27.04.2024 04:19

USD

EUR

Казань

«Робин Гуд» для пострадавших вкладчиков. Какой путь выберет Александра Юманова в отстаивании интересов пострадавших клиентов ТФБ?

Общество 09:38, 31.03.2017

В предстоящие выходные пострадавшие клиенты «Татфондбанка» и «Интехбанка» вновь собираются организовать митинг, чтобы напомнить о своих проблемах властям и всему городу. И, вероятно, как и в предыдущих акциях, возглавлять массовую акцию будет Александра Юманова – женщина, о которой ещё месяц назад большинство казанцев ничего не знали, а теперь она стала своего рода символом протестующих вкладчиков и клиентов. «Казань24» рассказывает о неожиданном герое и пытается понять, куда и почему женщина будет вести доверившихся ей людей?

юманова 2

Александра Юманова – эти имя и фамилию город узнал в течение нескольких дней после того как утром 3 марта Центробанк России объявил об отзыве лицензии у «Татфондбанка» и «Интехбанка». Вместе с записными оппозиционерами Дмитрием Бердниковым и Марселем Шамсутдиновым женщина оказалась в составе группы активистов, которые взяли в свои руки управление и координацию большого количества пострадавших клиентов кредитных учреждений. Причём, судя по всему, для Юмановой это случилось внезапно: предприниматели и «дробильщики» оценили её во многом конструктивный взгляд на решение проблем и лидерские задатки, и доверились ей… Получилось, что буквально за пару дней Юманова стала неформальным лидером пострадавших и уже от лица инициативной группы обсуждала сложившуюся ситуацию как с самими клиентами банков, так и властями республики, чуть позже – стала выступать от лица лидеров протестующих во время собраний в Торгово-Промышленной Палате и массовых акций протеста в парке им.Петрова.

О том, что всё это сложилось спонтанно, рассказывала и сама Александра в интервью казанским журналистам. «Не знаю, почему так получилось. Я просто не опускала руки и понимала, что можно что-то делать. И я же не одна — мы все вместе. У нас есть инициативная группа, которая с самого начала решала все проблемы сообща», - призналась женщина в беседе с журналистом интернет-газеты «Реальное время».

Что мы знаем о Юмановой?

Александра Юманова приехала в Казань из Набережных Челнов, в апреле ей исполнится 37 лет. Судя по страничке в социальной сети «Вконтакте» она окончила Архитектурно-строительный университет в 2002 году, сейчас замужем за бизнесменом, занимающимся проектированием и строительством, и работает в семейной компании инженером.

Когда в декабре 2017 разразился банковский кризис и в «Татфондбанке» ввели временную администрацию, бизнес семьи остался без крупной суммы денег, но это были не миллионы рублей, как у некоторых предпринимателей: по словам самой Александры, в банке зависло около 300 тысяч, причём как раз в период расчётов с другими предприятиями. «Это было очень неприятно», - описывала ситуацию лидер пострадавших вкладчиков. Впрочем, для семьи и компании катастрофической ту ситуацию назвать, судя по всему, нельзя: муж Александры, Денис, в январе участвовал в пикете в Набережных Челнах и заявил местным журналистам, что смог снять 100 тысяч рублей, затем как-то выкрутился и всё-таки заплатил людям зарплату.

Сейчас Денис продолжает заниматься бизнесом, а супруга с начала марта практически всё своё время отдаёт общественной работе, помогает людям и, по её словам, видит реальную отдачу от своей деятельности – иногда людям важно просто понять, что происходит и как им действовать дальше.

Конструктивный лидер и «Робин Гуд» для пострадавших

Помогать пострадавшим клиентам Юманова тоже стала в общем-то спонтанно. С началом банковского кризиса она вместе с мужем участвовала в некоторых акциях протеста, затем с другими пострадавшими предпринимателями они создали небольшой чат в интернет-мессенджере для общения и обсуждения проблем.

Ещё в январе этого года Александра заявляла, что главное требование предпринимателей – санация «Татфондбанка» и «ИнтехБанка»: «Мы должны показать нашей власти, что мы не забыли и не распрощались с нашими деньгами. Мы, юридические лица, и «ДУшники» (те, кто отдал деньги под управление «ТФБ-Финанс» - прим.ред.) - вообще обманутые лица, незащищенная категория. Власть должна видеть, что мы не останавливаемся и продолжаем требовать своего», - приводит слова Юмановой челнинское издание «Челны БИЗ». Примерно на тех же позициях Александра стоит и ныне, стараясь найти любое подходящее решение для возврата средств. Из недавних – решение об открытии отдельного офиса на улице Восход в Казани, где пострадавшие клиенты могут проконсультироваться с юристами и подать заявления на включение в реестр клиентов, претендующих на возврат средств.

При этом от политических лозунгов и движений негласный лидер протестующих предпринимателей подчёркнуто дистанцируется. Более того – удивляется, как, словно по мановению волшебной палочки, с началом активных действий клиентов, на акциях протеста появились представители оппозиционных партий:

«Мы 2,5 месяца добивались санации банка — мерзли на улице в 30-градусный мороз. И представителей партий, которые я до этого назвала, с нами не было. А когда этот вопрос после отзыва лицензии коснулся не только экономики, но и политики — тут же набежали. И я делаю вывод, что они хотят чужими руками жар загребать, в мутной воде выловить рыбку», - говорила в начале марта Юманова об активности местных лидеров «Парнаса», представителей «Открытой России». Юманова всячески подчёркивает, что её цель и цель её сподвижников - получить деньги, а не пиариться. Что любопытно – и в графе «Политические взгляды» в социальной сети «Вконтакте» Александра указала «Индифферентные»

При этом доверие к неформальному лидеру инициативной группы предпринимателей среди пострадавших клиентов банков, по нашей информации, очень высокое: её ценят за ум, трезвый взгляд на ситуацию, дельные предложения и конструктив в обсуждениях любых вопросов. Видимо, сказывается техническое образование и аналитический склад ума. Да и весь образ Александры говорит, что это лидер, который готов вести за собой людей.

юманова 3

Один из участников чата, в котором общаются пострадавшие клиенты ТФБ, рассказал нам, что в последнее время то ли в шутку, то ли всерьёз люди даже высказывают предложения сделать Юманову премьер-министром. А некоторые политические прогнозы, сделанные участниками чата, на удивление начали сбываться: так, в среду там прозвучало предложение уволить с поста главы Нацбанка Татарстана Мидхата Шагиахметова, а на его пост назначить Александру. А уже в четверг пострадавшие клиенты банков с удивлением обнаружили, что Шагиахметов действительно покинул своё кресло. А экс-глава регулятора Евгений Богачёв посоветовал искать на это место женщину… Необычные совпадения, правда?

Как к таким идеям и предложениям относится сама Юманова – остаётся только догадываться, но, как говорят участники чата, она наверняка читает все подобные записи, и временами довольно остро реагирует на них: например, в ответ на коллаж, в котором её изобразили как Робин Гуда, бьющегося за права бедняков против богатых, она попросила удалить эту фотографию и вообще прекратить подобные публикации. Возможно, женщина начала уставать от большого внимания к своей персоне. К тому же, не будем забывать, что с недавних пор её фигурой интересуются ещё и правоохранительные органы: 23 марта Вахитовский райсуд оштрафовал её на 10 тысяч рублей за по статье «Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан в общественных местах» (по делу о «штурме» Кабмина РТ 4 марта группой недовольных клиентов банков). Впрочем, сама Юманова заявила, что собирается обжаловать штраф.

юманова 1

Скриншот переписки участников часа пострадавших от банковского кризиса в РТ

Юманова – как лидер внесистемной оппозиции или как будущий потенциальный помощник президента?

События вокруг лишенных лицензий банков и пострадавших от этого клиентов и вкладчиков, вероятно, будут развиваться в логике ситуаций вокруг других «лопнувших» банков: банки признают банкротами, а их имущество и все активы распродадут. Занимается этим Агентство по страхованию вкладов, которое привело в ТФБ временную администрацию. Из собранных средств сначала рассчитаются с клиентами-физлицами, которые держали в банке больше 1 миллиона 400 тысяч рублей, гарантированных к возврату по линии АСВ, далее с сотрудниками, и только потом, если что-то останется, с юридическими лицами.

Ключевая фраза здесь – «если что-то останется». Потому как, по словам экспертов банковской сферы, чаще всего третьей очереди почти ничего не достаётся. А значит, недовольные предприниматели и вместе с ними - «дробильщики» - в этой ситуации, понятно, ещё долго будут стоять на своём, требовать ответа от ЦБ, АСВ и местных властей. А также пытаться заставить правительство создать некий фонд, в который, как в кубышку, должны скинуться крупные компании, и уже из него вернуть предпринимателям их вклады и замороженные на счетах деньги. Очевидно, что продолжатся и акции протеста, к которым временами будут присоединяться и другие недовольные разными аспектами жизни города, а также те, кто хочет использовать такие массовые акции для иллюстрации нестабильной политической обстановки и сигналов в Москву: мол, «вот, смотрите, в Татарстане-то теперь неспокойно».

Ну а перед лидерами протеста и конкретно Александрой Юмановой по-прежнему останутся несколько важных задач, с которыми они начинали свою общественную работу. Главная из них – всеми возможными способами и максимально эффективно помочь попавшим в беду людям и исполнить все надежды, которые теперь на неё возлагают сотни пострадавших клиентов. И на это есть вполне реальные шансы, но, похоже, при соблюдении некоторых условий: так, некоторые политики и экономисты Татарстана, опрошенные автором, считают, что достичь положительного результата получится только в том случае, если Юманова не будет смешивать интересы клиентов рухнувших татарстанских банков с деятельностью внесистемной оппозиции, иначе она может получить своеобразную «чёрную метку» и подведёт и себя, и людей, доверившихся ей.

Похожий путь, кстати, некоторое время назад проходила ныне помощник президента Татарстана Олеся Балтусова: начиная в рамках внесистемной оппозиции по вопросам сохранения исторического наследия, которую многие в республике воспринимали как некое маргинализированное сообщество и не очень-то прислушивались, она решила добиваться своих целей конструктивным способом – донося нужные идеи и подсказывая правильные решения первым лицам напрямую, не вступая в конфронтацию с сформировавшейся политической элитой, а подсказывая и корректируя работу министерств и ведомств. И во многом благодаря этой позиции Балтусовой и поддержке президента республики, за несколько лет в Казани сумели сохранить и восстановить оставшиеся в городе ценные исторические и архитектурные памятники. Возможно, Юмановой стоит присмотреться к этому примеру?

Картинки по запросу олеся балтусова

Сейчас же для стороннего наблюдателя протестная активность инициативной группы клиентов «Татфондбанка» выглядит двояко: вроде бы отсюда звучат здравые мысли и предложения, и в то же время эта площадка временами превращается в собрание основных оппозиционных сил города. Впору задаться вопросом: кто кого использует в накалённой обстановке – Юманова внесистемную оппозицию, чтобы придать значения и массовости протестам, или же наоборот?

Михаил Темников

Фото: kazan24.ru, kazanreporter.ru, скриншот чата пострадавших клиентов ТФБ

Новости партнеров