23.11.2024 04:37

USD

EUR

Казань

Рифкат Минниханов: 19 лет, которые изменили автомобильный Татарстан

Архив 15:26, 08.08.2016

Главный госавтоинспектор республики ушёл, оставив после себя масштабное наследие: от камер фиксации и культуры вождения до уменьшения количества ДТП в Татарстане

Громом посреди практически ясного августовского неба в Казани сегодня стала новость из стен Управления ГИБДД МВД по Татарстану. Со своего высокого поста уходит казавшийся несменяемым глава ведомства, родной брат президента Татарстана Рифкат Минниханов. О своём решении старший из братьев Миннихановых сообщил на специально созванной пресс-конференции. Впрочем, некоторые казанские издания сообщили о решении начальника ГИБДД заранее с уточнением, что теперь рулить автоинспекцией в республике будет начальник одного из отделов ГИБДД МВД по РТ Ленар Габдурахманов. О новом руководителе ГИБДД Татарстана известно немногое: ему 36 лет, некоторое время назад он командовал ротой отдельного батальона ДПС ГИБДД и проводил рейды «по мотоциклистам» в Казани. То есть занимался тем самым направлением работы ГАИ, которая недавно довольно остро «всплыла» на страницах газет и интернет-изданий из-за случившегося противостояния инспекторов с казанскими байкерами. Что же касается самого Рифката Минниханова, то он решил уйти с поста главы ГИБДД по собственному желанию, 61-летний полковник не захотел продлевать срок своей службы. Что характерно, он заявил об этом как раз в преддверии профессионального праздника – российская автоинспекция празднует 80 лет со дня создания. Мы решили вспомнить основные вехи его карьеры и достижения и неудачи, случившиеся за время службы в ГАИ-ГИБДД. Рифкат Минниханов и «ГАИ из 90-ых» http://old.kazan24.ru/images/news/minnikhanov-gibdd.jpg" class="img_top_news" alt="Многолетний руководитель республиканской ГИБДД возглавил её в 1997 году, когда его брат Рустам Минниханов работал министром финансов Татарстана. На тот момент у него уже был солидный опыт работы в структуре автоинспекции – с 1992 года. То бишь все «лихие 90-ые» Рифкат Минниханов прочувствовал на себе и своих подчиненных: борьбу с лихачами на «зубилах» и «99-ых», страшные ДТП из-за разбитых дорог и специфики взамоотношений водителей (когда об ОСАГО ещё только начинали говорить), зашкаливающее количество постов ДПС, больше похожих на бункеры, на дорогах всей России и регулярные инциденты с нападениями на автомобилистов, вымогательства парней в спортивных костюмах и т.д.. В те годы о работе некоторых постов ГАИ в республике ходила дурная слава – почти все транзитные водители жаловались, что не могли спокойно проехать по республике, не отдав кому-либо деньги (и порой это были как раз инспекторы-«оборотни в погонах», как их нередко называли). В то же время положение инспекции, как и в целом МВД в стране было плачевным: старенькие машины, недостаток средств на обеспечение нормальной работы постов и отделов, минимальная зарплата сотрудников, денег порой не хватало даже на бензин для служебного транспорта… Постепенно, путём порой принятия непопулярных среди водителей, а иногда неприятных для сотрудников ГАИ мер, Рифкат Минниханов смог решить вопросы, стоявшие перед инспекцией: добился нормального постоянного финансирования и стал активно работать с внебюжетными источниками, стал оптимизировать работу отдельных подразделений, сокращал разросшийся штат некоторых подразделений. При нём Госавтоинспекция стала очень активно работать со СМИ и общественным мнением, в последние годы став примером по взаимодействию со средствами массовой информации. Ну и главное – во всех своих выступлениях полковник полиции подчеркивал, что в своих действиях он руководствуется буквой закона и того же требовал от своих подчинённых. Инновации ГИБДД Татарстана и водительская культура В середине 2000-ых Татарстан одним из первых российских регионов начал активно внедрять Интернет-технологии для удобства автовладельцев. Появились электронные записи на техосмотр, регистрацию машины, позже – возможность удалённо оплатить пошлину. То, что раньше занимало 1-2 дня, теперь стало возможно сделать за час-полтора. Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Татарстана своими мерами, по сути, изменил и культуру поведения водителей в Татарстане. Не секрет, что в 90-ых – начале нулевых в республике, собственно, как и по всей России, мало кто обращал внимание на ремни безопасности, на поворотники, подрезания и прочие прелести дорожного движения, обыкновенные для развивающихся стран. Сегодня в Казани, согласно исследованию агентства PromRating.ru, 80% автомобилистов пристёгиваются за рулём – в этом, безусловно, есть заслуга и команды Минниханова, в своё время проводившей множество специальных рейдов против непристёгнутых водителей. Заметны результаты работы против тонированных вкруг авто. Закрывать автомобиль пленкой по всем стеклам сегодня уже моветон. Ещё одна «фишка» команды Рифката Минниханова, про которую знают почти по всей стране, – повсеместная установка камер видеофиксации. Татарстан стал фактически пилотным регионом России в этом процессе. К камерам на дорогах и «письмам счастья» от ГИБДД с квитанциями на штрафы татарстанские водители привыкли гораздо раньше тех же москвичей и питерцев, и хоть без перегибов не обошлось (чего стоят только жалобы на неправильно установленные камеры, на работу инспекторов «исподтишка», а не на открытых участках дорог). Тем не менее практически любой казанский или челнинский автомобилист сегодня заявит: на дорогах стало и спокойнее, и безопаснее, и комфортнее. Казанцы, к примеру, даже переняли привычку московских водителей пропускать друг друга в потоке и вежливо благодарить поворотниками. Больше камер - меньше ДТП? http://old.kazan24.ru/images/news/rnm7.jpg" class="img_top_news" alt="Вот как сам Рифкат Минниханов в своем программном и, похоже, последнем интервью в качестве главы ГИБДД в газете «Республика Татарстан», опубликованном сегодня, говорит об изменениях за последнее время: «Определенные изменения есть, конечно. Даже на трассе уже не увидишь машину, мчащуюся со скоростью 200 километров в час. А до введения приборов фото- и видео-фиксации в экстремальной езде практиковались многие. Свою роль играет и пропаганда. Все-таки выросло уже целое поколение водителей, которому уроки правил безопасного поведения на дороге преподавали с детского сада». В Татарстане в последние 10 лет уменьшилось количество ДТП, а также число погибших и пострадавших на дорогах. Так, если в 2004 году за год в авариях погибло 882 человека, а пострадало почти 8000, то в 2013 погибло 709, а раненых стало на тысячу меньше. При этом количество машин и дорог за это время в Татарстане существенно выросло. http://old.kazan24.ru/images/news/gibdd-11.jpg" class="img_top_news" alt="Динамика числа ДТП, а также погибших и пострадавших в них в Татарстане в 2004-2014 годах (tatcenter.ru) Есть и обратная сторона медали – крупные ДТП сегодня вызывают огромный резонанс в обществе. Например, недавняя авария на 86-м км автодороги «Казань-Шемордан». В столкновении микроавтобуса и кроссовера тогда погибли восемь человек. Такие аварии, с одной стороны, приводят в пример как явная недоработка ГИБДД и результат увлечения камерами фиксации – ведь многие водители уже не боятся превышать скорость и нарушать правила на тех участках, где никаких средств фиксации нет. С другой понятно, что на каждом перекрёстке инспектора не поставишь и почти всегда такие ДТП – результат разгильдяйства одного из водителей. Увы. Были у Рифката Минниханова в качестве главного автоинспектора и большие планы на будущее: например, он планировал провести тотальную «чипизацию» автомобилей в Татарстане и поставить в номера RFID-метки, которые помогли бы распознать любого нарушителя – даже с замаскированными номерами и поставили бы дорожное движение практически под полный контроль. Кто-то называл это "тотальной слежкой", но у главного гаишника на это был всегда свой ответ: «Мы за то, чтобы каждый водитель вернулся вечером к себе домой». Что удалось и какие недоработки были у Рифката Минниханова в качестве главного автоинспектора РТ, мы попросили прокомментировать экспертов и автомобилистов: Рамиль Хайруллин, представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане: «Навскидку могу отметить, что Рифкат Нургалиевич - открытый человек, он не прячется за спинами кого-то, обсуждает все проблемы напрямую с общественностью. Это безусловный плюс, и я ставлю это ему в заслугу. Что касается непосредственно изменений на дорогах, внедрений новинок на дорогах… Наверное, тут самое запоминающееся – внедрение камер фотовидеофиксации. Какую-то роль они, конечно, играют, но просто поставить их и забыть нельзя, потому что люди привыкают, знают, где стоят камеры. Значит, нужно менять места дислокации, быть мобильными. По камерам новому начальнику автоинспекции нужно идти по пути Москвы, там камеры действуют практически по всем видам нарушений ПДД, по пропускам пешеходов, выключенному свету фар и т.п.. Ещё к заслугам теперь уже экс-главы ГИБДД можно отнести отмену левых поворотов в Казани на крупных магистралях. Тут, конечно, и работа исполкома. Но по тому же Булаку раньше невозможно было проехать, а теперь свободно, город поехал! Что касается каких-то недоработок: конечно, не хотелось бы, чтобы камеры вытеснили инспекторов, а фактически это произошло. Все-таки нужно возвращать инспекторов на дороги. И продолжать работу с авто-мото-сообществами. Новый начальник должен логически продолжить работу с байкерами, которая началась при Рифкате Минниханове». Антон Глухов, руководитель агентства PromRating.ru: «Редко в каких регионах фигура начальника ГИБДД занимает такое важное место в местной иерархии. Это достаточно весомая фигура была, все знали, кто у нас начальник ГИБДД, что отмечали и журналисты из других регионов. За время работы Рифката Минниханова так или иначе регион стал передовым по внедрению камер, по различных технических систем, появились выделенные полосы для движения общественного транспорта, эвакуаторы активно заработали…. И это признают не только у нас, но и на федеральном уровне. Об этом говорят многие федеральные эксперты, чиновники, политики. Всевозможные инновации часто находили недопонимание у водителей, приезжие автомобилисты говорили, что в Татарстане ГИБДД злые и наказание неотвратимо – это в том числе отсылка и к работе камер на дорогах. Но остались и некоторые проблемы – например, с парковкой во дворах, недостатком карманов для парковки. Взят крен в направлении платных стоянок и жёсткой эвакуации, но это для многих перебор и вопрос наверняка можно было решить по-другому, оставив часть мест для свободной парковки. Еще, мне кажется, некоторые проблемы решали своего рода «набегами». Например, по вопросам, связанным с тонировкой – машины начинают проверять едва ли не во дворах, а проходит месяц - и волна схлынула». Михаил Темников, Сергей Магданов Фото: kazanfirst.ru, tatar-inform.ru, tatacenter.ru

Новости партнеров