Известный историк, гроза поверхностных авторов, будет вести на "Казань24" свою колонку - Sous l'ombre d'un klukva
От редакции портала "Казань24"
Признаться честно, мы и сами побаиваемся пера маститого автора. Еще пять-десять лет от его ехидных заметок «пострадало» два-три десятка местных журналистов. Причина банальна: фактические ошибки, исторические ляпы, откровенные глупости. Хотим подчеркнуть: и у нас нет никакой индульгенции. Мы приглашаем к нам Автора на условиях полной свободы слова.
И в ситуации новостного конвейера (а "Казань24", в первую очередь, новостной портал) мы тоже уязвимы с точки зрения точности, грамотности и глубины. Поэтому заранее просим
Дикобра Бобровского и читателей быть к нам… добрее. Со своей стороны, не хотим уповать на везение, и приложим все силы, чтобы не попасть под огонь классика жанра. Надеемся, уважаемый читатель Казан24, вы, как гурман словестных блюд, скоро оцените колонку, которую мы сегодня начинаем. Итак… Дикобр Бобровский: В тени клюквы
Sous l'ombre d'un klukva
Май на носу, и в Казань вот-вот потянется волна туристов. Зачастят по улицам автобусы - "посмотрите направо - посмотрите налево". Надо сказать, что еще полтора десятка лет тому назад не хотелось смотреть вообще: город был обшарпан, грязен и неприветлив. И вот он в основном приведен в порядок, вид его улиц уже не пугает туристов, Краса Востока выглядит вполне прилично. Да, многое уничтожено, причем варварски, но причитания и руковсплески сейчас не помогут. Посмотрим, что узнают туристы о городе из рассказов экскурсоводов и путеводителей. Сначала немного о путеводителях.
Оранжевая халтура
Передо мной сработанный двумя умельцами путеводитель по Казани из известной серии "Оранжевый гид". Аж 4-е издание. На Казани умельцы не замыкаются - Сочи, Приволжье и Соловки тоже стали объектами внимания написаторов. Сразу же скажу, что справочную часть книжки я не просматривал, и вполне возможно она чудо как хороша. Просто я далек от тем шопинга, тусовок и рестораций. Несправочную же часть внимательно прочитал. Насторожился, увидев на страницах 24-25 слова про "солдат Ивана Грозного". Оказалось, что настороженность была оправданной. О
А.С. Александрове, строителе пассажа, говорится, что
"через некоторое время он продал пассаж сестре", хотя от Александра Сергеевича пассаж перешел к Ольге Сергеевне после смерти, по духовному завещанию.
Здесь же видим ставшую в последние годы модной ахинею про
"купца Черноярова, который лелеял мечту объединить пассажи. Мешал великим планам маленький жилой дом, располагавшийся аккурат между грандиозными торговыми галереями. Что, впрочем, деловитого купца не остановило. Последствия были печальными и привели к тому, что казанские пассажи навсегда попали в список самых мистических объектов". Не знаю, как там со списком мистических объектов, но в моем списке халтурщиков написаторы заняли свое место.
Дальше - больше.
"Позади бюста Лобачевского находится Казанский научный центр Российской академии наук, бывшая женская Ксенинская гимназия. В ней училась Елена Дьяконова, будущая Гала Дали". Про Галу и Ксениинскую (именно так, с двумя "и" пишется ее название) гимназию писать должно быть так же неловко, как рассказывать анекдот с бородой. Фонд 122 в Нацархиве в хорошей сохранности, списки учениц за годы возможного обучения там Елены Ивановны Дьяконовой такой ученицы не упоминают. Чиновника
Ивана Дьяконова и вообще жителя Казани с таким именем и фамилией адресно-справочные книги того времени не содержат. И тема эта для серьезных людей закрыта.
Про здание Госбанка читаем:
"Изначально оно было однобоким - из-за проблем с выкупом земельного участка".У Государственного банка не было проблем со вторым крылом - оно просто не предусматривалось. Эксцентричное, угловое расположение портала - довольно обычный для архитектуры той поры прием. Казанские коты, при всем к ним уважении, не могли, по веским основаниям, быть "основателями династии эрмитажных котов": императрикс Елисавет приказала доставить "кладеных" котов. Такие вещи надо, что называется, с киндеров знать.
"Кстати, современный отреставрированный фасад ратуши соответствует первоначальному, историческому облику Дворянского собрания", - просвещают нас умельцы. Вот уж чему отреставрированный фасад не соответствует, так это первоначальному, историческому облику Дворянского собрания.
"Со стороны улицы Пушкина вход в парк украшает памятник Бутлерову (ранее на том же месте стоял памятник Николаю I)", читаем еще один пассаж. А это уже полный аут. Халтуре тоже должен быть предел.
Петордии наших редакций
Источником сведений о городе, интересных и достоверных, могли бы быть местные СМИ. И ведь не скажешь, что не пишут о городской старине. Пишут. Смело, с выдумкой, инновационно.
Привожу цитаты.
"Заместитель генерального директора по реставрации "Татинвестгражданпроекта" Светлана Мамлеева рассказала, что при разработке проекта здания (имеется в виду восстановление пострадавшего от пожара здания местных УФСБ и МВД) взяли за основу архитектурный облик дома купца Лопатина после реконструкции, которую в 1912 году по приглашению хозяина дома провели архитектор Фома Питонди и инженер Ипполит Брюно". Что тут сказать: возможно, что кондитер Лопатин был большой оригинал и отчасти спирит. Но даже он вряд ли приглашал к себе архитектора
Ф.И. Петонди (а не Питонди), к тому времени уже 38 лет покоившегося на Кизическом кладбище Казани.
На ту же тему высказалось еще одно СМИ.
"Заместитель генерального директора по реставрации ГУП "Татинвестгражданпроект" Светлана Мавлеева (очевидно, Мамлеева - Л.Ж.) пояснила..., что при разработке проекта здания архитекторы взяли за основу центральную часть бывшего комплекса, относящуюся к эпохе "модерн" (начало XX века). "Таким образом, нам удалось в какой-то мере завершить идеи, которые начали воплощать в жизнь, построившие центральное здание архитектор Петордия и инженер Брюно", - пояснила реставратор.
Комментарий: человек с фамилией, прости Господи, Петордия, непричастен ни к центральному, ни к какому-либо еще зданию - Казань не знает архитектора Петордия, его знает только это СМИ и бездумно перепечатавшие новость газеты. Архитектор Петонди тоже, если быть точным, к центральному зданию отношения тоже не имеет, он построил угловое здание слева.
Архитекторам в казанских СМИ явно не везет. Вот одна газета пишет о непорядках в так называемом Мергасовском доме:
"Зеленая сталинка на Черном озере - достопримечательность с легендой. Едва построенный в 1928 году дом дал трещину. По преданию, за свой просчет архитектор Мергасов поплатился если не жизнью, то свободой".
Дом, построенный в 1928 году вряд ли можно считать "сталинкой", но дело не в этом. А в том, что не было никакого архитектора Мергасова с такой печальной судьбой: "Мергасовским" дом назван по бывшему Мергасовскому переулку (части нынешней ул. К. Наджми). А автором проекта дома был архитектор Д.М. Федоров, ни от чего и ни от кого не пострадавший.
И уж простите за пространную цитату. Прочитайте, получите удовольствие. Речь о здании Национальной библиотеки на Кремлевской.
Крупская ахнула
После второго и окончательного освобождения Казани красными, в особняке сначала расквартировали татаро-башкирскую бригаду с пулеметным гнездом на балконе эркера. Затем передали дом на баланс горсовета, и вскоре туда приехали плотники и на скорую руку перегородили роскошные кабинеты и залы неструганными досками под коммуналку. Но пролетариат не успел толком отпраздновать новоселье, как на пороге появилась Надежда Константиновна Крупская. Ей приглянулся все тот же балкон эркера, она хотела с него обратиться с пламенной речью к казанцам (именно с этой же целью ранее в дом заглядывал и Лев Троцкий). Осмотрев, заодно и, кстати, особняк, Крупская была раздосадована.
- Вы же рабочие люди, как же так можно по-свински относиться к народному добру?! – охала она, осматривая загаженные комнаты и оттирая подошвы ботинок. Жильцы забили канализацию картофельными очистками, разбили чугунный унитаз, изготовленный на сталелитейном предприятии Круппа, выбив витражные стекла, вывели наружу трубы буржуек. На растопку принялись разбирать наборный паркет. Больше всего озадачило Крупскую, почему граждане стали использовать две большие фарфоровые вазы в китайском кабинете и зеленый камин как писсуары? В конце концов, ведь можно было воспользоваться балконом. На следующий же день коммуналка была ликвидирована. И в 1919 году сюда переехала Центральная губернская библиотека, которая с тех пор здесь и обитает, лишь меняя вывески. Спасибо вам, Надежда Константиновна!
Здесь всё, от первой до последней буквы циничная ахинея. Читатель наверняка заметил, что я не назвал ни названий СМИ, ни фамилий их сотрудников, выдавших всех этих Петордий. Причина проста: эти ребята не рекомендуют себя в качестве краеведов. Другое дело
Адель Ревович Хаиров, как минимум с 1999 года упражняющийся в описании казанских домов в таком стиле и много в том преуспевший. На одном сайте он представлен как "писатель, сценарист, краевед". Если бы после «сценарист» стояла точка, то не было бы претензий: со сценаристами и не такое бывает. Нет большого греха ни в стёбе, если он уместен, ни в грёзах. Только именно по тем разрядам и надо проводить такого рода изделия, а не морочить людям головы унитазами Круппа и подошвами Крупской.
Личный опыт. Печальный
Неделю назад решил пройти с экскурсией по улице Баумана. И не пожалел: узнал много нового.Оказывается, подземная торговля на начальном участке улицы процветала еще в 1920-х годах, а в девяностых по протекающей там речке катались на лодках. Узнал о Екатерине Алексеевне, сильно нажимавший на угощения во время пребывания в Казани и потому отвечавшей на приветствия восторженного народа сидя на горшке, оборудованном в карете. Узнал о том, что Госбанк не построил левого крыла по причине упорства владельца соседнего дома, не продавшего его банку. А не продал он его, оказывается, потому, что там был его бордель, приносивший большие доходы. Ну и само собой, колокольню Богоявления очень долго не освящали, потому что на ней были «иудейские, мусульманские и буддистские символы». Аптеку Греха (читай Грахе) и дом Олешкевича (читай Оконишникова) спишем на усталость. Надо признаться, что раздражения я, как ни странно, не почувствовал. Экскурсовод с сильным голосом, хорошей дикцией, умеет правильно выбрать точки обзора и контролировать время. Ей бы еще об улице Баумана что-то грамотное почитать – цены бы не было.
Задумался, как назвать колонку. На ум само собой пришло выражение «в тени клюквы». Его и поставил в заголовок.
Дикобр Бобровский