Спустя месяц после большого пожара на Кольце погорельцы пишут мэру Казани, по-прежнему не знают, когда въедут в свои квартиры и поможет ли им хоть кто-то
Ровно месяц назад в Казани произошло одно из самых резонансных ЧС последнего времени. 10 февраля в сталинском доме по улице Пушкина, 5 возник пожар, который тушили почти 4 часа. В результате 17 квартир оказались непригодными для проживания – в них нет окон, выбиты двери, почернели стены и потолки, где-то не оказалось даже потолка…. Как это было со слов очевидцев, можно прочитать
в нашем материале.
Накануне корреспондент портала «Казань24» побывал в сгоревших квартирах и подъездах, пообщался с владельцами жилья и рабочими, ремонтирующими здание, и пришёл к выводу, что, похоже, большинство жителей сгоревших квартир остались один на один со своими проблемами
Ворота есть, стоянка та же
Первое, что бросается в глаза при приближении к многострадальному двору дома на Пушкина, 5, где и произошёл большой пожар, - новые ворота на дворовой арке. Жильцы говорят, что чёрные металлические створки сюда повесили недавно и, скорее всего, по распоряжению властей – по крайней мере, люди на конструкцию деньгами на скидывались.
Однако выглядит нововведение довольно глупо: теперь двор оснащён одновременно и воротами, и шлагбаумом при въезде, но они почти всегда открыты.
Как следствие, всё пространство внутри «коробки» сталинского здания по-прежнему заставлено автомобилями приезжающих офисных служащих и гостей центра столицы. Единственное расчищенное от машин место – проезд к пострадавшим подъездам, здесь стоит барьер с надписью «Не парковаться» и несколько конусов вдоль тротуара, чтобы нерадивые автомобилисты не загораживали проезд.
Напомним, по сообщениям СМИ, именно неработающий шлагбаум и десятки машин при въезде во двор оказались камнем преткновения для пожарных на вызове 10 февраля – несколько ценных минут ушло на то, чтобы убрать припаркованные авто и проехать к подъездам.
Многострадальные подъезды
В подъездах, пострадавших сильнее других, на первый взгляд как будто всё как обычно: рекламные объявления на стенах, просьбы подметать и убираться на лестничных клетках по графику. Только почти к каждой второй двери приклеены небольшие листочки с именами и номерами телефонов. Это имена и номера хозяев, которые съехали из своих квартир на неопределённое время – никто не знает, когда люди смогут вернуться обратно.
Сначала власти говорили, что отремонтируют кровлю и конструкции дома в течение месяца, в этот же период подключат все коммуникации. Однако до сих пор в пострадавших подъездах нет электричества. И когда его дадут – непонятно.
По мере подъёма на верхние этажи масштаб бедствий, с которыми столкнулись люди, всё больше бросается в глаза. На пятом этаже входных дверей или совсем нет или они открыты нараспашку. Внутри – пустые комнаты, чёрные как смоль стены и потолки, свисающие остатки обоев, засыпанные мусором и грязью полы… Мебели почти нет, а та, что осталась, сегодня скорее сгодится для помойки. Особенно горько сейчас тем, кто недавно сделал ремонт в своей квартире.
На чердаке дома в эти дни работают ремонтные бригады. Их немного, но самое главное – квартиры верхних этажей уже с потолком, а не «панорамной крышей» как было после пожара. 40-миллиметровые доски лежат ровными рядами и отделяют чердак от жилых помещений.
Но до окончания работ ещё много – один из рабочих так и заявил нам: «Делать будем ещё долго». Так что жители теперь надеются вернуться в квартиры хотя бы к концу второго месяца после ЧП, то есть к середине апреля.
Письма в администрацию
На парадных дверях пострадавших подъездов висит целый "букет" объявлений: тут и просьба строителей вывезти ценные вещи из квартир на время ремонта и – рядом – объявление «поможем с переездом». Но самое главное сейчас объявление размещено сразу на 2 страницах, в нём жильцов просят написать заявление «главе администрации г.Казани».
Люди, так и не дождавшись внятной помощи или обещаний от властей города, решили сами требовать положенную им по закону помощь. В объявлении ссылаются на закон «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда России на ликвидацию последствий ЧС и стихийных бедствий», всех пострадавших просят составить заявление и отнести его районным властям. Многие жильцы так и сделали, но есть и те, кто даже не стал пытаться что-то написать. «А какой смысл – мы проконсультировались с юристами, нам сказали, что шанс на получение какой-то компенсации минимальный», заявил нам один из жильцов.
По некоторым оценкам, на ремонт всех пострадавших квартир нужно около 50-60 миллионов рублей. Разумеется, эти деньги жильцам отдавать никто не хочет: власти Казани развели руками и пообещали только отремонтировать кровлю (справедливости ради, эти работы вовсю идут), а страховые компании назвали происшествие форс-мажором. От них выплат хозяева жилья тоже вряд ли дождутся.
«Старикам везде у нас почёт»
Сложнее всего в этой ситуации пожилым людям, которые проживали в испорченных огнём и водой из пожарных шлангов квартирах и комнатах. В одной из прихожих на 2 этаже за чуть приоткрытой дверью коммуналки (а в доме ещё остались несколько нерасселённых коммунальных квартир) мы встретили пожилую женщину. Представилась тётей Верой. Рассказала, что последний месяц живёт то у сына, то у дочери. Комнату женщины огонь не затронул, но жить тут невозможно: света нет, а на потолке и стенах гигантские разводы от влаги.
В результате тётя Вера по нескольку раз за неделю приходит в свою комнату, наблюдает как идёт ремонт и пытается понять, как же получить хоть какую-то компенсацию на ремонт – денег на бригаду рабочих у женщины нет, а самой белить потолок никак не получится.
И таких жителей в доме сталинской постройки не один и не два, есть и одинокие. Как им быть, если администрация города не поможет – совершенно неясно.
Сегодня с оптимизмом смотрят вперёд лишь единицы погорельцев. Основная масса людей не верят в то, что им кто-то поможет и рассчитывают только на свои силы. Что же касается предполагаемого виновника пожара, который 10 февраля прямо в своей комнате решил заняться сваркой и починить металлическую кровать, то, скорее всего, ему это ЧП сойдёт с рук – даже если мужчину признают виновным и выставят счёт, он не сможет возместить и малую толику всех расходов на ремонт, говорят погорельцы.
Так что пока люди лишь тихо разводят руками и пытаются как-то обживать свои новые места обитания: у родных и близких, на съёмных квартирах, а кто-то – в гостинице на окраине города – в районе Фермы, куда людей переселили на следующий день после пожара.
Михаил Темников, Сергей Магданов
Фото "Казань24"