26.04.2024 12:13

USD

EUR

Казань

Баумана, 60: Как «Иван» стал кинотеатром Казани

18:40, 15.09.2016

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

15 сентября 2016 18:40
 

Какой казанец не мечтал перед революцией открыть в городе свой «кинематограф» - в новой серии «Прогулок по старой Казани»

Читайте в предыдущей серии "прогулок" – «Баумана, 70: в доме Остермана торговали мотосакошами и учили езде на велосипедах». Все материалы рубрики - здесь.

Кинематограф. Три скамейки.

Настала пора познакомиться поближе еще с тремя домами на улице Баумана. На четной стороне мы покинули улицу у дома Соломина (№62). Следующий дом № 60, построенный в первой половине XIX века, поначалу принадлежал К. Григорьеву, потом М.С.Подуруевой (будущей владелице замечательного особняка на ул.Лобачевского, где сейчас Союз композиторов), позже дом перешел кДоротее Даниловне Стадлер.

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

Дом этот интересен, помимо прочего, тем, что в нем был один из первых казанских стационарных кинематографов. Приведем выдержку из очень добротных и интересных материалов доцента местного университета культуры Елены Алексеевой.

«3 декабря 1908 года жена врача О.Н.Веселицкая пишет прошение на устройство кинематографа в доме Стадлер на Бол. Проломной улице. «При сем имею честь присовокупить, что в означенном помещении находился разрешенный комиссией содержателю Шмидту кинематограф «Модерн». Название открываемого мною кинематографа присвоено «Иван» - добавляет она в прошении.

В следующем году владелица просит переименовать «Ивана» на «Общедоступный театр». А «Вся Казань на 1910 год» сообщает об очередной смене названия – теперь «Модерн»- «Иван»-«Общедоступный театр» стал «Олимпом».

Немому кино той поры поневоле приходилось использовать мелодраматические сюжеты: беззвучный фильм должен был привлекать зрителя мимикой, жестикуляцией и движениями артистов. Стихотворение О.Э. Мандельштама «Кинематограф» настолько хорошо передает атмосферу этих кинематографических мелодрам, что хочется привести его без изъятий.

Кинематограф. Три скамейки.

Сентиментальная горячка.

Аристократка и богачка

В сетях соперницы-злодейки.

Не удержать любви полета:

Она ни в чем не виновата!

Самоотверженно, как брата,

Любила лейтенанта флота.

А он скитается в пустыне —

Седого графа сын побочный.

Так начинается лубочный

Роман красавицы графини.

И в исступленьи, как гитана,

Она заламывает руки.

Разлука. Бешеные звуки

Затравленного фортепьяно.

В груди доверчивой и слабой

Еще достаточно отваги

Похитить важные бумаги

Для неприятельского штаба.

И по каштановой аллее

Чудовищный мотор несется,

Стрекочет лента, сердце бьется

Тревожнее и веселее.

В дорожном платье, с саквояжем,

В автомобиле и в вагоне,

Она боится лишь погони,

Сухим измучена миражем.

Какая горькая нелепость:

Цель не оправдывает средства!

Ему — отцовское наследство,

А ей — пожизненная крепость!

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

В доме Стадлер был не только кинематограф. Имел тут свою мастерскую по изготовлению вывесок Константин Михайлович Киц, один трех специалистов этого профиля в Казани. Двое других жительствовали тоже на Проломной. Судя по всему, все трое занимались изготовлением в основном текстовых вывесок разного размера и конструкции. Этими вывесками были заполнены центральные улицы города – стоит только взглянуть на старинные открытки.

Но владельцам заведений кроме текстовых вывесок нужны были еще и вывески с изображением их товара. И тут находилось дело «живописцам вывесок» - так назывались эти ремесленники. Внимательное рассмотрение старых фотографий позволяет увидеть на них такие вывески: здесь и фрукты, и чай, и халва, и табак, и мужское и дамское платье, хлеб, пирожные, колбасы, сыры, вина, меха.

Кроме мастерской Кица, торговал тут своей мебелью известный в городе мастер Карл Карлович Боль, имела «мастерскую серебряных дел» Евдокия Дмитриевна Прохорова, а Мордух Герцевич Маевский торговал часами. Как все это умещалось в небольшом, в сущности, здании, понять сложно.

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан', история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

Дожил до столетия

На миниатюрном фронтоне следующего дома № 58а был до ремонта барельеф, на котором при внимательном рассмотрении можно было увидеть букву "Э". Она напоминала о тех временах, когда "Татарстан" назывался "Электра". До того кинематограф назывался "Аполло". Зданием, построенным в середине прошлого века, владели купеческие семейства Золиных и Ульяновых, позже оно перешло к Ульяне Матвеевне Красниковой. Долгое время здесь размещался "Антикварный книжный магазин и склад народных изданий Викулы Ивановича Терентьева в Казани".

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан', история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан', история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

На снимках фасад и интерьеры кинематографа «Электра» в 1915 году. На фронтоне видна буква А, напоминающая о прежнем названии «Аполло». Волей-неволей нам придется продолжить разговор о казанских кинематографах: ведь именно в этом здании ровно сто лет под разными названиями просуществовал кинотеатр. Заметим интересную подробность: старорежимное название «Электра» (в греческой мифологии, как сообщает словарь Брокгауза и Ефрона, это дочь Океана, супруга Тавманта или же дочь Атланта, одна из семи Плеяд) сменилось на соответствующее духу индустриализации «Электро».

Название это благополучно продержалось до 1950 года, после чего в течение 58 лет кинотеатр просуществовал под названием «Татарстан». Наряду с «Родиной» это был первоэкранный кинотеатр, в 1931 г. там был впервые в Казани показан звуковой фильм.

По питерским меркам (Москву знаю плохо, поэтому могу сравнивать только с Ленинградом) это был совершенно рядовой кинотеатр с небрежной отделкой интерьеров, но для Казани в нем чувствовалась даже некоторая претензия на роскошь. Как бы там ни было, но посещали его охотно, в кассы часто выстраивались очереди.

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан', история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

Редкие фото! Рекламные установки во дворе кинотеатра "Электра" Перед революцией в Казани было уже 16 кинотеатров, за исключением одного в Адмиралтейской слободе все они было подключены к электросети и своими размерами вовсе не походили на мандельштамовские «три скамейки»: «Аполло», например, имел вместимость зрительного зала в 393 человека, а фойе было рассчитано на 217.

Желающих открыть свой кинотеатр было так много, что «Порядок открытия кинематографов» был напечатан в газете: «Городской управе прислан циркуляр, устанавливающий новый порядок открытия кинематографов, согласно которому городским управам представляется право давать лишь принципиальное согласие или разрешение на открытие кинематографов.

Технические же проекты и планы помещений и зданий, устраиваемых для кинематографов должны передаваться управой на заключение строительного отделения губернского правления». Надо сказать, что начальство удовлетворяло прошения об открытии кинематографов, но требовало неукоснительного выполнения мер безопасности, установленных «Нормальными правилами по устройству, содержанию театров кинематографов и по хранению целлулоидной для них ленты».

На иллюстрациях: кинопроекторы начала XX века

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан', история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

Ульяне Матвеевне Красниковой принадлежал и дом № 56, построенный в первой половине XIXвека и принадлежавший ранее купеческим семействам Ульяновых и Золиных.

история улицы Баумана, новости Казани, старая Казань, кинотеатры Казани, «Иван», 'Татарстан',

Домовладения в центральном районе не могли иметь значительных промышленных предприятий, как это нередко имело место в других частях города. Но зато дома здесь были буквально начинены мастерскими самого разного рода. Дом У.М.Красниковой ярко показывает это. Здесь одновременно размещались:

Серебряная мастерская М.А.Сергеева (5 чел.)

Резчик печатей С.М.Окунь (1 чел.)

Портновская мастерская П.Г.Ярутина (3 чел.)

Дамская портниха М.В. Никитинская (7 чел.)

Прачечная А.В.Иванова (5 чел)

Красильная Матильды Андсен (2 чел.)

А кроме того «Антикварный книжный магазин и склад народных изданий Викулы Ивановича Терентьева в Казани».

В этой связи мне хотелось бы поговорить о прачечных и вообще о стирке того времени: уверяю, что читать будет не скучно. Но о стирке в те времена, ее приемах и способах, о тарифах на стирку – обо всем этом мы поговорим в следующем выпуске.

Дикобр Бобровский

Читайте в предыдущей серии "прогулок" – «Баумана, 70: в доме Остермана торговали мотосакошами и учили езде на велосипедах». Все материалы рубрики - здесь.

Новости партнеров