Культура 21:14, 25.03.2017
“Сегодня вы не услышите только бардовскую или только академическую музыку, все, что вы услышите сегодня можно и нужно называть синтезом, гармонией” - с таких слов начал праздничный вечер 20 марта ведущий.
В самом деле, с одной стороны, концерт больше напоминал своеобразный квартирник – все свои, выступающие прекрасно знают друг друга и даже многих собравшихся в зале. Из разных концов звучат приветствия:
- Салют! – кричит дама в красном элегантном платье, грациозно помахивая рукой с маленькой сумочкой в руке.
- Салют и вам! – отвечают ей два пожилых господина в не менее элегантных костюмах.
Выступающие смеются, пожимают друг другу руки, рассказывают истории своей молодости. С другой стороны, атмосфера чего-то официального, возвышенного в воздухе тоже витает...
Вот звучит первая песня. На лютне играет Виталий Харисов. Между прочим, без всякого громогласного представления. Музыканта объявят лишь только после исполненной композиции - впрочем, в этом он и не очень-то нуждается.
Весь концерт юбиляра поздравляют, и весь вечер зрители кричат восторженное “браво”. Музыкант улыбается и лишь скромно указывает руками на своих коллег и друзей. Словно бы говоря тем самым, что аплодировать нужно им, без них бы ничего не получилось.
После выступления Виталий Харисов рассказал нам о своем понимании авторской песни, отношении к музыке у молодёжи и своём самоучителе игры на гитаре:
- Виталий, скажите какие самые необычные поздравления с юбилеями или днями рождения вы получали? Наверное, в вашу честь не раз песни писали?
- Да, правда, писали. Думаю, для меня это самое приятное - когда кто-то дарит песню. Хотя песня для меня все же хобби. К слову, Булат Окуджава правильно сказал об авторской песне. Он назвал ее “фольклором городской интеллигенции”.
- А как бы вы сами высказались?
- Ну, лучше Булата Окуджавы вряд ли скажешь (смеется). Авторская песня - уникальное явление русской культуры, ее атрибут. Эта музыка не переводится ни на один язык мира. Потому что здесь важна даже интонация.
- Известно, что вы не обучались профессиональной игре на гитаре, но при этом стали выдающимся гитаристом. По-вашему, чтобы быть музыкантом, достаточно таланта и вдохновения, образование вовсе необязательно?
- Вдохновение и талант, безусловно, необходимы. Но главное - это часы, дни, недели, годы, которые музыкант тратит на занятия. Музыкальное образование уникальное в нашей стране. У нас есть три ступени – школа, училище, консерватория. Требуется 20 лет примерно, чтобы получить профессиональное музыкальное образование. Это много. Но нужно заниматься. А то, что я на гитаре совсем не учился профессионально играть, я бы не сказал. Я учился как пианист, как музыковед, как композитор. У меня были очень хорошие педагоги. И вот научат они меня играть на фортепиано, а я потом все полученные знания автоматически переношу на гитару.
- Получается, что вы владеете игрой на огромном количестве инструментов. Скажите, каждый инструмент давался без особых трудностей, или все же было что-то, что вам приходилось осваивать с большим усилием?
- С любым инструментом могут быть сложности, если не заниматься. Отец у меня играл на мандолине. И лет в 10-12, помнится, я заболел. В школу не ходил долго. Взял инструмент отца, подобрал какие-то легкие песни. Потом он меня ещё чему-то учил. И через месяц я отца уже обогнал (смеется). И вот с этого момента во мне родилась страсть к струнно-музыкальным инструментам. Потом была гитара шестиструнная, семиструнная, лютня, банджо, мандолина. Наверное, только скрипку у меня не получилось как стоит освоить.
- Если подсчитать, вы почти 50 лет жизни посвятили музыке. Не возникало у вас такого желания, как бросить всё и отдохнуть?
- Нет, нет. Это мое хобби, которое стало профессией. Я в этом плане очень счастливый человек. Иду на работу с огромным удовольствием, с радостью. Это редко у кого бывает.
- Вас называют родоначальником казанской школы гитары. Как это случилось?
- Это не совсем так. Минтимер Шаймиев когда-то сказал эту фразу на одной встрече, и она за мной закрепилась. Но на самом деле, дыма без огня не бывает. Во всяком случае, с меня начинается класс гитары в казанской консерватории с 98 года. Когда я в училище поступил, класс гитары существовал, но педагога не было. Мне было обидно, я собирал ходил какие-то методические вещи, упражнения. Помню в 90м, мой друг Саша Лаврентьев, затащил меня в клуб гитаристов. Мы ходили туда по воскресениям, нам очень нравилось. Это был наш первый толчок. Но ближе к 95 году, я понял, что все это любительское и нужно от этого отстраняться. Мы ехали как-то с Сашкой в автобусе, и я ему сказал тогда, что мы с ним погрязли в какой-то тусовке, и что она нам никакого профессионализма не даст. И вот в 95-ом году мы вместе с Сашей провели первый казанский фестиваль игры на классической гитаре. А потом мы год за годом продолжали традицию этого фестиваля, и он по сей день существует.
- В начале 90-ых вы выпустили сборник по игре на гитаре, который пользовался большим успехом. Скажите, сейчас многие в беседе с вами его вспоминают, благодарят ли?
- Да, действительно, многие упоминают. Ко мне даже подходят и просят автографы на этих книжках поставить. А однажды был на книжном рынке на Тинчурина и, знаете, купил свой самоучитель за десять рублей.
- Как, по-вашему, отношение к музыке у людей в последнее время меняется?
- Трудно сказать. Всегда был очень узкий круг людей потребителей музыки. У нас вот есть Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева, а на симфонических концертах все время одни и те же лица. У меня даже есть знакомые, не скажу что друзья, знакомые, которые вообще ни разу в жизни в этом зале не были. Я их зову на какой-нибудь концерт, а они говорят мне о том, что сходить нужно, но не музыку послушать, а зал посмотреть, зал красивый. Это же нонсенс.
- Нельзя не заметить, что на вашем концерте было очень мало молодых людей. Как вы думаете, почему?
- Это очень настораживает. Помню, впервые в жизни попал на концерт авторской песни в университете, там все слушатели – это молодежь. Может быть, вся эта аудитория уже постарела, а преемственности какой-то нет. Сейчас молодые люди живут в телефонах. Я езжу на восьмом троллейбусе в консерваторию, он битком набит студентами, и все они неотрывно смотрят в экран телефона. Им совсем не интересно, что происходит вокруг них. У молодежи нет желания слушать музыку живьем. Может быть, это издержки гаджетов, которые убивают настоящую культуру. Я, когда впервые гитару вживую услышал, весь день ошарашенный ходил. Потом ещё ноты ночью сидел от руки переписывал.
- Какую музыку вы могли бы посоветовать слушать молодым людям?
- Любую музыку можно и нужно слушать, но необходимо научиться в ней разбираться. Я все-таки думаю, чтобы воспринимать музыку, нужно обладать интеллектом каким – то или образованием. Потому что искусство – это дело очень тонкое.
- Как вы думаете, уместно ли сейчас заниматься возрождением авторской песни?
- А зачем ее возрождать? Она не умирала.
Беседовала Каролина Фасхиева
Фото: kazanfirst.ru
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Полезное
Политика
Происшествия
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров