
Какой казанец не мечтал перед революцией открыть в городе свой «кинематограф» - в новой серии «Прогулок по старой Казани»
Читайте в предыдущей серии "прогулок" –
«Баумана, 70: в доме Остермана торговали мотосакошами и учили езде на велосипедах». Все материалы рубрики -
здесь.
Кинематограф. Три скамейки.
Настала пора познакомиться поближе еще с тремя домами на улице Баумана. На четной стороне мы покинули улицу у дома Соломина (№62).
Следующий дом № 60, построенный в первой половине XIX века, поначалу принадлежал К. Григорьеву, потом М.С.Подуруевой (будущей владелице замечательного особняка на ул.Лобачевского, где сейчас Союз композиторов), позже дом перешел к
Доротее Даниловне Стадлер.
http://old.kazan24.ru/images/news/baumana60.jpg" class="img_top_news" alt="Дом этот интересен, помимо прочего, тем, что в нем был один из первых казанских стационарных кинематографов. Приведем выдержку из очень добротных и интересных материалов доцента местного университета культуры
Елены Алексеевой.
«3 декабря 1908 года жена врача О.Н.Веселицкая пишет прошение на устройство кинематографа в доме Стадлер на Бол. Проломной улице. «При сем имею честь присовокупить, что в означенном помещении находился разрешенный комиссией содержателю Шмидту кинематограф «Модерн». Название открываемого мною кинематографа присвоено «Иван» - добавляет она в прошении.
В следующем году владелица просит переименовать «Ивана» на «Общедоступный театр». А «Вся Казань на 1910 год» сообщает об очередной смене названия – теперь «Модерн»- «Иван»-«Общедоступный театр» стал «Олимпом».
Немому кино той поры поневоле приходилось использовать мелодраматические сюжеты: беззвучный фильм должен был привлекать зрителя мимикой, жестикуляцией и движениями артистов. Стихотворение
О.Э. Мандельштама «Кинематограф» настолько хорошо передает атмосферу этих кинематографических мелодрам, что хочется привести его без изъятий.
Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.
Не удержать любви полета:
Она ни в чем не виновата!
Самоотверженно, как брата,
Любила лейтенанта флота.
А он скитается в пустыне —
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы графини.
И в исступленьи, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука. Бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
В груди доверчивой и слабой
Еще достаточно отваги
Похитить важные бумаги
Для неприятельского штаба.
И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несется,
Стрекочет лента, сердце бьется
Тревожнее и веселее.
В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.
Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему — отцовское наследство,
А ей — пожизненная крепость!
http://old.kazan24.ru/images/news/pic21.jpg" class="img_top_news" alt="
В доме Стадлер был не только кинематограф. Имел тут свою мастерскую по изготовлению вывесок
Константин Михайлович Киц, один трех специалистов этого профиля в Казани. Двое других жительствовали тоже на Проломной. Судя по всему, все трое занимались изготовлением в основном текстовых вывесок разного размера и конструкции. Этими вывесками были заполнены центральные улицы города – стоит только взглянуть на старинные открытки.
Но владельцам заведений кроме текстовых вывесок нужны были еще и вывески с изображением их товара. И тут находилось дело
«живописцам вывесок» - так назывались эти ремесленники. Внимательное рассмотрение старых фотографий позволяет увидеть на них такие вывески: здесь и фрукты, и чай, и халва, и табак, и мужское и дамское платье, хлеб, пирожные, колбасы, сыры, вина, меха.
Кроме мастерской Кица, торговал тут своей мебелью известный в городе мастер
Карл Карлович Боль, имела «мастерскую серебряных дел»
Евдокия Дмитриевна Прохорова, а
Мордух Герцевич Маевский торговал часами. Как все это умещалось в небольшом, в сущности, здании, понять сложно.
http://old.kazan24.ru/images/news/viv1.jpg" class="img_top_news" alt="
http://old.kazan24.ru/images/news/4f014cfb3b1a.jpg" class="img_top_news" alt="
Дожил до столетия
На миниатюрном фронтоне
следующего дома № 58а был до ремонта барельеф, на котором при внимательном рассмотрении можно было увидеть букву "Э". Она напоминала о тех временах, когда "Татарстан" назывался "Электра". До того кинематограф назывался "Аполло". Зданием, построенным в середине прошлого века, владели купеческие семейства Золиных и Ульяновых, позже оно перешло к Ульяне Матвеевне Красниковой. Долгое время здесь размещался "Антикварный книжный магазин и склад народных изданий
Викулы Ивановича Терентьева в Казани".
http://old.kazan24.ru/images/news/elektra2.jpg" class="img_top_news" alt="
http://old.kazan24.ru/images/news/elektra3.jpg" class="img_top_news" alt="
http://old.kazan24.ru/images/news/elektra1.jpg" class="img_top_news" alt="
На снимках фасад и интерьеры кинематографа «Электра» в 1915 году. На фронтоне видна буква А, напоминающая о прежнем названии «Аполло».
Волей-неволей нам придется продолжить разговор о казанских кинематографах: ведь именно в этом здании ровно сто лет под разными названиями просуществовал кинотеатр. Заметим интересную подробность: старорежимное название «Электра» (в греческой мифологии, как сообщает словарь Брокгауза и Ефрона, это дочь Океана, супруга Тавманта или же дочь Атланта, одна из семи Плеяд) сменилось на соответствующее духу индустриализации «Электро».
Название это благополучно продержалось до 1950 года, после чего в течение 58 лет кинотеатр просуществовал под названием «Татарстан». Наряду с «Родиной» это был первоэкранный кинотеатр, в 1931 г. там был впервые в Казани показан звуковой фильм.
По питерским меркам (Москву знаю плохо, поэтому могу сравнивать только с Ленинградом) это был совершенно рядовой кинотеатр с небрежной отделкой интерьеров, но для Казани в нем чувствовалась даже некоторая претензия на роскошь. Как бы там ни было, но посещали его охотно, в кассы часто выстраивались очереди.
http://old.kazan24.ru/images/news/14339219_1238646299521632_137570442_o.jpg" class="img_top_news" alt="
http://old.kazan24.ru/images/news/14375436_1238646296188299_788083192_o_(1).jpg" class="img_top_news" alt="
Редкие фото! Рекламные установки во дворе кинотеатра "Электра"
Перед революцией в Казани было уже 16 кинотеатров, за исключением одного в Адмиралтейской слободе все они было подключены к электросети и своими размерами вовсе не походили на мандельштамовские «три скамейки»: «Аполло», например, имел вместимость зрительного зала в 393 человека, а фойе было рассчитано на 217.
Желающих открыть свой кинотеатр было так много, что «Порядок открытия кинематографов» был напечатан в газете: «Городской управе прислан циркуляр, устанавливающий новый порядок открытия кинематографов, согласно которому городским управам представляется право давать лишь принципиальное согласие или разрешение на открытие кинематографов.
Технические же проекты и планы помещений и зданий, устраиваемых для кинематографов должны передаваться управой на заключение строительного отделения губернского правления». Надо сказать, что начальство удовлетворяло прошения об открытии кинематографов, но требовало неукоснительного выполнения мер безопасности, установленных «
Нормальными правилами по устройству, содержанию театров кинематографов и по хранению целлулоидной для них ленты».
На иллюстрациях: кинопроекторы начала XX века
http://old.kazan24.ru/images/news/pathpost.jpg" class="img_top_news" alt="
http://old.kazan24.ru/images/news/kinoprektorpate.jpg" class="img_top_news" alt="
Ульяне Матвеевне Красниковой принадлежал и
дом № 56, построенный в первой половине XIXвека и принадлежавший ранее купеческим семействам
Ульяновых и Золиных.
http://old.kazan24.ru/images/news/baumana56.jpg" class="img_top_news" alt="Домовладения в центральном районе не могли иметь значительных промышленных предприятий, как это нередко имело место в других частях города. Но зато дома здесь были буквально начинены мастерскими самого разного рода. Дом У.М.Красниковой ярко показывает это. Здесь одновременно размещались:
Серебряная мастерская
М.А.Сергеева (5 чел.)
Резчик печатей
С.М.Окунь (1 чел.)
Портновская мастерская
П.Г.Ярутина (3 чел.)
Дамская портниха
М.В. Никитинская (7 чел.)
Прачечная
А.В.Иванова (5 чел)
Красильная
Матильды Андсен (2 чел.)
А кроме того «Антикварный книжный магазин и склад народных изданий
Викулы Ивановича Терентьева в Казани».
В этой связи мне хотелось бы поговорить
о прачечных и вообще о стирке того времени: уверяю, что читать будет не скучно. Но о стирке в те времена, ее приемах и способах, о тарифах на стирку – обо всем этом мы поговорим в следующем выпуске.
Дикобр Бобровский
Читайте в предыдущей серии "прогулок" –
«Баумана, 70: в доме Остермана торговали мотосакошами и учили езде на велосипедах». Все материалы рубрики -
здесь.
Источник главного фото - Яндекс-карты