21.09.2024 08:44

USD

EUR

Казань

«250 граммов – слишком мало… Авиамоделированию придёт конец»

Архив 16:02, 31.03.2016

Казанские авиамоделисты и предприниматели рассказали порталу «Казань24» о недостатках нового закона о беспилотниках и нашли некоторые плюсы

Накануне в России вступил в силу закон о «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Редакция «Казань24» выяснила, чего не хватает в новом законе, какие меры будет применять надзорный орган к правонарушителям и как относятся к этому казанцы, которые используют беспилотники в работе.

Согласно документу, все летальные аппараты, взлетная масса которых начинается от 250 граммов, должны быть зарегистрированы их владельцами. При регистрации заявитель предоставляет в надзорный орган (ФСБ) свои паспортные данные, информацию о месте жительства, номер ИНН, номер телефона, а также сведения об изготовителе дрона, серийный номер и количество двигателей, которыми оснащен аппарат. После процедуры ведомство выдает документ, в котором указаны характеристики регистрируемого БПЛА и данные самого «пилота».

Однако уже на данном этапе видны пробелы в законе, которые вызвали резкую критику общественности. Аппараты бывают разные, но никакого деления их на малые, средние и т.п. нет, поэтому под законодательство попадают даже детские игрушки и модели радиоуправляемых самолетов, что значительно усложняет жизнь как авиамоделистам, так и родителям, которые подарили ребенку безобидный вертолет на радиоуправлении.

По мнению технического директора ООО АМК «Глобал Медиа», преподавателя Казанской школы авиамоделирования Артема Царева, регистрацию БЛА нужно было сделать обязательной в случае, если аппарат весит примерно от 600 граммов: «потому что 250 граммов – это слишком мало. В нынешнем виде закон нельзя вводить, так как авиамоделированию в таком случае вообще придёт конец!», считает педагог.

Дело в том, что зарегистрировать макет самодельного летательного аппарата нельзя – он не серийного производства и, получается, незаконен по сути своей. Изменить ситуацию могут очередные поправки в законе. То есть, необходимо доработать законодательную базу и упростить регистрацию отдельного класса БПЛА.

За рубежом, например, где подобная практика уже не нова, зарегистрировать беспилотник можно онлайн, что существенно упрощает процедуру и экономит время, а спортивные или развлекательные БПЛА вовсе не требуют наличия лицензии. «Дети должны иметь возможность запускать то, что они собрали», – добавляет собеседник портала.

С мнением Артёма согласен и другой наш эксперт, пожелавший остаться инкогнито: «В целом, в законодательной базе не хватает пояснений и разъяснений, и регламентации по случаям отдельным. Действительно, авиамоделистов необходимо отнести в отдельную категорию и прописать, что можно и что нельзя, и с какими согласованиями».

Также среди недостатков закона казанцы отмечают не до конца ясную систему получения прав на управление дроном. Согласно обновленному Воздушному кодексу, "командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа", но каким образом оператор летательного аппарата получает право управлять воздушным судном – неизвестно.

Размер штрафа за управление незарегистрированным БПЛА варьируется от двух до двух с половиной тысяч рублей. Нарушение правил использования воздушного пространства обойдется пилоту в пять тысяч рублей.

Но несмотря на очевидные недоработки нововведения, есть и положительные стороны. «Я считаю, этот закон важен для безопасности. Потому что вычислить дрон в воздухе невозможно, и если один из них упадет, – а последствия могут быть различные, – то вычислить, чей он, будет легко. Новый закон – это хоть какое движение вперёд. Потому что «по-старому» взлет любого БПЛА априори считается нарушением закона. И чтобы сегодня официально согласовать полет, можно голову сломать», – комментирует инициативу российских законотворцев Владислав Кушнеров, директор Kinokrut Laboratory.

Действительно, изменения в Воздушный кодекс правительство РФ внесло с целью повысить уровень безопасности в воздушном пространстве. И если на территории нашей страны не было серьезных инцидентов с дронами, то в Америке подобное случалось неоднократно.

Достаточно вспомнить случай с рухнувшим беспилотником, с помощью которого неизвестные пытались доставить через границу одной из латиноамериканских стран более двух с половиной килограммов наркотиков. Поэтому можно сказать, что «наши» депутаты работают на опережение, другой вопрос – как они это делают…

Анна Кузина

Новости партнеров