29.03.2024 05:07

USD

EUR

Казань

«В Америке и Европе за пилотом стоит очередь из спонсоров, у нас – наоборот». Казанский гонщик – об автоспорте в России и роли картинга в жизни молодёжи

Спорт 20:02, 05.07.2017

В минувшие выходные Казань стала хозяйкой 4 этапа Российской серии кольцевых гонок (РСКГ). Участие в заезде впервые принимала казанская команда AG Team. Член команды Анвар Тутаев представлял коллектив в классе «Национальный», и во всех гонках ему сопутствовал успешный старт. О результатах 4 этапа РСКГ, уровне развития автоспорта в России и начале своей деятельности как автогонщика Анвар рассказал в интервью «Казань24»

«Америка – впереди планеты всей». Казанский гонщик – об автоспорте в России и роли картинга в жизни молодёжи

Мы делали все в гараже сами, отсюда любовь к автоспорту

– Анвар, как давно вы занимаетесь автоспортом?

– С 1995 года. Мои первые шаги были в Малой академии картинга у Шафранова Евгения Львовича. Он до сих пор воспитывает детей и возглавляет эту академию. На его руках, на его чутком воспитании вырос не один спортсмен, не один именитый спортсмен, которые сейчас представляют республику – это Тимур Тимерзянов, Ильдар Рахматуллин, Адель Муллахметов, руководящий «Казань-рингом».

– Почему именно автоспорт?

Это все идет с детства, с самого первого знакомства с автомобилем. Все мы были мальчишками. Первый мой поход в гараж с папой оставил некий отпечаток. Раньше не было ни автосервисов, ни запчастей, все делалось в гараже самостоятельно – руками. Всё это вылилось в любовь сначала к технике, а потом к автоспорту.

– В каком возрасте вы впервые сели за руль?

– Первый опыт был в возрасте 5-6-ти лет, а как только я стал дотягиваться до педалей – приблизительно в 9 лет, – я в первый раз поехал за рулем сам. Потом каждая поездка на дачу, разворот в гараже… Я не упускал ни одной возможности посидеть за рулем, а до 18 лет жил с мыслью, когда же я получу права.

– По окончанию школы всегда стоит важный выбор. Кем вы хотели стать?

– Явно не автогонщиком. В нашей стране автоспорт – это не тот вид спорта, который приносит большие деньги, скорее – это большие затраты. Мечта осуществилась спустя много времени. Выбор профессии был не совсем очевиден. Я стал обычным юристом, о чем сейчас глубоко сожалею.

– Когда была создана ваша команда?

– Нашей команде нет и полугода. Первые гонки прошли 7 и 8 мая, а машину мы получили 5 мая. Можно сказать, что именно в этот день было положено начало нашей команды.

– Как вы попали в AG Team?

– Как и всегда, все начинается с простого разговора. Один друг знакомит с другим приятелем, тот – с третьим. Была идея поучаствовать в моно-кубке «Lada Granta Cup» на «Казань-ринге» – это дорога в большой автоспорт. Благодаря Айдару Гузаирову, нашему руководителю, который поверил в меня, я добился хороших результатов. В итоге все это вылилось в создание команды, которую организовали не без моей помощи и которую мы пытаемся развивать, вкладываем в нее свою душу, свои силы.

– Сколько участников в вашей команде?

На данный момент количество варьируется, потому что дело, которое мы начали, сейчас привлекает гораздо больше людей, чем мы планировали. Одни приходят просто помочь, другие хотят быть причастными к автоспорту.

В основе нашей команды лежит социальное направление. Мы хотим учиться сами и дать возможность научиться другим. Поддерживать автоспорт тяжело. Сейчас много желающих, но из них нужно выбрать того, кто будет не только защищать честь нашей команды на соревнованиях, но и будет разносторонне развит. Он должен приносить пользу не только команде, но и людям, приходящим вновь.

Наша задача – запустить этот механизм, помочь пилотам, которые хотят попасть в большой спорт, получать контракты и зарабатывать деньги.

