26.09.2017 03:08

USD

EUR

Казань

«Размеры компенсаций варьируются от 10 тысяч до 5 миллионов». Юрист Станислав Солнцев о нарушениях авторских прав и их последствиях

Экономика и бизнес 17:45, 16.05.2017

В последние годы в СМИ и блогосфере регулярно появляются публикации о процессах по делам о воровстве чужих фотографий/текстов/видео, а в суды регулярно поступают иски разнокалиберных авторов с требованиями взыскать с нарушителей деньги за использование их произведений. Мы пообщались с руководителем юридической фирмы «Солнцев и партнеры», опытным защитником интеллектуальной собственности Станиславом Солнцевым о том, как правообладателям уберечь себя от «информационного грабежа», и о том, что делать, если вдруг оказался по ту сторона закона? О «лазейках» в законодательстве, роботах и бизнесе «на правах» – в материале «Казань24»

солнцев станислав юрист

Всё, что создано человеком - объект авторского права

Станислав, для начала давайте определимся, что же такое интеллектуальная собственность и авторское право, о которых сегодня говорят так много и так часто?

Дело в том, что интеллектуальная собственность – это более объемная тема. Авторское право – это только часть интеллектуальной собственности. Основным объектом, которое защищает авторское право, является произведение. То есть, всё, что мы создаем в результате своего творчества – это произведение науки, литературы.

Тексты, чертежи, фотографии – это всё попадает под категорию произведения при условии, что имеет творческий характер. Соответственно, интеллектуальная собственность – это несколько больше, но она включает в себя средства индивидуализации – товарные знаки, знаки обслуживания, места происхождения товаров, наименования, коммерческие обозначения. Также сюда относятся патенты на полезные модели, изобретения, промышленные образцы и на результаты селекционного достижения. Но я всё-таки предлагаю обсудить наиболее приближенную к каждому человеку, который что-то делает в своей жизни, занимается творчеством и умственным трудом, тему – авторское право.

По общему правилу почти всё, что создает человек попадает под произведение. Есть в законе некая презумпция, допущение, что всё, что создал человек – это объект авторского права.

В ситуации, когда контент (фотографии, тексты, видео) воруют, как доказать, что они твои, и как защитить себя от этого?

Многие, кто занимается защитой авторских прав, сводят всё к тому, чтобы сходить к нотариусу и заверить подпись на документе или отправить самому себе письмо, но в большинстве случаев это ничего не решает.

Для разных способов использования контента есть методы защиты общие и специальные. Всё достаточно схематично просто. Наша задача состоит в том, чтобы зафиксировать, что я являюсь автором этого произведения. Это необходимо для того, чтобы в будущем, если кто-то хочет его использовать, он видел, что у произведения есть автор, чтобы он мог его найти и спросить: «Могу ли я использовать твою работу?».

Понятно, что автор не обязан это делать – он может указать знак копирайта (©), своё имя либо псевдоним и год выхода произведения в свет. Писатели должны иметь заметки, черновики. Возможно, у сюжета его произведения были иные сюжетные линии, и всё это можно предоставить в суде в случае разбирательства. Авторство, к примеру, может быть не написано на каждой фотографии, это можно поместить в начале или конце книжки, может быть где-то внизу на сайте. Да, на фотографиях принято писать, кто является автором, но надо понимать, что в авторском праве есть термин «исключительные права».

Авторское право делится на несколько категорий, и исключительное право – одна из них. Это экономическая сторона авторского права. Исключительные права можно передавать, на них можно выдавать лицензию. Есть авторские права, так называемые неимущественные – называться автором, право на обнародование, а также на отзыв произведения из публичного пользования, после которого использовать его уже нельзя.

Неимущественные права, как правило, защищаются путем возмещения компенсации морального вреда. То есть, кто-то исказил вашу фотографию, кто-то забыл указать ваше имя или написал его неправильно или присвоил авторство, и за это вы можете попросить компенсацию. При этом неимущественные права нельзя отделить от автора – вы не можете передать права на работу другому человеку и сказать: «Автором будешь ты». Автор – это то лицо, которое изначально своим трудом создало произведение.

Исключительные права отличаются тем, что их можно передать. Например, журналист работает официально или по договору с организацией. В силу трудовых обязанностей он должен написать некий текст, но правообладателем текста является не он, а его работодатель, потому что это служебное произведение.

Если бы он опубликовал текст у себя в блоге, и захотел его передать другому человеку, то они будут заключать договор отчуждения на полную передачу прав, как при купле-продаже. В случае, если автор передает по лицензии, то передает произведение частично. Например, он разрешает публиковать свой труд только в России и странах СНГ. Исключительное право может ходить по рукам и довольно долго при желании автора.

Таким образом мы понимаем, что у нас есть две группы прав, которые могут нарушаться. При этом, если я фотограф и работаю на Associated Press, мы можем посмотреть, что моя фотография будет подписана «Alex Volkov/AP». Это означает, что есть автор-фотограф и есть правообладатель.

У кого в этом случае нужно спрашивать разрешение на публикацию фото?

В конкретном случае – агентство, но бывают ситуации, когда и самого фотографа. Можно договориться с автором, чтобы не указывать его имя, а в некоторых ситуациях вовсе не принято указывать авторство.

В каких?

Допустим, в рекламе авторство не указывают. Понятно, что есть издание, фотографы, владельцы иных произведений, но их имена обычно не пишут на билбордах и баннерах. Хотя в основном авторство указывать необходимо. В журналах имя указывают под фотографией мелким шрифтом, другие – в начале статьи, третьи могут написать рядом с выходными данными.

Возвращаясь к вопросу указания авторства, надо отметить, что многие этого не делают, и зря. Это не значит, что любой может использовать контент. Отсутствие согласия не означает разрешение на использование, это запрет. Другое дело, если человек указал на своем сайте, что его произведение можно заимствовать с указанием авторства, значит, он дал добро на безвозмездное использование. Это можно назвать открытой лицензией.

Получается, что если журналист/блогер заимствует фотографию с сайта крупных изданий, публикует её на своем ресурсе, но при этом указывает авторство, то он всё равно нарушает закон?

На самом деле, есть исключения из правил, когда контент можно использовать без разрешения правообладателя, и их достаточно много. В законе прописано, что можно использовать в личных целях, а также допускается свободное в информационных, научных, учебных целях и в целях раскрытия творческого замысла. Конструкция такова, что «допускается использование» без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования (книга, сайт, журнал – прим. ред).

То есть, цитирование?

Цитирование – это использование небольшой части для демонстрации позиции «заёмщика». Если мы берём картинку из материала и ставим её в свой текст, то это не цитирование, хотя на днях Верховный суд принял решение, что фотографии можно цитировать, но пока судебное решение не опубликовано.

В законе прописано, что «в объёме, оправданном целью». Объем – это тот самый спорный момент, поскольку непонятно, когда объём будет достаточным. Если вы решили перепечатать всю главу, то вы где-то эту главу воспроизвели целиком, а если вы вырезали кусок картины, то можно сказать, что вы процитировали иллюстрацию. Хотя этот вопрос всё равно очень спорный.

Говоря о «раскрытии творческого замысла», нужно понимать, что дайджест, куда «напихали» кучу чужих фотографий, никак не соответствует этому критерию. Несмотря на то, что тема достаточно субъективная, суды с этим более-менее справляются. Также разрешено использование «правомерно обнародованного». То есть, это не те труды, которые вы нашли в столе у автора. Кроме того, можно воспроизводить материалы из учебников либо телевизионных/радийных передач. Причём в последнем случае, заметьте, это не интернет, не газеты и не журналы, это вещь специфическая.

Что такое «воспроизведение» в контексте авторского права?

Воспроизведение – это самый распространенный способ использовать произведение. Вы напечатали фотографию – вы её воспроизвели, опубликовали на сайте – воспроизвели, но в последнем случае вы её еще и довели до общего сведения. В этом случае, конечно, вы должны указать имя автора и ссылку на источник, откуда взяли фотографию.

В работе с клиентами, которые не хотят, чтобы их контент использовали, мы всегда указываем, что без согласия редакции использование запрещено. И здесь никаких исключений в виде научных целей быть не может.

Отображается файл "17880695_1610994482244839_2502442490289702860_o.jpg"

Согласие согласию рознь

Как можно получить согласие автора? Существует официальная форма запроса либо достаточно опосредованного общения в социальных сетях, когда мы находим автора в соцсети и пишем ему сообщение с просьбой использовать фото в своей публикации, на что он отвечает согласием?

Никаких официальных форм запроса не существует, но в идеале желательно заключить с автором договор, в котором будет прописано, что автор такой-то даёт согласие на размещение такого-то текста на следующем ресурсе. Хотя на практике идеальный вариант не всегда возможен, и чаще всего это выглядит так, как вы описали.

Хорошо, если человек, которого вы нашли, действительно автор, хорошо, если можно доказать, что это его аккаунт, потому что завтра он может поменять имя и стать Владимиром Путиным. В случае, если он предъявит вам иск, вы можете представить в суде, что общались вот с этим аккаунтом, но придется делать сложные запросы о мобильном телефоне, к которому привязана страница и далее по цепочке, которая, к сожалению, может оборваться. Но в целом доказать факт общения можно, и мы это сегодня практикуем.

Если всё-таки вы общаетесь с автором в социальной сети, задавать вопрос необходимо следующим образом: «По данной ссылке у вас размещена следующая фотография либо текст. Могу ли я на этом портале безвозмездно разместить вашу работу с указанием авторства с целью (указать, какой)?». Разумеется, если собеседник ответит отказом и попросит денег, значит, вы не договорились. Поэтому желательно указывать как можно больше конкретики, чтобы потом не звучали высказывания «я не понял, о чем речь, какие фотографии» и так далее.

От чего зависит сумма компенсации – от аппетитов истца или существуют критерии, по которым определяют, сколько взыскать с нарушителя?

Закон предусматривает несколько способов подсчета компенсации. Есть взыскание компенсации, а есть взыскание убытков. Компенсация существует для того, чтобы не подсчитывать размер убытков, потому что чаще всего определить убытки довольно тяжело.

Что значит «размер убытков»?

Убытки – это та сумма, которую вы должны потратить, чтобы восстановить себя в правах. В отношении произведений такое чаще всего невозможно. А вот упущенная выгода – это вторая часть убытков – это то, сколько вы могли бы заработать, продав своё произведение. Например, обычно вы получаете за фотографию 10 тыс. рублей, и об этом вы можете сказать в суде, получив компенсацию.

Но это мелкий вариант. В действительности всё происходит иначе. Особенно, когда суммы убытков большие, фантастически большие, как и гонорары. Для того, чтобы не объяснять, каким должно быть вознаграждение за ту или иную работу, проще взыскать компенсацию. Её размер варьируется в зависимости от характера нарушения от 10 тыс. до 5 млн рублей за каждое произведение по усмотрению суда.

Ясно, что фотографии, тексты, картины стоят все по-разному, и когда мы доказываем размер компенсации, мы представляем примерный размер убытка клиента, чтобы сориентировать суд. Также суд ориентируется на известность автора, на то, как использовано его произведение. Одно дело, если блогер разместил контент у себя на сайте с маленькой аудиторией, другое – когда это показали в прайм-тайм на Первом канале или выпустили кружки с изображением по всей России для чемпионата мира по футболу. Здесь учитывается прибыль, которую автор мог бы получить, продай он своё изображение. Ещё суд учитывает поведение нарушителя – признал ли он свою вину или противился. В таких делах довольном много факторов.

Была реальная ситуация, когда драматург написал пьесу и продал её театру юного зрителя за 150 тыс. рублей, а другой театр использовал работу без разрешения. После этого автор «выкатил» театру двукратную стоимость его права, предъявив договор, в котором указано, что передача авторского права стоит 150 тыс. рублей.

солнцев станислав юрист

50 тысяч за копию текста

Возможно ли заработать на авторском праве, превратить судебные тяжбы в прибыльный бизнес?

Бывают случаи, когда авторы действительно злоупотребляют. В нашей практике было дело, которое вскоре рассмотрят в Алтайском краевом суде, когда два автора патента заключили со своей фирмой лицензионный договор о передаче прав, а нашего клиента обвинили в якобы незаконном использовании изобретения.

Они все факты нарушения собирали, скупали оборудование, выпущенное клиентом, а перед тем, как подать иск, они передали своей компании, где сами же были учредителями, патентное право на 12 миллионов рублей. Позже они заявили в суде сумму в два раза больше, а в ходе судебного разбирательства фирму ликвидировали, но несмотря на это продолжают требовать с нашего клиента деньги. В итоге мы, конечно, отбились, но суд посчитал сделку законной. Тем не менее, способ истцов взыскать деньги очень и очень сомнительный.

Превратить это в бизнес, конечно, можно, но обычные люди так не делают. Бизнес не сильно масштабированный, потому что не всегда произведения будут красть, а если и будут, то всегда путем экспертизы ответчик может доказать, что право не стоит столько, сколько просит правообладатель. В отношении интеллектуальной собственности очень сложно заработать деньги на исках. Особенно, если права на собственность никому не передавались. У «Маши и медведя», которые регулярно выдают лицензию на производство еды, маек и так далее, понятно, сколько стоит право, а когда ты никому неизвестный автор, решивший вдруг передать своё право за 1 млн рублей… Это сложно, пусть и возможно. Обычно авторы взыскивают от 10 до 30 тыс. рублей.

Мы заявляем по-разному, но стараемся подходить к таким ситуациям творчески. За каждый способ использования просим отдельную сумму. Закон говорит: не за каждый объект, а за каждый акт использования, за каждое нарушение. Способов использования очень много: воспроизведение, доведение до общего сведения, распространение, передача в эфир, передача по кабелю. Всего их – 14 штук. Соответственно, за каждый способ мы просим отдельную сумму, и всё это умножается. Обычно суды нас поддерживают, хотя не всегда, но чаще всего.

Надо также учитывать, что произведения может быть несколько авторов. Например, сайт создают несколько человек, каждый из которых выполнял определенную работу. Это составное произведение, и когда вам его передают как заказчику, вы приобретаете все права.

По суммам исков… В Санкт-Петербурге фирма, занимающаяся установкой охранной сигнализации, опубликовала у себя на сайте, что они написали классную книгу, как защитить автомобиль, и разместили её у себя на сайте. За это с них взыскали 1 млн рублей, хотя автор предъявил сумму компенсации в 2 млн рублей. После судебного разбирательства фирма ушла на банкротство, что было логично.

По фотографиям разбег от 10 до 150 тыс. рублей, по текстам суммы могут быть гораздо больше. В зависимости от объема заимствования и формата. Статьи я бы сравнил с фотографиями. За тексты вполне реально взыскать около 50 тыс. рублей. Также при подаче иска нужно учитывать авторитетность правообладателя. Для студента или для именитого журналиста суммы будут разными. 10 тыс. рублей получить можно всегда, но только если ради принципа.

В вашей практике какая сумма иска была самой большой?

Пока мы дошли до 150 тысяч рублей за фотографию – это наш потолок, который мы ещё не пробили. Их мы взыскали с телекомпании «Звезда» в январе месяце.

Конфликт произошел между телеканалом Министерства обороны РФ и интернет-порталом «Новый Калининград». В своем сюжете «Звезда» показала снимок обрушения Берлинского моста, сделанный главным редактором портала Алексеем Миловановым. При этом телеканал не только не указал авторство фотографии, но также не запросил разрешения на использование – прим. ред

Не могу сказать, что у нас суды проходят идеально, сейчас некоторые решения мы обжалуем. Но начнём с того, что со многими нарушителями мы договариваемся. Подписывали лицензионные соглашения с НТВ, с ИТАР-ТАСС. Сейчас мы ведем дело, по которому заявили московскому телеканалу 300 тыс. рублей за три фотографии. Пытались с ними договориться, но они предложили невыгодные бартерные условия. Суммы бывают абсолютные разные и чаще они ситуативные.

Если говорить о текущих делах, сейчас мы обсуждаем ситуацию с человеком, который разместил во «ВКонтакте» работы фотографа. Сперва он согласился, но сейчас начал настаивать на том, что нашел фотографии без указания авторства в интернете. Мы ему говорим, что автор перед ним, у него есть исходники.

Как защитить право автора

Как определить, что твои авторские права были нарушены? И что делать дальше?

В интернете это происходит одним способом – протокол осмотра сайта, который делает нотариус. Услуга недешевая, скажем честно. Лист протокола стоит 3 тыс. рублей, страница обойдется в 100 рублей. Такие сейчас существуют почти во всех регионах. Мы, например, заверили страницу «ВКонтакте», и это обошлось нам примерно в 40 тыс. рублей, и это не предел. Пусть впоследствии все затраты покроет нарушитель, но оплачивать услугу, как правило, клиенту приходится здесь и сейчас.

Нарушители, к слову, тоже бывают разные. Одни в суде ссылаются на статью в законодательстве, согласно которой можно использовать произведение, а другие вовсе открещиваются и говорят, что ничего не было.

Из презентации Станислава Солнцева о защите авторских прав.

Что делать, если ваши авторские права нарушены?

  1. Установить права на предмет спора и доказать своё авторство и/или исключительные права;
  2. Зафиксировать нарушения (их количество и характер);
  3. Найти нарушителей;
  4. Определить размер компенсации и/или платы по договору
  5. Предложить нарушителю урегулировать конфликт в досудебном порядке;
  6. Если договорить не удалось, подать заявление в полицию о нарушении авторских прав;
  7. Подать иск в суд;
  8. Взыскать компенсацию

На просторах интернета существует сайт Bezformata.ru, который известен многим СМИ по всей России - он перепечатывает у себя чужие тексты. При этом согласия редакции или авторов никто не спрашивает. Люди, стоящие за ресурсом, ссылаются то, что материалы отбирает робот, и они лично к этому не причастны. Реально ли их привлечь к ответственности за нарушение авторских прав?

Через Whois-сервер можно выяснить, кому принадлежит домен. Если на сайте написано, что доменом владеет юридическое лицо, в данном случае организация BezFormata, то на сайте регистратора можно выяснить, кто регистрировал сайт. После этого мы находим через ЕГРЮЛ адреса и телефоны владельца и пишем письмо, что он нарушил наши права.

То, что тексты отбирает робот, не имеет значения. За роботом всегда стоит владелец, который настроил его на выполнение конкретных задач. Значит, действия робота – это действия реального лица. То же самое с собакой, за поведение которой отвечает её хозяин, и все претензии к нему. В суде разбираться никто не будет робот это или нет, потому что есть администратор.

Существует чёткая судебная практика, согласно которой администратор отвечает за информацию на сайте. Из этого есть исключения – информационные посредники, которые не отвечают за контент на сайте, но они должны предпринимать действия по его удалению. Опять же, если вся их деятельность построена на воровстве информации, то я не думаю, что они являются информационным посредником.

К слову, я допускаю, что они попадают под статью 1274, позволяющую информационное использование, только если на сайтах, чьи публикации они перепечатывают, не указано, что это запрещено. Я думаю, что на запреты они не ориентируются, и на этом могут «проколоться». Выпасть из легального положения достаточно просто.

Беседовала Анна Кузина

Фото: Бока Су, 2017

Новости партнеров