неразрывно связанном с рождением и развитием немецких бронетанковых войск, разместился штаб Группы советских войск в Германии. И сорок пять лет русские сапоги топтали немецкую землю. От себя добавлю: вполне заслуженно.

Послесловие. Полный вариант заметок включает интересные сведения о военных годах Каргопольских казарм. Помимо прочего, здесь развертывается обучение экипажей для поступавших из Великобритании танков «Матильда» и «Валентайн». Здесь же проходят их испытания, составляются руководства службы и эксплуатации. Сюда был переведен из подмосковной Кубинки научно-исследовательский полигон. Ну и вишенка на торте: здесь снимался якобы документальный фильм о разгроме немцев под Москвой. Казанские «Матильды» славно поучаствовали в съемках.

matildainredarmy20-4a65509178d5c62c77d48c51737377c4

Казанская «Матильда»  как бы громит немцев под Москвой))

Лев Жаржевский

Новости партнеров