26.04.2024 08:22

USD

EUR

Казань

Айрат Багаутдинов, «Казань глазами инженера»: «Будет маршрут по объектам постмодернизма – театр Экият, «Чаша»... Постараемся осмыслить местный кич»

Культура 10:41, 26.01.2017

айрат багаутдинов экскурсии

На следующей неделе в Казани запустят локальную версию одного из самых необычных и популярных экскурсионных проектов страны – «Казань глазами инженера». Это – новое детище создателя «Москвы глазами инженера» архитектора, инженера, и, как он себя называет, просветителя, выпускника КГАСУ Айрата Багаутдинова и его сподвижников. На днях Айрат приезжал в Казань, чтобы пообщаться со студентами и преподавателями родного вуза и казанскими гидами, а после встречи рассказал нам о том, какой будет «Казань глазами инженера», почему москвичам интересен казанский кич и как, на его взгляд, можно сохранить шуховские башни, находящиеся в нашем городе.

Экскурсовод как помощник в поиске национальной идентичности

- Айрат, для начала расскажите о впечатлениях от встречи, прошедшей в «Буфете» КГАСУ?

- Для нас совершенно неожиданно было то, сколько людей собралось на лекцию – 134 человека. Ажиотаж был большой. Тема лекции была о том, как создавать экскурсии вообще, и судя по тому, какой интерес вызвала лекция, можно сделать вывод, что среди казанцев есть интерес к профессии экскурсовода. Примерно половина зала уже были практикующими экскурсоводами, половина зала были студентами КГАСУ, и я думаю, что многие из них замотивированы на то, чтобы в будущем освоить эту профессию.

Профессия экскурсовода сегодня – это не та маргинальная профессия, которую мы представляли себе раньше. Будто это какая-то бабушка, которая, не найдя себе лучшего призвания в жизни, бубнит один и тот же заученный текст в сто пятидесятый раз, и мы все от него не сильно вдохновляемся, а я постарался показать на всяких примерах, что экскурсия сегодня может быть инструментом для того, чтобы решать социальные задачи, связанные с городом, с градозащитой, урбанистикой и т.д.. Мы проводили встречу в стенах «Буфета» не случайно, потому что, мне кажется, для архитектора экскурсия может стать одним из инструментов его деятельности.

В частности, когда мы общались с залом о профессии экскурсовода, его задачах сегодня, люди говорили о том, что экскурсовод помогает решать задачи поиска городской идентичности или национальной идентичности. Меня приятно удивило и порадовало то, что казанская аудитория способна рассуждать такими категориями. На аналогичных мероприятиях в Москве и Подмосковье гости не всегда могут так рассуждать – по-прежнему существует «зашоренный» взгляд о том, что экскурсовод выполняет исключительно задачи досуга.

Вероятно, причины этого кроются в том, что сегодня в Казани уже существует некий градостроительный дискурс – большое количество мероприятий, посвященных урбанистике, – в котором сегодня существует молодежь, поэтому она мыслит таким образом.

- Звучали ли из зала какие-то предложения, неожиданные идеи от студентов, которые удивили вас?

- Чего-то, что сильно удивило, не было, тем не менее, встреча была продуктивна потому, что пришло много практикующих людей, которые хотели бы поучаствовать в проекте. Но важно отметить, что у нашего проекта направленность всё-таки архитектурно-инженерная, поэтому мы обсуждаем сейчас с КГАСУ тему создания Школы гида, где бы мы давали те знания, которых пока не достает. Например, информацию по архитектурному анализу, инженерным конструкциям, чтобы человек знал не только историю Казани, но также мог грамотно проанализировать архитектуру и инженерию.

- Школа гида. Кого ожидать в качестве преподавателей? Местных специалистов либо приглашенных экспертов из других городов?

- Преподавать будут местные, но, возможно, пригласим специалистов из Москвы, я сам планирую приехать. А вообще, в КГАСУ есть эксперты по истории архитектуры и по архитектуре Казани, в частности. В Москве мы Школу запускаем в феврале уже в четвертый раз, а в Казани это станет первым, пилотным запуском.

