Экономика и бизнес 23:48, 30.01.2017
После масштабной кампании в СМИ и госучреждениях, анонсирующей начало выдачи карт в Зеленодольске, не пойти и не получить её было бы довольно странно, хотя бы из профессионального интереса. Хотя среди горожан были и те, кто посчитал это своего рода рекламой банков, которые стали основными операторами Карты.
За картой первоначально мы отправились в конце ноября. Заходим в один из пунктов выдачи. Берем талон. Работают два окна. У одного из них собрались четыре пожилых человека. Активно обсуждается вопрос «А зачем они нам вообще?». Консультант пытается объяснять, что карты полностью безопасны и пенсия на них приходить будет так же, как и прежде. Но сомнения в предлагаемых новшествах в глазах горожан всё равно не угасает. Постепенно очередь рассасывается, кто-то нашёл ответы на вопросы, кто-то решил, что карта ему в общем-то и не нужна. Мы же через час ожидания уходим несолоно хлебавши: система подкидывает работникам банковского офиса какие-то неожиданности, они с озадаченными лицами зовут друг друга на помощь. Что ж, технические сбои бывают в любом пилотном проекте (то, что технические сбои на этапе запуска проекта существовали, нам подтвердили и в пресс-службе Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк - подробнее смотрите в конце материала).
Приходим во второй раз. Вновь берем талон. По-прежнему работают два окна. Однако сегодня у дверей банка нас встречает консультант и уже заранее вежливо объясняет преимущества карты: «На нее можно получать зарплату, стипендию или пенсию. Картой можно оплачивать любые покупки. Записываться на прием к врачу намного проще». Ну, хоть что-то внятное.
Очередь на этот раз двигается намного быстрее, оформление документов довольно простое, и через 10 минут Карта жителя у нас на руках. Теперь можно проверить, насколько удобен новый проект.
Одно из интересных преимуществ Карты жителя Татарстана – ей можно расплачиваться за проезд в автобусе. Деньги снимают с так называемого транспортного приложения. Его можно пополнить через любой банковский терминал и, как оказалось, сделать это довольно просто. У нас вышло быстро и с первой попытки.
Проверяем работу системы в транспорте: садимся на автобус №2.Карту принимают без вопросов, деньги за поездку снимают обычным мобильным терминалом в руках кондуктора. Преимущество – в неплохой скидке: проезд в городском транспорте стоит 18 рублей вместо 20 положенных. То есть за месяц, если вы каждый день пользуетесь общественным транспортом, можно сэкономить порядка 80 рублей.
Отправляемся на городской рынок, чтобы купить что-нибудь с помощью новой карты. Первое, что бросается в глаза: практически в каждой торговой точке установлены терминалы. То ли подготовились к новому проекту, то ли и без того на рынке принимали карты. Подходим к лабазу с мясом, заводим разговор о городских новшествах.
- Добрый день! Вы «Карту жителя Татарстана» принимаете?
- Конечно. Два месяца как терминалы установили.
- А скидки предусмотрены какие-нибудь?
- А зачем? У нас и так цены хорошие.
Теперь поднимаемся на второй этаж рынка. Завязываем разговор с продавцом кондитерских изделий. Он карту тоже принимает, но и тут никаких акций и дополнительных скидок нет. Продавец с таким же успехом может провести покупку с любой вашей банковской карты.
На официальном портале Карты указаны заведения, которые точно должны предоставлять скидки горожанам. Заходим в кафе «Pizza House». На сайте указано, что при пользовании региональной картой жителям Татарстана делается 10% скидка. Спрашиваем у продавца:
- Правда, что при оплате «Картой жителя Татарстана» вы покупателям даете скидку?
Продавец отвечает явно растерянно:
- Ой, не знаю, мне об этом ничего неизвестно.
Заходим ещё в один магазин из списка – «Katrin», который продаёт аксессуары и часы. На сайте сказано, что пользователям карты предоставляется пятипроцентная скидка. Выбираем небольшое украшение. Пробуем расплатиться картой. Действительно, скидка учитывается. Но выясняем, что у магазина есть и собственные скидки, которые для пользователей карты уже не действуют. Так что вполне возможно, что речь идёт о своего рода маркетинговом ходе – если уж магазин предоставляет клиентам собственные скидки, почему бы ему не войти в программу скидок по карте? Зато информация об этом месте появляется на сайте Карты и в промо-буклетах.
С помощью карты можно записаться на прием к любому врачу, значится в описаниях к работе Карты жителя Татарстана. Во всех поликлиниках для этого установили терминалы. Так как на карте содержатся данные паспорта, полиса и страхового свидетельства, носить с собой много документов больше не нужно. И это, пожалуй, действительно, серьёзный плюс системы. Ведь далеко не каждый готов носить с собой паспорт и СНИЛС каждый день.
В районной поликлинике проверяем, как же работает система? Вставляем карту в терминал, выбираем нужного врача и получаем талон. Кстати, если вдруг вы передумали идти на прием, то отменить приём можно здесь же. Ещё один плюс – на карте содержится информация для врачей. Медицинские работники могут быстро получить информацию о состоянии здоровья пациента. И ещё с помощью карты врачи формируют электронные рецепты на медпрепараты.
Мы пообщались с несколькими жителями Зеленодольска и работниками банков, которые получали Карты или выдавали их клиентам. Не все из них сразу увидели пользу от новинки, хотя некоторые преимущества карты все-таки отметили. Мы приводим несколько характерных мнений:
Настя Талова, 18 лет, студентка
Свою карту я получила буквально за 10 минут. Подписала все документы, заполнила анкету, меня сфотографировали. Впервые воспользовалась ею в общественном транспорте. Всё прошло удачно. Однако в этот же день у другого кондуктора карта не прошла. Мне пришлось оплачивать поездку наличными. В каких-то моментах проект не был до конца доработан. Но думаю, вскоре все неполадки будут устранены.
