Общество 23:11, 11.04.2017
Месяц назад в Казани появилось региональное отделение некоммерческой организации «Хрюши против», которая до популярности Александра Молочко и Лены Летучей «гремела на всю страну» рейдами по выявлению нарушений в супермаркетах. Кто не видел «налетчиков» в костюмах поросят, штудирующих магазины в поисках просроченного товара, тот не смотрел телевизор. Однако с расцветом телепрограмм «Магаззино» и «Ревизорро» о ряженых борцах за права потребителей подзабыли.
После двухлетнего перерыва «Хрюши против» заявили о себе снова, отказавшись от декораций, но не изменяя принципам. Сегодня это движение поддерживает порядка 20 городов, и совсем недавно к нему присоединилась столица Татарстана.
Портал «Казань 24» пообщался с предводителем «хрюш» в городе Еленой Богдановой и узнал из первых уст, как проходят рейды.
Я увидела телевизионный репортаж о Дмитрии – руководителя местного движения «Хрюши против» в Лениногорске, – у которого из-за рейда по проверке качества товара на прилавках произошел конфликт с администрацией магазина «Шифа». В том сюжете я впервые услышала о существовании общественного движения и заинтересовалась им.
Тогда «Хрюши» существовали во многих городах, но не в Казани. Чтобы запустить это движение, мне нужно было выполнить несколько условий московских представителей: набрать группу из 10 волонтеров в возрасте от 18 до 35 лет, сделать коллективный снимок, провести тестовый рейд, сфотографировать просроченные товары и отправить информацию на рассмотрение. Когда нашу заявку одобрили, мы с ребятами приступили к тренировочным рейдам.
Сегодня в нашей команде 17 волонтеров, но в силу занятости активность проявляют не все. Важно понимать, что нашу деятельность не оплачивают, мы не получаем зарплату – мы добровольцы, волонтеры.
Конечно, прежде чем присоединиться к движению, я тщательно изучила закон «О защите прав потребителей», вызубрила выдержки из САНПиНа, Гражданского и Уголовного кодексов.
Несколько лет работаю в такси. Перешла в службу перевозок, когда поняла, что работа в офисе, от звонка до звонка – не по мне. Искать и, к сожалению, находить некачественные товары на прилавках – хобби. Вступила в «Хрюши против», потому что мной движет активная гражданская позиция.
Практически в каждом магазине меня называют Леной Летучей. На самом деле я не стремлюсь соответствовать ее образу, да и выпуск передачи с ней видела всего один.
Рейды проводим только в тех магазинах, на которые поступают жалобы от покупателей. Реагируем сразу, как удается собрать участников команды.
Первые проверки – тренировочные – проводили в сетевых магазинах «Эдельвейс», «Магнит», «Пятерочка».
Нехорошая ситуация произошла в «Пятерочке» на улице Королева, куда мы пришли, чтобы выяснить, как работает федеральная программа «За качество отвечаем». Суть ее в том, что, если человек покупает просроченный товар, ему должны вернуть потраченные деньги и заменить покупку аналогичной, но свежей.
Администратор не шла с нами на контакт, вела себя довольно неадекватно, сбегала в служебное помещение, отказывалась убрать просроченный товар с полок. Мы кое-как убедили ее в правоте потребителя, и тогда она демонстративно ликвидировала некачественные продукты, но, как выяснилось через пару дней, вернула их на витрину.
В остальных магазинах на наши действия реагировали более адекватно. Например, во время визита в один из «Эдельвейсов» наша группа нашла несколько нарушений, в том числе и по срокам хранения продуктов, сообщила об этом сотрудникам магазина. Они же моментально списала товар и убрала его с прилавков. Через несколько дней мы посетили тот магазин снова, чтобы убедится в добросовестности руководства, и убедились. Такие торговые сети, как «Магнит» и «Эдельвейс», боятся [возможно, проблем с Роспотребнадзором].
Мы не спешим делать выводы о продуктовых сетях по одному супермаркету – проверяем каждый, где покупатели замечают нарушения. Недавно среагировали на обращение жительницы Авиастроительного района, которая сообщила о товарах сомнительного качества в магазине «Эдельвейс» в той же окрестности. Провели рейд.
Во время той «ревизии» возникли вопросы по маркировке на упаковках с сухофруктами, семечками, орехами. Их продавали без указания стандартной информации – срока годности, даты изготовления, производителя.
Процесс затянулся на несколько часов – я покинула магазин в час ночи. Для того, чтобы утилизировать просроченный товар, который нашли мы, пришлось вызвать сотрудников полиции (участкового) – директор долгое время не соглашалась ликвидировать весовую «просрочку».
То, как проходит рейд, мы фиксируем на видеокамеру. На съемку реагируют спокойно. Проблемы могут возникнуть, если снимать лица сотрудников.
Первый этап – контрольная закупка, второй – доскональная проверка всех отделов. Как правило, для ускорения процесса мы – волонтеры – распределяем обязанности.
Товары с нарушениями сортируем по тележкам. В одну складывает «просрочку», в другую –изделия с нарушением правил маркировки, в третью – «сомнительную» продукцию, например, без даты изготовления. Во всех случаях мы сначала просим сотрудников показать документы, удостоверяющие, что товар годен.
Контрольную закупку может проводить абсолютно любой потребитель. Для этого ему нужно прийти в магазин, найти продукцию с истекшим сроком годности, если такая есть, купить. Затем вскрыть упаковку и предъявить продавцу кассовый чек. Вскрывать нужно, чтобы недобросовестные сотрудники не вернули продукт на витрину.
Часто попадаются товары с двумя маркировками – от производителя и самого магазина. Скорее всего, это делается для удобства кассиров, которые считывают штрих код и заносят его в собственную базу данных. В таком случае дата упаковки на одной маркировке должна совпадать с датой упаковки на другой.
О движении «Хрюши против» в Казани знают единицы. Бывает, продавцы просят предоставить документы, но мы действуем на основании закона «О защите прав потребителей», а для этого не нужно обзаводится какими-то удостоверениями.
С собой на рейды берем резиновые перчатки и мобильный телефон с видеокамерой. Для точного определения срока годности используем приложения «Калькулятор дат» или «Срок годности».
Некоторые продавцы обзаводятся двумя «Книгами отзывов и предложении» - отдельно для положительных и отдельно для отрицательных откликов. Первую, очевидно, предъявляют сотрудникам Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор пока не проявил интерес к нашему движению – не так много времени прошло с тех пор, как мы его [движение] запустили. Пойду ли я работать в Роспотребнадзор, если мне поступит такое предложение? Нет.
С просьбой не проводить рейды в определенных магазинах и получить за это вознаграждение ко мне обратился посредник представителя одной из торговых сетей. Суммой не интересовалась. Ответила: «Мы взяток не берем!»
Где будет проходить рейд, знаю только я. Остальные участники команды узнают по факту – в день проверки, в обозначенное время нашей встречи, которая, как правило, проходит на нейтральной территории. Почему? Во-первых, чтобы избежать утечки информации.
Мы взаимодействуем с татарстанским общественным движением «Народный контроль» (не путать с сервисом «Народный контроль» на портале Госуслуг – прим. «Казань 24»). Ребята активные, пересылают нам отзывы от потребителей в частности из Алексеевского и Балтасинского районов.
После того, как видеоролики с нашими рейдами распространили паблики, мы стали чаще получать обращения от жителей Казани. Сейчас в обработке находятся порядка 20 жалоб, подкрепленных фото/видео аргументами нарушения закона «О защите прав потребителей».
Люди в основном жалуются на продажу гнилых овощей и фруктов. Так же есть недовольные качеством блюд собственного приготовления и санитарными условиями сети «Бэхетле».
Считаю, что закон «О защите прав потребителей» составлен достаточно грамотно. Другой вопрос, как его трактуют жители, и как реагирует на жалобы Роспотребнадзор?
Не могу сказать, как сложатся отношения с Роспотребнадзором. По итогам контрольных закупок мы отправляем туда письма, чтобы госорган взял под свой контроль работу того или иного магазина с нарушениями. Если в ответ я буду получать стандартные отписки, или найду расхождение с законодательством, то готова обращаться в прокуратуру.
В большинстве своем люди не желают отстаивать права – они пассивны. Теперь этим займемся мы – активисты движения «Хрюши против», которые преследуют цель – избавить потребителя от некачественного сервиса и товара.
___________________________________________________________________________________
Представители организаций, которые занимаются контролем качества товаров в магазинах и на рынках Татарстана, в целом одобряют проект «Хрюши против», но подчёркивают, что его участникам необходимо действовать корректно и по закону. Об этом, в частности, нам заявила представитель Общества потребителей Татарстана «Общественный контроль» Ольга Губайдуллина:
«О движении узнала после инцидента с подвижниками «Хрюши против» в Лениногорске. Поддерживаю активистов, но, в то же время, хочу пожелать им, действовать более корректно. Я как председатель региональной общественной организации по защите прав потребителей высказываюсь за это направление.
Сегодня сложно быть уверенным в качестве товара. Недобросовестные предприниматели зачастую отделываются штрафами. Думаю, активность общественников поможет изменить ситуацию в какой-то степени. «Хрюшам против» нужно сотрудничать со СМИ, чтобы о непорядочных продавцах могли узнать как можно больше потребителей.
В свою очередь наша организация готова сотрудничать с представителями нового для Татарстана движения. При необходимости мы поможем выработать стратегию во благо. Нужно взаимодействовать, как с потребителями, так и с предпринимателями. Потому что им сейчас тоже несладко».
P.S. Получить оперативный комментарий о деятельности активистов от сотрудников татарстанского Роспотребнадзора не удалось в силу занятости его пресс-службы, до которой редакция портала «Казань 24» пыталась дозвониться в течение двух дней. Сегодня после обеда на наше письмо ответили очень лаконично:
«Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан в соответствии с Положением не обладает полномочиями по высказыванию суждений/комментариев своего отношения к каким либо общественным объединениям. Этот вопрос вне нашей компетенции».
Беседовала Яна Кузьмина
Фото: vk.com/hrushi_kzn и vk.com/hrushigroup
Новости по теме
Популярное
Новости Казани
Авто
АПК
Архив
Блоги и соцсети
ЖКХ
Кубок Конфедераций
Медицина
Образование и наука
Общество
Полезное
Политика
Промышленность, технологии, связь
Религия
Спорт
Строительство
Экология, природа и окружающая среда
Экономика и бизнес
Новости партнеров