Bagautdinov2

Казанский кич как объект зависти москвичей

- «Казань глазами инженера». Чего нам ждать? За вами уже потянулись молодые, активные люди, которые будут претворять проект в жизнь? Вы создаете для них какую-то готовую программу, из которой впоследствии рождается некий туристический продукт?

- Да, у нас в Казани есть свой куратор – Радиф Кашапов, уже собрана первая команда экскурсоводов, которые стартуют 4-5 февраля с экскурсиями по Кремлю, а дальше мы продолжим набирать экскурсионную команду. Мы открыты предложениям и рады людям, которые будут приходить со своими идеями и маршрутами. Неслучайно сейчас мы обсуждаем проект с КГАСУ, так как есть молодые специалисты, аспиранты, готовые участвовать в «Казань глазами инженера» (далее «КГИ» – прим.ред.).

Говоря подробнее о проекте, скажу, что он, в первую очередь, направлен на горожан. Просвещать, образовывать казанцев, рассказать им об архитектуре родного города, инженерии и через это выработать у местного сообщества осознанно отношение к городу, чтобы они чувствовали свою ответственность за чистоту улиц, за сохранение исторической среды, а также сформировать национальную идентичность.

Сегодня, на мой взгляд, существует кризис поиска национальной идентичности – непонятно, какие у нас ориентиры, идеалы, – и мы предлагаем такой вариант – выдающиеся русские инженеры, например, Владимир Шухов, как образец для подражания. В большей степени это работает для детей, но взрослые – те же дети, и нам так же нужны хорошие примеры, мы так же нуждаемся в том, чтобы нам лишний раз напомнили о том, что такое патриотизм, что такое гражданственность, благородство, подвиг. Мы позиционируем себя как проект, который через архитектурное знание поднимает общий уровень культуры горожанина.

Однако мы не исключаем возможности работать с туристами, более того, мы планируем развивать это направление, потому что гости нашего города – это тоже наша целевая аудитория, которую мы должны просвещать.

Bagautdinov5

- Недавно казанские пользователи соцсетей активно обсуждали историю уроженки Казани, которая после длительного проживания в Польше вернулась на родину и была сильно возмущена городом, его серостью, кичем, неубранными дорогами, общественным транспортом, о чем написала гневный пост у себя на странице в Facebook. Вы уехали из Казани пять лет назад, и есть ли что-то, что так же сильно огорчает вас по возвращении сюда?

- По-моему, в плане городской инфраструктуры здесь всё только улучшается. Действительно, снег кое-где не чистят или чистят не так хорошо, как в Москве, но всё не так плохо.

Никаких личных болей, связанных с инфраструктурой, я не испытываю. Они в основном связаны с утратой исторического наследия, есть ощущение уменьшения исторической застройки после Универсиады и появление большого количества новостроек. Кажется, что до моего отъезда Казань была как-то «поцелее», возможно, здания находились в худшем состоянии, но атмосфера была какая-то иная.

Что касается кича… Его мы, скорее, будем стараться осмыслить. Поэтому одним из первых маршрутов станет маршрут по объектам постмодернизма – театр Экият, «чаша», Дворец земледельцев. Мы хотим понять, почему эта архитектура возникает, что она означает, чем руководствовался архитектор, почему людям это нужно?

- В Москве что-то подобное существует?

- В Москве, кстати, до темы постмодернизма я так и не добрался, поэтому в некотором смысле даже завидую Казани. На самом деле, в Москве таких объектов меньше и сама тема постмодернизма уже не так интересна и заметна, а в Казани она на острие ножа, её видно, это очень хорошо заметно в городской ткани.

- В одном из своих интервью вы затронули тему детских мастер-классов. Расскажите о них, пожалуйста, поподробнее. В каком формате они проходят и почему в качестве аудитории вы выбрали именно детей?

- Действительно, одним из направлений нашего проекта является изменение имиджа профессии инженера, и этот пункт тесно связан с детьми. Моя задача заключается в том, чтобы на строительные специальности приходили люди яркие, талантливые, а не только те, кто думает, что, работая прорабом, они будут получать ту или сумму денег, и им этого достаточно… Многие не интересуются ни теорией расчета, ни другими тонкостями профессии. Думаю, Рашит Курбангалиевич  (Низамов, ректор КГАСУ – прим. ред.) не обидится – ни для кого не секрет, что многие учатся ради «корочки».

Именно поэтому мы работаем с детьми 10-12 лет – взрослые вряд ли поменяют свой профессиональный путь благодаря нашим усилиям, – вместе с ними мы моделируем процесс инженерного мышления – это очень важная отправная точка. Мы говорим родителям, что даже если их ребенок не собирается стать инженером, то в любом случае ему пригодится это в будущем, так как инженерное мышление помогает «структурировать мозги», разобраться в жизни.

Как это работает? Мы выбираем какую-то конструкцию, к примеру, мост. Мы едем на обзорную экскурсию, после чего переходим к моделированию, изучаем трёхмерный редактор, создаем реальные работающие модели. Наша задача увлечь профессией инженера, зажечь ею, чтобы дальше ребенок продолжил самостоятельно к ней готовиться, если захочет.

Казанский Кремль глазами инженера

- В Казани последние годы идёт активная работа по реконструкции исторического центра и некоторых районов города – что-то строят и восстанавливают, но что-то, к сожалению, и разрушают, тем не менее, есть свой исторический и архитектурный пласт, отличающийся от Москвы и Петербурга, где ваш проект уже существует. Отсюда вопрос: «Казань глазами инженера» – какая она? В чем специфика и отличия проекта?

- Сегодня в Петербурге существует некое отчуждение – среди петербуржцев не принято ходить на экскурсии, считается, что это удел туристов. Нечто подобное сегодня наблюдается и в Казани. Дело в том, что туристы сильно выделяются на фоне местных обитателей. Наглядный пример – центральная улица Баумана, где в разгар сезона практически не встретишь местных – одни туристы, и в этом некоторая специфика. Однако я не думаю, что в Казани мы столкнемся с проблемой отчуждения, так как до нас уже подготовили почву – коллеги проводили экскурсии.

Фактуры в Казани значительно меньше, чем в Москве, но будем работать, будем искать, так как интересных объектов всё-таки немало. У нас есть Кремль, есть средневековые постройки, палаты. Я люблю шутить, что любой город, где есть Кремль, автоматически попадает в нашу сферу интересов, потому что уже можно сделать экскурсию «Кремль глазами инженера». Такую, кстати, мы уже разработали для Казани.

Также большой интерес у нас вызывает архитектура советского авангарда. Обязательно сделаем пешую экскурсию в районе Адмиралтейской слободы и автобусную экскурсию, которая затронет и Дом печати, и КВЗ, и 5-ю горбольницу. Кроме того, в Казани есть интересные сооружения второй половины ХХ века. Такие, как цирк, например.

Здесь мы рассчитываем на детей, потому что даже если взрослая аудитория сама по себе не готова на то, чтобы потратить свой досуг на экскурсию, то родители наверняка будут рады такому формату дополнительного образования детей.

- Хочется поговорить о шуховских башнях. Некогда руководство Порохового завода говорило о том, что необходимо этими башнями заняться, привлечь к ним внимание публики. Что-то с тех пор изменилось, были какие-то подвижки в этом направлении?

- Эту историю я впервые услышал от Олеси Балтусовой, которая рассказала, что Гиниятов (Халил Гиниятов, генеральный директор ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» – прим.ред.) сам предложил что-то с шуховскими башнями сделать. На вопрос Олеси «что делать?» я предложил демонтировать одну из башен и установить её в парке Петрова, например, но с тех пор никаких перемен не произошло.

На самом деле, если бы удалось это сделать, это стало бы одним из примеров сохранения объектов инженерного наследия, чего в России до сих пор не делают. Такая практика есть за рубежом, но у нас в стране этим не занимаются, поэтому одним из проектов, которым я хочу заняться в 2017 году, будет создание общей базы объектов инженерного наследия. Сейчас подошло время для того, чтобы развивать этот бренд. Мы, конечно, будем описывать и наши казанские объекты, в том числе шуховские. Это одни из старейших объектов, а дореволюционных объектов и вовсе осталось всего два – в Казани и Липецке.

И если бы удалось реализовать моё предложение, это стало бы отличным, имиджевым прецедентом, но, к сожалению, Гиниятову это не нужно. У него есть Пороховой завод, но будь у него какое-то частное предприятие, то с ним можно было бы поговорить о красивом проекте, о котором узнала бы вся Россия. Поэтому я надеюсь на руководство республики, города, которые могли бы сказать ему о том, что всё-таки стоит это сделать.

- Кстати, а как вы попадаете на территории объектов, куда закрыт путь рядовому горожанину?

- Мы просто пишем письма. Обещаем администрациям некий «пиар», лояльность аудитории и так далее. В Казани, я думаю, с этим будут некоторые проблемы, так как здесь у нас никакого имени нет, но надеюсь, что и в Казани рано или поздно к этому придем, наработав определенное реноме.

- И ещё о старой Казани... Случается, что при реализации какого-то крупного градостроительного проекта, на который выделяются крупные суммы денег, требующие освоения в ближайшие годы, некоторые ценные в архитектурном и историческом плане объекты идут под снос. Кое-что уже снесли или пытались снести, например, в Адмиралтейской слободе. Есть ли, по-вашему, какой-то разумный выход, компромисс в этой ситуации?

- Я думаю, вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Выход, конечно же, есть. Я считаю, что реконструкция должна длиться дольше, а также думаю, что необходимо к этому привлекать общественность. Сегодня Казань обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, чтобы суметь коллективно выработать проект. С удовольствием бы, кстати, поучаствовал.

Фото Trilateral Youth Forum - Germany, Poland and Russia.

Возможность заглянуть в суть вещей

- Можете назвать ваш личный ТОП самых любопытных казанских зданий с точки зрения инженера?

- Кремль, о котором я уже говорил. Безусловно, казанские мечети – они очень точно следуют развитию русской архитектуры, поэтому они такие разные. Также здание цирка – уникальная железобетонная оболочка, пример, чью историю мне очень хочется изучить. Даже московские инженеры не всегда решались дерзнуть и разработать конструкции такой сложности.

Хочется отметить архитектуру Карла Мюфке, видной фигуры в масштабе Казани. Планируем сделать маршрут от детского сада, расположенного в его особняке, через художественное училище к новым корпусам КФУ.

- В Москве билет на вашу экскурсию стоит около 1000 рублей. Какие цены установите в Казани?

- Я думаю, что в Казани стоимость экскурсии обойдется на 20 процентов дешевле. 300-400 рублей будет стоить «пешеходка», 700-800 рублей – автобусная экскурсия.

- Как и где можно записаться на ваши экскурсии?

- Мы запускаем сайт kzn.engineer-history.ru, где опубликуем полную информацию о предстоящих событиях, там же можно записаться на экскурсию. Кроме того, вся информация размещается в социальных сетях – во «ВКонтакте» и Facebook есть группы «Казань глазами инженера».

- Напоследок философский вопрос: видеть мир глазами инженера - каково это?

- Это… Возможность заглянуть в суть вещей, зреть в корень. Это можно понимать буквально – ты как бы смотришь сквозь стены, понимаешь, как устроены конструкции, какие там материалы и какие использовались технологии при строительстве.

Способность выстроить для себя модель пространства, в котором ты находишься, сюжетно понять, как оно устроено, как в нем распределены эти потайные усилия. Это некоторое четырехмерное видение, когда ты видишь историю создания и то, как вокруг тебя сконцентрированы все эти силы.

И когда ты вырабатываешь в себе эту привычку, ты начинаешь видеть эти взаимосвязи во всем – в городской среде, в бизнес-среде, в человеческих взаимоотношениях. Это такая структурированность мозгов, которая очень легко переносится на любую сферу деятельности.

Беседовала Анна Кузина

Фото: "Казань24", www.facebook.com/bagautdinov.airat, Школа Vector института Strelka

Новости партнеров