26.04.2024 15:12

USD

EUR

Казань

Баумана, 62: «Пряничный домик» другого Образцова

12:13, 12.08.2016

Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. Смолиных

12 августа 2016 12:13
 

Место в Казани, где побывала каждая приличная девушка - в серии «Прогулок по старой Казани» с Дикобром Бобровским

Читайте в предыдущей серии "прогулок" – «Баумана, 27: как выглядел городской «банк для бедняков». Все материалы рубрики - здесь. Дом 62: пряники, артисты, модистки Настала пора поговорить о доме 62/9 на углу улиц Баумана и Астрономической. В официальных документах этот дом называется так: «Дом В.Е. и В.Б. Смолиных, 1857 г., 1873 г» - именно такое название имеет этот памятник местного (муниципального) значения в городских и минкультовских документах. В литературе название этого «объекта культурного наследия» несколько иное. В.Е.Смолин благополучно становится Соломиным – «Дом В.Б.Смолина – В.Е.Соломина». В некоторых как бы краеведческих публикациях к фамилии Смолина добавляется слово «купец». Один купец Смолинского времени известен – это торговец шубным товаром Иван Потапович Смолин. Кто такой В.Б.Смолин – Бог весть. 155 лет первым соломинским пряникам Пряничное производство в Казани было сосредоточено на Б.Проломной. В конце XIX века пряники изготовляли заведения Уточкиной, Яковлева, Очелкова, Смоленцева (его дом был рядом на углу Университетской и Вознесенской, в том доме сейчас музей социалистического быта и не надо путать этот дом с теми, которые Смоленцевы выстроят позже на углу Университетской и Б.Проломной). И, конечно, в доме Василия Ефимовича Соломина - крупнейшего производителя пряников и торговца ими с 1861 года. Нетрудно заметить, что соломинским пряникам в этом году исполняется 155 лет. Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. СмолиныхФигурная пряничная доска. Собрание Русского музея Любознательный читатель вполне способен отыскать технологию производства пряников в сети. Я же только приведу пару абзацев, касающихся «отделки» тульских и вяземских пряников. Тульские и вяземские пряники выпекались в специальных жаровых печах с высотой печной камеры ),5 - 0,6 м. При такой высоте камеры получалась нормальная обжарка и хорошая пропекаемость пряников. Потом тульские и вяземские пряники отделывают способом тиражки или способом кондирования. При первом способе верхняя часть пряников может быть покрыта обычным тиражем (так называется разведенный до нужной степени сахарный сироп – Д.Б.) при помощи волосяной кисточки, после чего пряники просушиваются в сушильных камерах. Пряники, предназначенные для тиражки предварительно должны быть уложены на досках размером железного пряничного листа. Кондирование заключается в том, что приготовляется сахарный сироп (кондир) и кипятится до определенной плотности. Горячий кондир выливается в коробку из белой жести. Крышка коробки имеет 8 - 10 отверстий для стекания кондира на предварительно уложенные на ребра правильными рядами в три яруса пряники. Пряники находятся в кондире в течении часа - полутора, после чего их вынимают из кондирного ящика и располагают на проволочной решетке для просушки в сушильной камере. Остынув, кондир превращается в хорошо выкристаллизовавшиеся крупинки сахара, которые при ярком свете блестят как отшлифованное граненое стекло. И еще деталь: тесто для заварных пряников выдерживалось после замеса до года - это впечатляющий срок. Судя по всему, обязательными позициями в ассортименте пряничной торговли были т.н. "багдадские пирожки" - пряники со сладкой начинкой и пряники с разнообразными цукатами. Необходимо добавить также, что патоку, необходимую для многих сортов пряников, В.Е. Соломин производил на своем же крахмало-паточном заводе в Казани. Очевидно, что пряничное дело Соломина было хорошо налаженным и приносило хороший доход. Василий Ефимович стал настолько крепким хозяйственником и авторитетным биснесменом, что состоял членом совета и даже директором Казанского купеческого банка. «Черный кот» на Проломной Его сын Сергей был, что называется, купцом новой формации. Его интересовала на только коммерция. Он был не чужд зрелищным искусствам и в 1908 году с помощью уже упоминавшегося нами в прошлом выпуске архитектора Ф.Р.Амлонга реконструировал свой дом и организовал там кинематограф "Урания". Через пять в его дом переехал из Купеческого собрания театр миниатюр "Ша нуар" под управлением Вадима Образцова. Бог весть почему написаторы казанской википедии (этого на редкость неудачного скопища статей, зачастую вводящего в заблуждение простодушных казанцев) считают, что Вадим Образцов – предок известного театрального деятеля Сергея Образцова. Предками могут быть только мать, отец, бабушки и дедушки. Так вот: ничто, абсолютно ничто не указывает на то, что Вадим Образцов мог быть отцом или дедом знаменитого Сергея Образцова. В 1913 году в "Ша нуар" выступали очень небесталанные актеры. Вот один из газетных отзывов: Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. Смолиных"В Казани с большим успехом идут спектакли «Театра миниатюр» под управлением г-на Табенцкого. На днях артисты театра представили казанской публике уже третью серию миниатюр. Она состояла из трех небольших пьес: оперетта Леванковского «Герой Ледовитого океана», сатирическая миниатюра Сабурова «Особа первого класса» и лирическая миниатюра «Какая наглость». Оперетта, с ее скудным сюжетом и шаблонной музыкой, была принята публикой только из-за бойкой игры артистов. Миниатюра «Особа первого класса» вызвала наибольший интерес публики. Маленькая история о том, как действительный статский советник сначала требует от кондуктора высадить из вагона 1 класса мужика с узлами, а затем, узнав, что это «член Государственной Думы», начинает перед ним пресмыкаться. В миниатюре сложился великолепный ансамбль артистов. Г-жа Зорич и г. Табенцкий покорили публику отличной игрой в веселой и игривой миниатюре «Какая наглость», умело сделанной автором из новеллы Бокаччо. Публика была в восторге". Альманах «Гриф». 