33a95f98-3543-48dd-9568-0f1baf4f570e

Америка впереди планеты всей

– Как вы оцениваете уровень развития автоспорта в России?

– В автоспорте я не так давно и давать оценку рано, но в целом есть положительные и отрицательные моменты в развитии. Тенденция того, что уделяется мало внимания молодому поколению, распространена по всей стране. У нас нет технических школ, мало кружков, многие уже потеряли былой смысл.

Сейчас мало энтузиастов, любителей своего дела, которые могут дать детям практические знания, например, как обращаться с металлом, станками. Все проходит через руки. Я не думаю, что можно стать инженером, занимаясь в балетной школе все детство. Потому что, когда человек поймет, что все-таки хочет стать инженером, у него не будет базы, каких-то элементарных основ. Это все вытекает из другой проблемы – родители слишком беспокоятся за своих детей и не дают им возможности делать какие-то шаги самостоятельно.

Я сам был ребенком. Раньше, наверное, время было другое, но в свои 8 лет я катался на велосипеде по городу. Никто не спрашивал, почему я один. Я постоянно видел машины. Однажды пришел домой и сказал маме, что хочу ездить на таких машинках. Она сказала: "Нет, нельзя", но я не стал отчаиваться, подошел к папе, и на этом вопрос был закрыт. В следующем году я пошел на картинг, с чего и начался мой путь.

– Какие страны по уровню развития автоспорта вы выделяете?

Я думаю, что Америка идет впереди планеты всей. Это работает, как бизнес.  У нас, чтобы найти спонсора, его нужно очень долго искать. Порой даже талантливые ребята не могут их найти. В Америке и странах Европы за пилотом стоит очередь из спонсоров, а не наоборот. Взять, к примеру, NASCAR. У них каждая машина имеет спонсора, причем не важно, где она стоит: в первом ряду или в конце. Но сейчас автоспорт набирает обороты, и я надеюсь, в ближайшем будущем будет виток развития в нашей стране.

РСКГ в Казани

– Участие в Российской серии кольцевых гонок – это первый опыт для вашей команды такого уровня. Как вы оцениваете свои результаты?

– У нас было небольшое количество времени, и с машиной мы недавно работаем. Это лишь наши третьи соревнования. Начали мы с двух этапов открытого чемпионата республики. В 1-ой гонке мы показали отличный результат: из 15 участников мы приехали третьими, что вселило в нас надежду. На 2-ом этапе мы упустили два третьих места по причине того, что в 1 и 2 гонках у нас была одна и та же проблема – лопнуло правое переднее колесо. Это скорее моя оплошность. В силу отсутствия гоночного опыта, наката, я не смог сберечь колеса.

Последние соревнования оказались трудными. Груз ответственности был очень большой, потому что Российская серия кольцевых гонок – это топовое соревнование. Контрольное время показало, что мы квалифицировались на 13-ой позиции. Я считаю, что это не плохой результат.

В первый день гонки я успешно стартовал с 12-ой позиции, сразу же обогнав троих соперников, и ехал 9-ым в десятке с сильнейшими пилотами, мастерами спорта, что было очень приятно. Но, к сожалению, произошло столкновение на 7-ом круге, как я считаю, по ошибке другого пилота. Он спокойно уехал и финишировал 13-ым, а мне пришлось сбавить темп, потому что у меня просто согнулись колеса. Итог – 20 место.

На второй день 2 участника выбыли в силу поломки автомобиля. Мы стартовали 20-ыми. Со старта я отыграл сразу же 4 позиции. Вскоре удалось закрепиться за группой лидеров: я стал 8-ым и до последнего пытался держать свою позицию. Но в борьбе я повредил коробку передач, что, я думаю, произошло из-за отсутствия наката, не совсем четкого пилотирования и некоего напряжения. В итоге коленчатый вал двигателя не выдержал и развалился пополам, как мы выяснили позже.

Самое страшное то, что это произошло сразу же после 3-го рестарта гонки. Я начал атаковать, а потом получилось так, что у меня заглох мотор. Я не мог нажимать на газ, выехать из поворота, поэтому уже пытался припарковаться, чтобы не мешать соперникам, но не успел этого сделать. Один из пилотов Антон Лодыгин, мой хороший товарищ, которого я с утра забрал с гостиницы и привез на эти соревнования, подумал, что я заезжаю во внутреннюю траекторию.

В результате этого недопонимания он «заправил» меня в гардрейл (часть ограждения трассы – прим. ред.) так, что помимо сломанной коробки передач, поломанного мотора, у меня разбилась машина. Но это гонки, это колоссальный опыт, из которого мы извлечем много полезной информации и будем стараться сделать так, чтобы наша команда была впереди планеты всей.

KhiHRQazSTs

– Повлияли ли погодные условия на гонку?

– Нет, нам повезло. Погода была непредсказуемой, но ливень начался тогда, когда закончился наш заезд.

– Что скажете о качестве трассы автодрома «Казань-ринг»?

– Накат у меня есть только на нашей родной трассе. Я видел другие, ходил по ним пешком и надеюсь, вскоре смогу их испробовать. По отзывам людей и пилотов, все в восторге от нашей трассы. Большая благодарность нашему правительству! Как бы странно это ни звучало, но если бы не оно, то не было бы такого объекта.

– Понравилась ли вам сама организация данных соревнований?

– Если говорить об организации со стороны пилота, то я бы поставил 5-ку. Большую часть времени я был занят своей конкретной задачей, но когда смотрел вокруг, мне нравилось то, как СМП РСКГ организуют гонки. Людей с каждым разом становится все больше.

Я впервые участвовал в автограф-сессии, и было так радостно наблюдать, как дети в возрасте 5-6 лет с круглыми глазами подходят и просят автограф. Хотя, собственно, кто я? Даже не проехал и 3 гонки… Когда я видел искренние улыбки детей и родителей, то вспоминал себя с отцом, как мы ходили вместе в гараж.

И я понимаю, что задача организаторов создать эту атмосферу, сделать так, чтобы мы были довольны, а мы в свою очередь должны сделать так, чтобы гонка понравилась публике.

197057c8-3a1a-475e-815c-78e6dbbd4bc5

Развитие команды - первостепенная задача

– Какие предстоят гонки вам и вашей команде в ближайшем будущем ?

– Обязательно буду участвовать в зимнем картинге «Rotax Max Challenge», который организовал Адель Муллахметов. Я стал двукратным чемпионом республики в этой серии, что было хорошим началом.

Первостепенной задачей для меня является развитие нашей команды, поэтому теперь в каждом соревновании мы будем участвовать от ее лица. Мы не будем останавливаться только на отдельных сериях, постараемся участвовать не только в кольцевых и мотогонках, но и в любительских. Потому что, если мы говорим о развитии автоспорта, то нужно стараться внести частичку себя и быть примером для остальных.

– Автогонки наверняка не единственное занятие, которым вы увлекаетесь. Чему еще вы уделяете свое время?

– Я очень люблю свою семью. Благодарен супруге, которая дает мне возможность уделять время не только работе, но и автоспорту. Старший сын – мой главный болельщик. В будущем, если мой сын чем-то заинтересуется, то я поддержу его во всех начинаниях, как и свою дочь, даже если они захотят стать автогонщиками.

Люблю музеи. Можно сказать, я вырос в нем. Моя мама работала директором музея им. Горького, который находился по дороге в ДК им. Алиша через стадион «Динамо». Мой день начинался с того, что я шел с мамой в музей, а потом на картинг, поэтому я получал образование не только в Малой академии картинга и школе, но и рос в музее среди фондов, экспозиций Шаляпина. Благодаря маме я познакомился с сыном, внучками и правнучками Федора Ивановича.

Также я люблю музыку, люблю путешествовать, когда есть на это время, потому что, путешествуя, ты получаешь тепло от людей с другого ракурса. Я успел посмотреть Европу. В будущем хотел бы посетить Соединенные Штаты Америки, Австралию и другие страны. Нужно успеть побывать везде.

Беседовала Ирина Егорова

Фото: команды AG Team, vk.com/rafrcrs

Новости партнеров