Елена, 63 года, пенсионерка
Екатерина Краснова, 29 лет, старший менеджер по обслуживанию одного из офисов банка (настоящую фамилию просила не указывать)Нас карту жителя Республики Татарстан просили получать, что называется, в добровольно – принудительном порядке на работе. Чуть ли не угрожали увольнением. Я первое время не хотела получать, потому что верующая, и в церкви это большим грехом считается. Но вскоре согласилась. Дала добро на получение, все документы подписала. Пришла на службу, стала говорить об этом с батюшкой, он мне этот грех не простил. Очень непонятно всё. Не знаю к кому бы обратиться и у кого спросить, нужны ли нам эти карты.
Я выдаю карты жителя. Чаще всего к нам приходят в возрасте от 35 и до 80 лет. Я считаю, что это обычная карта. Хотя многие опасаются её получать. Преимущество и одновременно недостаток карты в том, что ею можно воспользоваться в одно касание. То есть если я карту потеряю, и ее найдет кто-то, кто знаком с системой проекта, легко будет деньги снять.
Интересно, что благодаря Карте жителя республики в Зеленодольск (а в дальнейшем и другие малые города и сёла РТ), похоже, будут приходить некоторые федеральные акции и проекты, которые раньше часто были доступны только в крупных городах. Так, MasterCard объявила, что до конца февраля будет разыгрывать специальные призы среди обладателей Карты жителя Татарстана, кто расплачивался ей за покупки от 300 рублей. А именно - спортивные сумки и рюкзаки с символикой Mastercard и Континентальной Хоккейной Лиги.
Мы попросили прокомментировать внедрение Карт жителей Татарстана в Зеленодольске и других городах республики представителей Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк России. В пресс-службе банка оперативно представили ответы на наши вопросы и рассказали, в частности, насколько востребована сегодня Карта жителя, какие услуги пользуются популярностью, и насколько безопасна карта в использовании. Назвали здесь и количество уже выданных Сбербанком Карт жителя - больше 12 тысяч штук.
- Какова динамика получения карт – в какие месяцы наблюдалось наибольшее число обратившихся?
- Наибольшее число обращений зафиксировано в период с момента запуска проекта до середины ноября, а также в декабре.
- Какие сервисы, включённые в Карту, кроме оплаты покупок и услуг, на сегодня наиболее востребованы держателями карт?
- Вопрос по востребованности социальных сервисов не находится в компетенции банка. В части финансовых сервисов доступны все банковские услуги. Жители Зеленодольска получают на «карты жителя» пенсии, зарплаты, социальные выплаты. Вырос объем безналичной оплаты товаров и услуг в торговых точках. Например, популярностью пользуется оплата проезда в общественном транспорте непосредственно с банковского приложения карты жителя.
- Были ли какие-либо технические сбои или задержки по техническим причинам с оформлением карт в офисах банка и много ли запросов и жалоб от пользователей на неисправность или некорректную работу карт/приложений к ним?
- Технические сбои при выдаче карт возможны, т.к. в основе процесса - достаточно большая и сложная ИТ-система, обеспечивающая сбор и проверку данных жителя в различных федеральных и региональных службах. Но все технические проблемы своевременно отрабатываются специалистами, что не оказывает существенного негативного влияния на процесс выдачи карт.
Количество жалоб/запросов от пользователей карт на некорректную работу приложений карты незначительно, для фиксации и решения данных проблем с момента запуска проекта организован специальный Контакт-центр по Карте жителя РТ, номер которого сообщается держителю при выдаче и дополнительно размещен на карте.
- Многие пользователи переживают, что система PayPass с бесконтактной оплатой до 1000 рублей без введения PIN-кода может быть потенциально использована мошенниками – например, в случае утери карты или при нахождении в людных местах. Насколько такие угрозы существенны и что Вы порекомендуете делать в случае утери карты?
- Учитывая, что радиус считывания между терминалом и картой составляет 3-5 см,реализация данного риска маловероятна, т.к. карта обычно хранится в месте, обеспечивающем такое расстояние: портмоне, кошелек или сумка. Дополнительно для возможности считывания карт злоумышленникам необходимо иметь считывающее оборудование, которое должно быть зарегистрировано и выдано Банком, что, в свою очередь, делает операции прозрачными и бессмысленными для использования оборудования в корыстных целях.
В случае потери банковской карты, как и при потере кошелька, мы подвергаем риску свои денежные средства. Действовать в таком случае необходимо быстро. Стоит позвонить в Call-Центр для блокировки банковской карты и ее перевыпуска. Если все же бесконтактной картой смогли воспользоваться третьи лица, то максимальная сумма платежа без подтверждения может составить 1 000 рублей. Согласно 161-ФЗ «О национальной платежной системе» этот платеж может быть оспорен владельцем карты и возвращен без дополнительного расследования и в кратчайшие сроки.
Для дополнительного контроля за движением средств на карте клиентам рекомендуетсяподключение SMS-информирования по совершаемым операциям.
- Действительно ли годовое обслуживание карты бесплатное, и возможно ли через какое-то время введение платы за обслуживание?
- Да, плата за годовое обслуживание Карты жителя отсутствует. Планов по введению платы за обслуживание Карт жителя в настоящий момент нет.
Каролина Фасхиева, Сергей Магданов
Фото "Казань24"
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров