Экономика и бизнес 20:08, 07.12.2016
К 10 утра бальный зал «Корстона», чью вывеску местный Минкульт по-прежнему грозится снять в угоду аутентичному облику столицы, был заполнен полностью. И даже после того, как в зале погасили свет, оставив в лучах софитов импровизированный президиум, в зал продолжали стекаться люди, осторожно шаркая вдоль стен.
На мягких стульях в почти равной удаленности от центра, где восседал президент, расположились десятки чиновников, предпринимателей и журналистов. Все они прибыли сюда, чтобы услышать, чего удалось добиться бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову и его команде за год существования Совета по предпринимательству при президенте Татарстана, призванного сблизить рядовых бизнесменов и власть, и удалось ли на самом деле.
По традиции, следить за ходом Совета можно было и не выходя из офиса благодаря онлайн-трансляции.
Одним из самых запоминающихся событий прошедшей встречи стал спич президента в адрес главы Минэкологии РТ Фарида Абдулганиева, которого Минниханов хотел призывать к ответу за неразумную процедуру регистрации газовых котлов для предпринимателей средней руки, однако не застал его на месте по причине болезни.
«Такой молодой, а уже болеет… Экология плохая», – пошутил глава республики, хотя в действительности градус беседы об экологических штрафах был достаточно высок.
По словам главного эксперта Совета по предпринимательству Венеры Камаловой, триггером для обсуждения проблемы стала история одного из местных фермеров, которого оштрафовали на 180 тысяч рублей за обычный газовый котел, установленный на ферме.
И таких нарушителей, как он, с 1 января 2017 года станет на 200 тысяч больше, так как теперь по законодательству каждый предприниматель обязан встать на экологический учет, чтобы удовлетворить запросы специалистов из Минэкологии, заботящихся об окружающей среде, докладывала протяжным голосом Камалова. К слову, первоначально процедура оформления документов занимала полгода, но благодаря Совету она сократилась до 85 дней. Тем не менее, у юридических лиц осталось всего три недели до вступления закона в силу, что означает неминуемые штрафы.
Не дожидаясь окончания рассказа, президент прервал эксперта, чтобы выразить всем присутствующим высшую степень своего негодования.
«Зачем бытовому газовому котлу экологическая сертификация? Каждый котёл имеет паспорт, он сертифицирован, там все написано. Кто такую глупость придумал? Делать вам нечего? Я понимаю, какой-то промышленный котёл... Зачем такими вещами мучить людей? Вместо того, чтобы упростить все. Даже если такое есть – не мучайте человека, возьмите паспорт газового котла и выдайте ему сертификат. Неужели нельзя сделать что-то навстречу предпринимателям? Кто-то вот из ваших прикормленных должен делать какие-то замеры...У нас от этого экология не улучшится, у нас коррупция только увеличится. Если вам деньги нужны, лучше придите ко мне, я вам сам их дам, не издевайтесь над людьми», – грозно отчитал чиновников Рустам Минниханов, после чего завершил свою речь под аплодисменты зала.
«Сами говорим: давайте за один день бизнес откроем. Какой бизнес? После того как ты его открыл, еще полгода будешь его закрывать. Между прочим, по вашему ведомству это постоянно – вы сами себе находите работу! От этого экология лучше не становится», – добавил он, обращаясь персонально к замминистра экологии Рустему Камалову, которому ввиду отсутствия болеющего начальника пришлось в одиночку принимать удар.
Казалось бы, встреча полностью отвечала всем запросам бизнеса – президент то и дело раздавал подчиненным поручения о том, что необходимо доработать, разработать и придумать, лишь бы татарстанские предприниматели процветали, однако казанским отельерам, ратующим за сохранение рекламных конструкций на зданиях гостиниц, повезло сравнительно меньше.
Глава республики «с порога» заявил, что его совершенно не впечатляют «какие-то надписи на крышах в старой части города», предвосхищая выступление коммерческого директора ГРК «Ривьера» Елены Войко, которая пыталась защитить себя и коллег от «серых коробок».
По её мнению, самые известные гостиницы Казани – «Ривьера», «Корстон», «Рамада», «Шаляпин» и другие – могут потерять свой яркий облик и клиентов из-за решения Минкульта Татарстана, которое вынуждает отельеров снимать конструкции с крыш высоток, расположенных в охранной зоне Казанского кремля.
«Помогите отменить или видоизменить пункты этого приказа», — призывала она, пытаясь смягчить непреклонного слушателя. Выяснилось, что такая категоричность президента объясняется его сожалениями о прошлом, когда он «участвовал в том, чтобы ухудшить исторический центр».
«Будучи председателем правительства РТ, принимал необдуманные решения. Сегодня я очень беспокоюсь о судьбе исторического центра. Теперь мы по каждому зданию принимаем коллегиальное решение — можно ли это сделать», – признался он.
«Например, в отеле «Рамада», который уже снял вывеску, на пальцах объясняют своим постояльцам, как их найти», – пыталась воззвать к милосердию спикер, «дожимая» присутствующих статистикой проведенных исследований, согласно которой ни один из опрошенных туристов не пожаловался на вычурные вывески отелей, мешающие наслаждаться столичными красотами.
К приятному удивлению зала аргументы Бойко возымели должный эффект, и президент всё же сменил гнев на милость, предложив рассмотреть возможные варианты, обеспечив себе свежую порцию оваций.
«Давайте посмотрим, какое можно найти решение – может, Минкульт немножко перегнул, но будем искать», — улыбнувшись, пообещал он.
Для пущей убедительности коммерческий директор «Ривьеры» щедро предложила всем бесплатно прокатиться на колесе обозрения, чтобы доказать свою правоту, на что Рустам Минниханов в очередной раз отшутился и напомнил гостям народную мудрость: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Очередной всплеск эмоций у присутствующих вызвал доклад Галины Шарафутдиновой, исполнительного директора ассоциации рестораторов и отельеров Татарстана, который она начала со стихов о Великом Болгаре. Поэтичный зачин был, вероятно, рассчитан на то, чтобы власть прониклась проблемами развития бизнеса на территории музея-заповедника и снова сделала широкий жест в сторону предпринимателей.
Шарафутдинова рассказала, что в прошлом году Свияжск и Болгар посетили свыше 600 тысяч туристов, но при такой популярности, что удивительно, исторические места страдают от отсутствия инфраструктуры.
«Реальная картина в Болгаре сейчас демонстрирует дефицит на качественное предложение для туристов как в сфере развлечений, так и с питанием и проживанием», – начала она.
«Мало точек питания, туалетов, ремесленных мастерских, нет детского игрового пространства, аренды велосипедов и лодок. Нет конных экскурсий, мобильных кофеен, вендинговых аппаратов. Что сказать иностранным туристам, приезжающим на экскурсии, когда они спрашивают, где им попить кофе? Сегодня мы не готовы дать ответ на этот вопрос!», – восклицала озабоченная проблемой спикер.
По словам Галины Шарафутдиновой, даже торговые сети не могут выжить на болгарской земле из-за неподъемных арендных ставок и закрываются, уйдя в солидный «минус». Так, например, случилось с местной сетью быстрого питания «Тубетэй», которой пришлось «свернуть» работы из-за серьезных убытков: «Это мы говорим о сетевом проекте, который не смог там выжить. А что говорить о семьях, которые решили создать там свой бизнес как малое предприятие, вложили все сбережения, но дело не пошло», — вопрошала эксперт.
На вопрос Минниханова о том, кто ставит предпринимателям палки в колеса, Шарафутдинова назвала Министерство земельных и имущественных отношений, главу которого президент тут же призвал к ответу.
«Надо бесплатно давать участки, пусть предприниматель приезжает и обслуживает гостей. Если в Болгаре кто-то хочет торговые точки открыть, это нужно поощрять, а не разводить бюрократию», – заявил Рустам Минниханова.
«Мы не бюрократы», – осторожно парировал Азат Хамаев и попытался объяснить, что сложная процедура предоставления земли и ряд ограничений – не его личная прихоть, а результат работы правительства
На оправдания чиновника последовала, как водится, молниеносная реакция президента: «Ты же хозяин ГБУ? Давай не будем в футбол играть! Если есть ограничения, которые связаны с некими вопросами, то найдите площадки, куда мы можем привлечь бизнес. Давайте покажем, как образцово можно построить бизнес в Болгаре и Свияжске!»
Он призвал все ведомства и организации, причастные к проблеме, в частности Минкульт, фонд «Возрождение» и музеи, заняться проблемой и выработать новые пути решения. «Чтобы мы не нарушили те требования, которые обязаны выполнить, и в то же время создали инфраструктуру и оказали содействие», – заключил Минниханов.
По истечению положенных на откровенный разговор полутора часов оказалось, что за кадром остались еще несколько тем, которые Рустам Минниханов намерен рассмотреть в «рабочем порядке». Среди них – сотрудничество торговых сетей и местных производителей, работа частных ЧОПов и их участие в госзакупках, а также оценка государственного и муниципального имущества.
Судя по тому, сколько обещаний витало в воздухе во вторник, в следующем году Совет по предпринимательству под руководством бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова ожидает много работы и, как итог, даже возможно светлое будущее (ну или его проблески для предпринимателей), о котором еще год назад в Совете могли только догадываться.
«Если бизнес активен, у проекта есть все шансы быть рассмотренными на совете», – заключил уполномоченный по правам татарстанских предпринимателей.
Анна Кузина
Фото: трансляция Совета по правам предпринимателей при президенте РТ
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров