20.11.2018 08:47

USD

EUR

Казань

Клубы vs театры, борцы vs «шансоньетки»: как развлекались казанцы век назад

16:22, 17.01.2018

В компании известного бытописателя Льва Жаржевского  портал «Казань24» гуляет по улицам Казани, открывая для горожан и недоверчивых туристов мир реальной истории города, без пафоса и мифотворчества.

Читайте в предыдущей серии «Прогулок по старой Казани» – «История одного Жилкомбината, или Как мэра Казани поймали за «язык Эсперанто».  Все материалы рубрики, начинавшейся с улицы Баумана, здесь.  

Казанская жизнь в объявлениях

Как-то под Новый год взгляд автора этих заметок упал на груду старых казанских газет на шкафу. И автор подумал, что пора пустить их в дело. Задумано – сделано.

Несколько следующих выпусков своих заметок о старой Казани автор хочет начать немного иначе – он хочет дать возможность читателю посмотреть на жизнь и особенно на быт казанцев через казанские газеты того времени, в частности, через объявления в этих газетах.

Но сначала очень коротко о казанской прессе конца 19 – начала 20 вв. Помимо официальной газеты «Казанские губернские ведомости», в нашем городе издавались и многочисленные частные. Главными из них были «Волжский вестник», «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь». Первая из них была старой, хорошо поставленной, что называется, «профессорской» газетой, влияние которой распространялось по всему Поволжью. «Казанский телеграф» из просто правой газеты со временем стал откровенно черносотенным изданием, своей черносотенностью немало гордившимся. Впрочем, в газете с большой полнотой отражалась жизнь города и губернии. Либерального направления придерживалась «Камско-Волжская речь», информационно насыщенная и критически настроенная к властям.

Небольшое комическое отступление, связанное с «Казанскими губернскими ведомостями». Один из исследователей-пушкинистов издал книжку о путешествии Пушкина в Поволжье и в Оренбург, где тщательно устанавливал даты пребывания поэта в населенных пунктах по маршруту следования. Определял он и даты пребывания Александра Сергеевича в Казани. Для этого исследователь тщательно просмотрел, как он сообщает, все номера «Казанских губернских ведомостей» за сентябрь 1833 года, но сведений о пребывании камер-юнкера Пушкина в газете не нашлось. Самое интересное тут вот что: «Казанские губернские ведомости» начали издаваться только в 1838 году.

Казанские_Губернские_Ведомости,_1845,_1

Однако вернемся к газетам. Структура всех газет была похожей. Официальные известия и правительственные распоряжения, сообщения со всех концов России и мира, областной раздел (под областью здесь понимались Казанская и соседние с ней губернии), казанская хроника, хроника происшествий, справочный раздел, реклама и объявления. Время от времени, когда чаще, когда реже, появлялись, говоря по-нынешнему, проблемные материалы: статьи, ставившие или обсуждавшие какие-либо животрепещущие вопросы местной жизни  - от выборов до состояния мостовых.

Только что прошла полоса праздников, жители миллионной Казани развлекались по полной. В Казани начала 20 века не было и двухсот тысяч, но они тоже хотели развлечься. Объявления и реклама помогут нам посмотреть, что предлагалось более века назад казанцам для развлечений.

Вот реклама известного городского сада «Черное озеро». В газете она дана узкой полосой поперек всей страницы, по техническим причинам мы разделили ее на две части.

черное1

черное2

В другом, уже частном саду Панаева тоже был ресторан, а кроме него закрытый и открытый театры.

панаев1

панаев111

Понятно, что «Казанская гетера» при гастролях в Самаре становилась самарской, а в Саратове – саратовской. Цыганские песни везде исполняли Масальские или Соколовские – это был, говоря нынешним языком, бренд. А уж кто они были на самом деле – дело шестнадцатое. Труднее сообразить, что представлял в дивертисменте номер «художника-тряпичника» и уж совсем невозможно представить «музыкальных автомобилистов»: своей загадочностью они не уступают квадратному трехчлену. Ну а концерт-паризьен на великорусских инструментах под армянским руководством - это даже поквадратней того трехчлена будет.

Первые кинотеатры Казани, да и не только в ней, часто назывались просто театрами – это надо иметь в виду при просмотре старых газет. Кинопроекторы стали в городе поначалу стали устанавливать где ни попадя, даже в залах ресторанов. Но потом опомнились и устройство киносеансов  стало регламентироваться жесткими правилами, что совершенно понятно, если учесть горючесть старой пленки, основой которой была нитроцеллюлоза.

Но кинематографы росли как грибы после дождя: от желающих завести «электротеатр» не было отбоя. Город с населением примерно в 170 тысяч человек имел не менее десятка кинотеатров.

пассаж

буфф

раз2

олимп

Желавшие развлечений посерьезней могли пойти, например, в «Новый клуб» или в Городской театр.

новый клуб

Лучшим сословным клубом в Казани был т.н. «Новый клуб», принадлежавший Обществу служащих в правительственных и общественных учреждений. До перехода в новопостроенное собственное здание (сейчас там театр им. Тинчурина) клуб снимал помещение в доме Кекина на М.Лядской (сейчас это М.Горького,3). Не надо удивляться: у Кекина было три дома на Лядских улицах. У нас было принято говорить о низких культурных запросах среднего чиновничества. Но история «Нового клуба» опровергает это расхожее мнение: достаточно познакомиться с театральной афишей клуба и каталогом его замечательной библиотеки.

Городской театр был одним из лучших провинциальных театров России и во всяком случае лучшим в Поволжье –на это счет у театральных критиков не было разногласий.

гортеатр

Для внимательно прочитавших объявление театра замечу, что они правы в своих догадках. Мозжухин – это Александр Ильич Мозжухин, известный у нас и в Европе оперный певец, брат знаменитого артиста немого кино Ивана Мозжухина. В казанской русской опере он проработал два года (1908-1909). Современный певцу критик отзывался о нем так:

«Мозжухин живет на сцене, он играет словно пиршествует на сцене, увлекаясь ролью, переживает с задуманным им образом все его положения, драматические и комические. Всюду во всех ролях тонкая вдумчивость, игра, задуманный образ вырастает и создает художественное впечатление благодаря счастливому сочетанию природных средств с тонкостью интуиции и образцовой техникой».
За рамками этого выпуска чуть было не остался цирк. Многие знатоки старой Казани немедленно встрепенутся и заподозрят автора в подлоге: в Казани был цирк Никитина, а не Соболевского. Действительно, в договоре Никитина в казанскими властями содержалось условие, по которому во время работы цирка Никитина никакие другие цирки не могут работать в Казани. Однако обратите внимание на набранное крупным шрифтом первое слово рекламы – ВЫСТАВКА. Речь идет о Казанской выставке 1909 года, чьи павильоны располагались на территории перед Арским кладбищем.  Когда Никитин пожаловался в Городскую управу на несоблюдение условий договора, та ответила ему, что выставка расположена за городской чертой. И, как ни странно, это действительно было так, хотя напротив выставки стояли корпуса Казанской духовной академии (ныне 6 гор. Больницы), а прямо на территорию выставки ходил трамвай. цирк1 цирк2

Наше путешествие по казанским газетным объявлением будет продолжено в следующем выпуске.

Лев Жаржевский

Новости партнеров