1904. Господин Табенцкий из заметки – это актер, режиссер и драматург в одном лице, будущий член Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей. Литературный талант его был бесспорен, его имя стояло в альманахах наряду рядом с именами Блока, Бальмонта, Белого, Вяч. Иванова. Открыток с Табенцким-актером было выпущено немало, но в сети нашлась лишь одна и то очень небольшая. Писал он и романсы для пьес, в которых играл: для пьесы «Вне жизни» им был написан романс «Бриллиантовые очи» - «Бриллиантовые очи, Что вы все сверкаете И во мраке тихой ночи Блеска не скрываете? Я не раз Из-за вас Мучилась, томилася! Я не раз Из-за вас Господу молилася. Ах! зачем вы, очи рая, Мир души тревожите!..» Уж очень мещанский текст, скажете вы? И будете правы – этот романс в пьесе поет лакей. Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. Смолиных Сцена из пьесы «Вне жизни». Крайний слева сидит Н.Б. Табенцкий Еще более известна г-жа Зорич. Вот что сообщают о ней справочники. Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. СмолиныхЗинаида Николаевна Зорич. Родилась 14 (02) апреля 1892 года в Новозыбкове (ныне Брянская обл.). Народная артистка РСФСР (3.06.1959). В 1912 году дебютировала на сцене театра Народного дома попечительства трезвости (Петербург). С 1914 года играла в театрах Казани, Самары, Саратова, Киева, Одессы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Баку и др.городов. С 1944 года - актриса Московского театра на Малой Бронной. Вела режиссерскую и педагогическую работу. Ушла из жизни 5 октября 1971 года (Москва). Похоронена на новом Донском кладбище. Зинаида Зорич Лучшее дело Сергея Соломина Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. Смолиных Однако вернемся к Сергею Васильевичу Соломину, которого местные как бы краеведы называют Владимировичем. За ним числится очень хорошее дело: в 1914 году он издал книгу П.М.Дульского «Памятники казанской старины». Причем издал, можно сказать, образцово. Свой экземпляр автор этих строк купил в антиквариате на Литейном в 1977 г. за 150 руб. Сейчас она изредка попадается на аукционах, но стоит гораздо более серьезных денег. Лучшие модистки Казани Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. СмолиныхА сейчас поговорим о дамских шляпках – у нас есть хороший повод для этого. В доме Соломина располагался магазин дамских нарядов Е.И. Победоносцевой. Оставим пока платья, блузки, юбки, корсеты и т.п. Сосредоточимся на шляпках, причем с полным на то основанием – магазин m-me Победоносцевой торговал лучшими в Казани шляпками, в ее мастерской работали лучшие модистки – так назывались мастерицы по изготовлению женских шляп, а также несложного женского платья и белья. Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. СмолиныхЭдгар Дега. Модистки «Шляпные мастерские того времени работали по принципу ремесленной школы – владелица такой мастерской брала в обучение с проживанием девочек из малообеспеченных городских и деревенских семей. Постепенно они осваивали все технологические операции и секреты этого ремесла, начиная, конечно, с самых простых. В результате знаменитыми шляпницами становились самые талантливые и одаренные из мастериц, а все остальные, не блиставшие особыми способностями, были, тем не менее, грамотными специалистами, профессионально владевшими своим ремеслом», - замечает известный модельер Константин Миро. Он же, кстати, отмечает Казань как один из провинциальных центров моды. Продолжим цитировать специалиста: «В ту эпоху женщине выйти на улицу без головного убора было совершенно невозможно. Шляпа была главным аксессуаром русской модницы той поры, как, впрочем, и европейской. Любимым декором шляп были перья – поэтому они импортировались в огромном количестве. Главным требованием к шляпке той поры было то, чтобы она едва касалась прически, и было совершенно незаметно, как она прикреплена. Декор также стремился к достижению эффекта невесомости – птичка на шляпке должна была выглядеть так, будто она сию минуту готова вспорхнуть и улететь». Разумеется, все заведения, где изготавливали дамские шляпы, выписывали не только русские модные журналы, но и французские. И в первую очередь La Modiste Parisienne Прогулки по старой Казани, Баумана, 62, театр Образцова, новости Казани, дом В.Е. и В.Б. Смолиных La Modiste Parisienne. Один из номеров за 1913 г. Но пришли друге времена, и многие из тех, кто носил шляпки, сменили их на платки, и лишь относительно недавно шляпы стали «брать реванш», как сказали бы выпускники журфаков. Недавняя история соломинского дома прошла на глазах читателей: в 1996 г. здание стало городской собственностью, из ДК им.Горького дом превратился в Дом работников образования, в каковом качестве сейчас благополучно пребывает.

Новости партнеров