Вчера в Деревне Универсиады прошли съемки второго юмористического шоу «Четыре татарина». О том, как развивается шоу, как зрители не уловили шутку про Шаймиева, а сценка по мотивам сказки о Шурале взорвала зал — в репортаже «Казань24»
Что происходит?
В Казани полным ходом идет возрождение юмористического бренда «Четыре татарина», с которым Татарстан в свое время гремел на КВНе. В лучшие времена республиканская команда стала двукратным вице-чемпионом высшей лиги, двукратным обладателем золотых наград в Юрмале и двукратным победителем первой лиги.
«Золотое время» татарстанского КВНа стало буквально кузницей кадров для республиканского чиновничества. Так
Владимир Леонов стал министром по делам молодежи и спорту РТ,
Дамир Фаттахов первым замруководителя Исполкома Казани,
Игорь Сивов руководителем Аппарата Исполкома Казани,
Михаил Волконадский — шоуменом и постановщиком городских и республиканских мероприятий.
Сегодня принято волевое решение сделать из «Четырех татар» полноценное телевизионное шоу, а потом — и новых чемпионов российского КВНа. Съемки первого шоу прошли 4 декабря прошлого года. Тогда зрителей в зале собралось не так много, а сами скетчи команды были скорее пробными и массовым зрителем были приняты сдержанно.
Вчера же «Четыре татарина» показали качественный рост и даже смогли расшевелить зал. Однако и зрители, и организаторы шоу признают, что еще есть над чем работать. А те, кто не был вчера на съемках, смогут увидеть телевизионную версию шоу. Организаторы обещают, что из одной двухчасовой записи получится три полноценные ТВ-программы, которые в дальнейшем покажут на ТНВ.
Татарская народная, дачи, Иннополис и «Алабута»
Открыл шоу — ТВ-зрители этого не увидят — режиссер шоу «Четыре татарина», по совместительству режиссер шоу «Уральские пельмени» и трехкратный чемпион СССР по КВН
Леонид Коновалов (Москва): «Внимание ПТС, моторы на запись, аплодисменты!». И ушел со сцены.
Сразу вступила «Волга-Волга» — руководитель группы
Антон Салакаев, кстати, музыкальный продюсер шоу — с татарской народной песней, в своем стиле, конечно. Еще один музыкальный номер — и, наконец, долгожданные шутки...
Первая сценка — дачная. «Майская народная загадка — без окон, без дверей полна горница людей? Правильно — дачный автобус!». Тут зрители увидели и легендарное водительское «Когда полный наберется — тогда и поедем», и стандартную дачную давку с саженцами, резиновыми сапогами и жарой, и, неожиданно, африканца. Забавно было только в конце номера, когда выяснилось, что бензин в автобусе кончился — а произошло это аккурат в 40 километрах от Казани — и все дачные товарищи решили организовать что-то прямо в этой «глуши». «Так в Татарстане появился новый город — Иннополис» — объявил голос из-за кулис. Аплодисменты.
http://old.kazan24.ru/images/news/4tatar3.jpg" class="img_top_news" alt="Первые аккорды суперхита группы «Ленинград» «Экспонат» узнали все. Но на шоу «Четыре татарина» это была, конечно же, татарская версия — «Алабута». Исполнили на шоу и другой хит — уже казанский — «Такого как Путин». Но надо признать, что на видео эта песня в исполнении ансамбля «Злачное место» и
Диляры Умаровой звучала лучше, чем в концертном зале — в их же исполнении. Не хватило драйва.
Замечательно сыграл камерный оркестр La Primavera — небольшим составом — вариацию на трек Pump It группы The Black Eyed Peas. Профессионально, классно, органично.
Ансамбль «Волга-Волга» же отвечал за общее настроение шоу и активность зрителей. Так Салакаев и Ко попытались расшевелить зал заводной версией трека из 90-х «Ладошки»: «Две ладошки, нежные кошки, а за окошком дождь! Две ладошки, нежные кошки, ты не прогонишь прочь!». Зал стеснялся, хлопал, даже немного подпевал — но особой активности все же не проявил.
Поющие гаишники Татарстана
Не обошли вниманием «Четыре татарина» и тему ГИБДД. «Волка ноги кормят. А гаишников на заброшенной трассе Базарные Матаки-Биляр кто только не подкармливает», объявил голос из-за кулис. Здесь мы узнаем историю двух инспекторов, которых сослали на заброшенную трассу за то, что они таксовали на служебной машине, умудрились подвезти своего начальника да еще и денег за это потребовали. Неудачники, в общем, потому что даже на этом отшибе цивилизации чуть не ухудшили свое положение — попытались оштрафовать прокурора на велосипеде <обычно он на Porsche Cayenne разъезжал>. «А я свою машину отдал детям нуждающимся. Сыну», — пояснил прокурор и укатил в дальние дали.
http://old.kazan24.ru/images/news/4tatar.jpg" class="img_top_news" alt="Плавно номер перешел к песне «Не уходи», которой в прошлом году взорвали интернет альметьевские гаишники. Закончился номер в стиле «Четырех татар», очень добро: «Друзья, на написание этого номера нас вдохновили дейтвующие работники ДПС капитан полиции
Александр Коновалов и старший лейтенант полиции
Ильдар Фахретдинов, те самые поющие гаишники из Татарстана. Парни, огромное вам спасибо за создание положительного образа российского полицейского. И это мы не шутим!».
Краткий курс дайвера
Определенно хорош, но несколько недоработан был — не хватило динамики и импровизации — номер про дайверов, которые погружались на дно Казанки — выходили в зал. «О, устрицы! Креветки! Золотая рыбка!», — восклицали дайверы, перебирая зрителей.
— Так, ладно, давай я тебя по звукам погоняю. Вот это что за звук? <раздается рев катера>
— Это катер!
— Правильно! Это что за звук? <раздается хлюпанье лопастей катамарана>
— Катамаран!
— Молодец! А вот это что за звук? <раздается шлепанье ногами по воде>
— Я не знаю...
— Запоминай — это Минтимер Шарипович Шаймиев в Кремль идет. Просто опаздывает, решил по воде срезать.
Судя по раздавшимся аплодисментам, эту шутку оценили человек десять из всего зала...
Татарская семья и русская невестка: часть вторая
Президент КВН РТ
Андрей Кондратьев на пресс-конференции сообщил, что в шоу будут и постоянные персонажи. Например — татарская семья и русская невестка, которые появились на съемках первого шоу «Четыре татарина». И если тогда был скетч на тему знакомства, то на этот раз показали выбор свадебного платья и подготовку торжества, причем молодые ушли на второй план, а на первый вышла тяжелая артиллерия — мамы. Файруза Рахматуллаевна (ФР) и Алевтина Леопольдовна (АЛ) определенно нашли друг друга.
Невестка: Вот я знала, что Вы мне не поможете, поэтому свою маму позвала! Мама!
<включается песня «А я сяду в кабриолет» и на сцене эффектно появляется мама невесты>
АЛ (одобрительно): Так красиво выглядишь!
Невестка (язвительно): А вот кто-то там говорит, что мне не идет...
АЛ (уничижительно): Просто на периферии отсутствует вкус и тяга к прекрасному.
ФР (удивленно): Я не поняла, она сейчас что, про меня какую-то гадость сказала что ли?!
АЛ (высокомерно): А Вы знаете, я ведь сюда шла на запах перемячей — так и думала, что Вас встречу. Женщина... Вы же женщина?.. Давайте знакомиться — Алевтина Леопольдовна.
ФР (поджав губы): Файруза Рахматуллаевна.
АЛ: Рахмаа?..
ФР: Рахматуллаевна.
АЛ (насмешливо): Я уж извиняюсь, я просто в названиях китайского чай не разбираюсь.
<картинный смех с обеих сторон>
ФР (язвительно): Алевтина Леопольдовна, давайте жить дружно!
Ну а потом мамы перешли к делу — обсуждению стола, программы и других деталей свадьбы. Особенно конструктивно диалог пошел после того, как обе достали по фляжечке — с «валерьянкой» и «корвалолом».
ФР (спокойно): Давайте меню обсудим?
АЛ (воодушевленно): Давайте! Значит, в центре стола будет стоять поросенок...
ФР: <немое молчание, шок — в зале громкий смех и аплодисменты>
АЛ: … с яблоками? Чтобы вы хотя бы яблоки покушали... <хлопали все>.
Татарская академия балета уникальных народов — ТАБУН — и балет «Шурале»
Этот номер стал, пожалуй, гвоздем выступления. И это тот случай, когда словами номер не описать — его надо смотреть. Сам Шурале — это просто невероятный герой. Как он испугался Батыра <потому что тот объелся очпочмаков, губадии, кыстыбый и других татарских блюд и несколько...кхм...вырос>, как стал его щекотать — это отдельная тема, Батыр тоже невероятно пластичен — как, в конце-концов, заставил Батыра бояться его. <когда лесное чудище начинает танцевать под песню «Стиль Собачки» Потапа, Насти Каменских и Бьянки любой испугается>.. Смотрелось, не как прописанный сценарий, а как импровизация.
И бревно. Которое отбивалось от Батыра, как могло, потому что тот принес на постановку настоящий топор. Которому разрешили выйти на сцену с кем-то, чтобы не было так страшно — и оно вышло с Лениным. А потом и с двумя девушками...
Режиссер: Так, бревно, кто это рядом с тобой?
Бревно: Ну вы же мне сами вчера сказали, что у бревна должны быть... <показывает какую-то записку>
Режиссер (краснея и взрываясь): Идиот... СучкИ! У бревна должны быть сучкИ! Ударение правильно ставить надо!
О чем еще?
http://old.kazan24.ru/images/news/4tatar4.jpg" class="img_top_news" alt="Еще «Четыре татарина» шутили про академию спорта и продажу чернокожего студента в казанский «Рубин», показали сценку из татарского двора с четыремя героями и дедом по вызову. Сделали три скетча с командой «Камаз-Подмастерье», которая как никто другой далека от своего аналога, «Камаз-Мастера», в профессиональной стезе, но определенно идет на гран-при в номинации «Мастера нелепых случайностей». Снова был первый татарский шансонье Сирин Шуфутуллин.
Но на этих номерах не хочется останавливаться, потому что с ними надо еще работать. Где-то не хватает динамики, где-то смысла, где-то шуток, где-то артистизма... Но организаторы обещают, что с каждый разом шоу будет становиться все лучше. Кстати, они же сообщили, что готово уже третье шоу «Четыре татарина» — и его покажут в ближайшее время.
Что говорят?
«Казань24» опросил некоторых именитых гостей шоу и выяснил, что в целом вечер им понравился, но каждому чего-то не хватило в выступлении татарстанской команды.
Певица, участница трио «Зу-Ляй-Ля» Ляйсан Закирова
- Из тех номеров, что я увидела сегодня, мне понравилась трактовка балета «Шурале», и сценка, где мать жениха и его будущая теща выбирают свадебные наряды – то есть те номера, в которых принимает участие Сирень Байрамов. Он наиболее органичен, искренен и очень куражной на сцене. Он не боится быть смешным и нелепым и просто веселится и бесится. Из «старой гвардии» - Павел Пристанский - классный актер. Если честно, я прихожу на это шоу, ради этих актеров. Однако, мне кажется, отдельные моменты все таки нужно доработать, хотя я и не являюсь мастером в подобном речевом жанре. Мне не хватило какой то динамики и, конечно же, хотелось бы шуток побольше.
Сценарист, телеведущий, экс-редактор Высшей лиги КВН Михаил Марфин
- Я, конечно же, смотрел и первое шоу «Четыре татарина», а второе шоу смотрю второй раз – вчера видел его на генеральном прогоне. К подготовке шоу я подключаюсь только на последнем этапе, и хочу сказать, что юмор – это достаточно тяжеленькая штука. Соответственно и «Четыре татарина» - это большое серьезное дело, которое трудно подготовить. Но мне кажется, что в результат нашей работы есть, во всяком случае – есть прогресс. Хотя какие-то отдельные вещи, на вчерашней «генералке» мне понравились больше, так что есть, куда расти и стремиться. Из нынешней программы мне определенно больше всего понравился номер «Шурале».
Я надеюсь, что этот проект в будущем будет продолжаться и с каждым новым шоу становиться все лучше и лучше. Ведь коллектив будет сплачиваться, набираться опыта и сыгрываться, что очень важно в подобном скетч-шоу. Мне кажется, что в дальнейшем эти ребята смогут составить конкуренцию, например, «Уральским пельменям». Они работают на местном материале – а это многого стоит. Ведь как бы не извращались федеральные телеканалы, 40% телесмотрения приходится на местные новости и продукты, потому что люди хотят видеть то, что происходит вокруг них, свою жизнь. При этом не очень хорошо была принята шутка про Минтимера Шаймиева, который ходил по воде. Я думаю, что она не совсем так, как нужно, была сыграна. При этом сегодня публика была весьма сдержанная. Например, на ген-прогоне в зале сидели студенты и им было везде весело. А сегодня многие приняли позицию «Ну-ну, ну-ка рассмеши меня». Я смотрел на лица людей – они улыбались, настроение было нормальное. Но я не хочу снимать вины с артистов, которые темп кое-где провалили и недоиграли, а где то и переиграли.
Между тем я ни в коем случае не допускаю участие клакеров во время съемок. Юмор – это такая штука, как в цирке – трюк или есть, или нет, а здесь – смех, он либо есть, либо его нет.
Директор высшей школы журналистики и медиакоммуникации КФУ, экс-гендиректор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский
- В целом шоу очень хорошее. Я же вырос на одесском юморе, и он совершенно другой. Поэтому, к другим формам, вызывающим смех, я отношусь весьма настороженно. Соответственно я весьма строгий зритель, поэтому в прошлом меня приглашали в члены жюри местного КВН. Возможно, после этой публикации Андрей Кондратьев снова согласиться это делать. То есть я человек немножко скучный на «внеодесский» юмор. Но в сегодняшнем шоу были порывы, которые вполне можно дотянуть. Например, номер с ГАИшниками, который неожиданно очень патриотично закончился. Хотя видимо все имеют автомобили, и шутя про ГИБДД предпочитают закончить позитивно. Ну и конечно же понравился «Шурале», и особенно этот мальчик, который собственно Шурале играл – он очень пластичный и энергичный. Он по-настоящему смешной – а в КВН должно быть смешно. И сегодня на сцене были показаны заготовки, но этот актер смотрелся так, как будто он постоянно импровизирует и это было очень естественно. Радует то, что национальный татарский юмор, сегодня тихо и уверенно второй раз пробивает себе дорогу.
Елена Орешина
Фото: автора и из социальных сетей